Они такие разные

В реальной жизни встречаются разные типы агрессии. Учитывая это, вы сможете правильно выстроить отношения со своим подростком.

Кирилл,15 лет, гиперактивно-агрессивный подросток. Воспитан в атмосфере вседозволенности, попадая в группу сверстников, проявляет агрессию в связи с тем, что ребята не желают признавать его «исключительность». Совет: обязательно развивайте сопереживание не только к сверстникам, но и ко всему живому. Учите принимать на себя ответственность, признавать ошибки.

Марат, 13 лет, агрессивно-обидчивый подросток. Агрессия провоцируется особенностями нервной системы, половым созреванием. Характерна повышенная раздражительность, чувствительность. Совет: учитесь снижать напряжение, примените шумную, но недолгую игру. Избегайте ситуаций, заведомо провоцирующих перенапряжения.

Николай, 12 лет, агрессивно-боязливый подросток. Свойственные ему подозрительность и враждебность – всего лишь защита, вполне возможно, от мнимой угрозы. Совет: моделируйте опасную ситуацию, обыгрывайте ее и переживайте вместе с подростком. Работайте с ситуацией так, чтобы получилось балансировать на границе опасно/безопасно, с периодическим перевесом безопасности.

Елена, 13 лет, «агрессивный оппозиционер». Часто грубит, но только родителям. Очевидно, они перестали быть образцом для девушки, и когда ей что-либо не удается, она позволяет себе переносить на родителей свои проблемы и настроение. Совет: начинайте решать проблемы сообща. Заинтересуйте совместной деятельностью, в которой вы – «спец».

Ольга, 16 лет, «бесчувственный агрессор». В связи с нарушением интеллектуального развития снижен эмоциональный отклик, способность к сочувствию. Совет: стимулируйте проявления доброты, желание прийти на помощь. Обращайте внимание на эмоциональное состояние людей. Приучайте нести ответственность за агрессию: «А теперь  надо извиниться».

Совершая переход от детства к юности, подросток с ДЦП овладевает новыми социальными функциями. Искренность и последовательность поступков взрослого обязательно поможет подростку принять к «исполнению» неагрессивную модель поведения.

Креативно-художественная и телесно-ориентированная практика в развитии мелкой моторики рук у подростков с детским церебральным параличом

Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое заболевание центральной нервной системы. При этом заболевании имеет место раннее (обычно в период внутриутробного развития) поражение головного мозга. Особенно страдают те мозговые функции, при помощи которых осуществляются произвольные движения.

Во всех случаях раннее повреждение мозга в период его наиболее интенсивного развития определяет сложность и полиморфизм клинических проявлений.

Это заболевание инвалидизирует человека, поражая не только двигательную систему, но и интеллектуальное развитие и речь.

В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью.

Всякая задержка в ходе развития затрудняет общение подростка со сверстниками и взрослыми, и в какой-то мере исключает его из общения и занятий.

Довольно часто эти нарушения являются следствием невнимательного отношения родных подростка или персонала специализированного учреждения к развитию мелкой моторики рук.

Мелкая моторика – точные движения пальцев рук. Между развитием мелкой моторики и развитием речи существует прямая зависимость. Формирование движений происходит при участии речи, а также при точном динамическом выполнении упражнений для ног, туловища, рук, головы, что способствует совершенствованию органов артикуляции.

Мелкая моторика не является безусловным рефлексом и требует специального развития. И.М. Сеченовым (1896), Scherrington (1935), а также современными учеными (Н.А. Бернштейн, И.С. Лопухина) и др. было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга: у подростков улучшаются внимание, память, мышление, слух и зрение. Это основное условие успешного обучения. Иначе говоря, чем лучше развиты пальцы, тем легче будет научить человека говорить, оперировать определенными понятиями.

Развивая мелкую моторику рук, нужно помнить о распределении нагрузки. Развивая правую руку, стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, стимулируем развитие правого полушария.

В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, аналитико-синтетическую деятельность. Правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки, т.е. за чувственное восприятие мира с помощью анализаторных систем.

В недавнем прошлом вся система образования была направлена на развитие левого полушария - оно ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики, а искусству и музыке уделялось крайне мало внимания как второстепенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие, образно говоря, затормаживается в своём развитии. Снижение силы образного мышления (функции правого полушария) приводит к тому, что действительность начинает восприниматься левым полушарием мозга без коррекции правым. В результате появляется реальная почва для развития неврозов и психозов (что бывает характерно для больных с ДЦП).

Для стимуляции работы правого полушария в программу реабилитационных мероприятий были введены занятия, на которых подросткам предлагалась лепка из соленого теста.

Занятия лепкой оказывают комплексное воздействие на кожную систему тангорецепторов (от лат. tangere – касаться и receptor – принимающий) рук.

Осязательное и зрительное воздействие (по Сеченову) повышают возбудимость двигательной области головного мозга. В двигательной области объединяются нервные импульсы со всех органов чувств, что способствует развитию экспрессивной и импрессивной речи.

Предполагается, что целесообразно проводить восстановительную работу с данной категорией пациентов, принимая во внимание то, что мозг подростка развивается в динамике и обладает пока ещё пластичностью и способностью к компенсированию нарушенных функций. Несмотря на то, что развитие мозга у больных с ДЦП может быть задержано или приостановлено, последовательные, целенаправленные, интенсивные стимуляции могут ускорить его развитие и пациент достигнет такого уровня компенсации, что приблизится по развитию к здоровому своему сверстнику.

Целью работы – являлось подтверждение улучшения уровня мелкой моторики у подростков с ДЦП посредством введения в реабилитационные мероприятия занятий по лепке из соленого теста. Соленое тесто мягче пластилина, но в то же время жесткое, шершавое, пластичное, легче поддается разминанию, из него проще моделировать фигуры, его проще раскрашивать.

Были подобраны комплексы упражнений для разработки мелкой моторики: массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, лепка из соленого теста.

Занятия проводились пять раз в неделю, продолжительностью по 30 минут. Перед занятием – массаж кистей и пальцев по 2-3 минуты и гимнастика в пассивной форме. Далее подростки осваивали основные приемы работы с тестом:

Развивающие ладонный захват: разминание теста, катание шариков – "колобков", "колбасок", "бревнышек для домика".

Приемы, развивающие "щепотной" и "пинцетный" захват – разрывание "колбаски" на мелкие кусочки ("детали машины"), сворачивание "колбаски" в спираль, втыкание палочек, держа их щепотью ("дом", "забор"), прищипывание краев изделия ("пирожок", "цветок"), нанесение стекой вмятин в тесте ("глаза животного").

После освоения основных приемов работы с тестом, пациенты учились выполнять цепочку последовательных действий. А после просушки поделок предлагалось раскрасить готовые изделия.

Исследования проводились на базе Центра медицинской и социальной реабилитации для и подростков и взрослых инвалидов с детским церебральным параличом (ЦМСР ДЦП) в Царицыно.

Для решения поставленных задач была проведена первичная диагностика 159 подростков. В ее ходе определялись: возраст ручной умелости (Мюнхенская диагностика), уровень развития ладонного, "щепотного" и "пинцетного" захватов, умение выполнять цепочку последовательных действий.

На момент исследования все испытуемые имели различный уровень развития мелкой моторики: у 59 (37,1%) подростков возраст ручной умелости не соответствовал норме, у 39 (24,5%) пациентов отсутствовала какая - