Развитие ребенка в год

Годовалый малыш овладевает двумя очень важными умениями человека – ходьбой и речью. Ребенок от года до двух лет проходит очень большой путь речевого и интеллектуального развития. Начинается этот путь с понимания речи близких взрослых и первых десяти слов, которые говорит ребенок в год. А к двум годам малыш ставит просто рекорд в развитии – его словарь составит примерно 200-300 слов к двум годам, в речи появятся первые короткие предложения, ребенок начнет понимать сюжет в инсценировках и на картинках.

Конечно же, такой скачок в развитии малыша происходит не сразу, а постепенно, поэтапно. Развитие ребенка на втором году жизни проходит несколько этапов. Первый этап включает первые три месяца от года до года трех месяцев. Об этом этапе в развитии малыша мы и поговорим в этой статье.

 Развитие ребенка в год: развитие движений (от 1 года до 1 года 3 месяцев)

В год почти все дети уже умеют ходить, но ходят еще не очень уверенно, не всегда сохраняют равновесие. Часто малыш берет себе « в помощь» какую-нибудь игрушку или предмет:  мяч, подушку, мишку, зайку или даже большой карандаш. Малышу кажется, что этот предмет «помогает» ему удерживать равновесие.

Чтобы  ребенок быстро научился ходить нужно дома предоставить малышу возможность тренироваться в ходьбе и давать ему возможность ему ходить во время прогулки. Постепенно малыш в ходьбе чувствует себя более уверенно, начинает пробовать ходить по кочкам, по впадинкам на прогулке. Он часто падает, но поднимается и начинает снова.

Поэтому для годовалых детей. обучающихся ходить, очень нужны специальные игрушки, побуждающие ребенка к ходьбе. Это игрушки, двигающиеся при движении малыша – например, сюжетные игрушки на колесиках и различные каталки. Каталки могут быть пластмассовые, деревянные и даже текстильные. Есть игрушки-каталки на палочке или на веревочке.

Каталки из ткани используются только дома. Их минус в том, что они быстро пачкаются. Но зато их легко сшить самим! И тогда можно воплотить любые идеи. Сшитая каталка прикрепляется к готовой основе (деревянной платформе на колесиках), тогда верх каталки из лоскутков можно менять. Верх каталки нужно сшить из материалов с разной фактурой, можно предусмотреть пристегивающиеся элементы на липучках, пуговицах, кнопках. Тогда игрушка получится многофункциональной. Есть и такие каталки, выпускающихся промышленностью.  Вот примеры текстильных каталок для малышей.

Выбирая игрушку-каталку для ребенка, нужно учесть следующие требования к игрушкам:

  1. Игрушка-каталка должна иметь устойчивые колеса.
  2. Форма игрушки должна быть удобна для захвата детской рукой, для манипулирования малыша с ней.
  3. Игрушка должна быть яркого цвета, привлекательного для малыша (например, желтый, красный, оранжевый, зеленый).
  4. Игрушка должна быть сделана из безопасных для ребенка материалов. Все мелкие детали должны быть очень прочно прикреплены!
  5. Первые каталки для обучения ходьбе должны быть на палочке, чтобы малыш толкал их впереди себя. Придерживаясь за них, ребенок учится ходить.

Играя с каталкой, малыш сначала будет просто учиться ходить и возить впереди себя игрушку. Затем помогите ему сделать следующий шаг в развитии – покажите, как игрушка на колесиках может ехать то быстрее, то медленнее. Почему так получается? Это малыш будет узнавать путем проб, ошибок, наблюдений.

Потом покажите, как быстро игрушка на колесиках скатывается с горки и дайте малышу самому попробовать покатать ее с горки. Играя с каталкой, ребенок  начинает ориентироваться в пространстве: везет игрушку вперед – назад – рядом с собой.

Первые шаги малыш охотнее делает, если его тянет к чему-то привлекательному и яркому, например, к игрушке, которую Вы показываете, или новому предмету. Для того чтобы стимулировать ходьбу нужно чтобы игрушка понравилась малышу и он ее хорошо видел. Поэтому игрушка должна быть расположена на уровне глаз малыша или чуть-чуть выше.

Игра «Иди ко мне».

Уберите все препятствия из центра комнаты. Отойдите от малыша на несколько шагов и позовите его по имени: «Ирочка, иди сюда, иди ко мне! Посмотри, что у меня есть! У меня есть собачка ав-ав» (покажите игрушку). Игрушка говорит: «Иди ко мне, Ирочка, я к тебе в гости пришла. Ав-ав!». Поманите малыша к себе. Если ему трудно преодолеть всё расстояние, то подхватите его на половине пути. Пусть игрушка поздоровается с малышом за ручку, погладит его, спляшет, споет песенку (придумайте любые действия). Предложите ребенку ответные действия с игрушкой: погладить, покормить, причесать, потанцевать.

Можно провести и другой вариант этой игры. Игрушка (например, собачка) может спрятаться и подозвать ребенка к себе: «Ку-ку! Иди сюда! Найди меня, Ирочка!». «Прячется» игрушка так, чтобы была видна одна ее часть – например, мордочка или хвост.

Игрушку в игре нужно менять, так как одна и та же игрушка быстро надоест ребенку и станет непривлекательной для него.

К 1 году 2 месяцам малыш уже может не только ходить, но и забраться на стул, на подоконник. Причем делает он это не из шалости или непослушания,  а из интереса. Поведение малыша ситуативно – ему интересно всё и всё его как магнитом притягивает к себе. Ему хочется обследовать окружающий его мир. Но он еще не знает о его свойствах   — лезет к горячему утюгу, засовывает пальчик в щель двери, стягивает скатерть со всеми находящимися на ней предметами со стола и с любопытством осматривает осколки чашки и тарелки. тянет в рот острый нож оставшийся на столе и т.д. Поэтому в этом возрасте нужно особенно внимательно следить за маленьким непоседой, но ни в коем случае не ограничивать ему возможности движения. Лучше предусмотреть всё заранее и быть уверенной в том, что никакие опасные предметы (иголка, ножницы, швейные булавки, кнопки, утюг и другие) никогда не будут находиться вблизи с годовалым малышом. Постоянные окрики и запреты – «и то нельзя, и другое тоже нельзя» только нервируют ребенка и дезориентируют его.

Поэтому нужно в семье обсудить и очень четко определить, что ребенку можно (это 2/3 и более его действий) и что действительно нельзя (не более чем 1/3  действий то есть несколько пунктов, которые может запомнить малыш). Также надо обсудить,  где будут храниться опасные для малыша предметы и за этим следить.

Таких запретов — «нельзя» должно быть немного, но запрет должен соблюдаться беспрекословно и всегда, то есть в любой ситуации. Например, если малышу нельзя залезать на подоконник, то это «нельзя» во всех ситуациях должно соблюдаться. Значит, незачем самим ставить ребенка на подоконник, чтобы он смотрел на улицу или махал ручкой бабушке, когда она уходит. Ведь тогда малыш поймет, что  всё-таки это «можно», и в тот момент, когда Вас не будет рядом, залезет на подоконник сам. И он будет в этом прав — ведь взрослые его ставили на подоконник, значит это можно!

К 1 году 3 месяцам можно с малышом делать специальные игровые упражнения по развитию движений. Например, учить его перешагивать через небольшие препятствия. Покажите малышу, как перешагивать через веревку, привязанную на расстоянии 12-18 см над полом. На прогулке перешагивайте вместе с малышом через ручейки, через лежащие на земле палочки. Дома можно  разложить на полу кубики и малыш будут перешагивать через них.

Также можно сделать с ребенком упражнения по бросанию мячика в корзину (ящик, коробку), находящуюся на уровне груди ребенка. Расстояние от корзинки до малыша примерно 50-70 см.

Еще одно двигательное умение, которое начинает осваивать малыш – это бег. Когда годовалый ребенок пробует бежать, у него получается семенящий шаг вместо бега. Поэтому делая упражнения с бегом, сами переступайте очень маленькими шажками в темпе бега ребенка.

Развивающее упражнение «Маленькие ножки»: ходьба и бег.

Игровое упражнение разработано И.А. Выродовой. Много интересных и полезных для малыша упражнений Вы найдете в ее книге «Музыкальные игры для самых маленьких».

Кака провести упражнение? На первое четверостишие идите с малышом по комнате, на второе четверостишие – бегите маленькими шажками. На третье четверостишие переступайте с ноги на ногу или изображайте любое танцевальное движение (фонарики ручками, хлопки в ладоши и другие)

Маленькие ножки (переступаем медленно, говорим четко, медленно, в ритме, низким голосом)

Источник: rodnaya-tropinka.ru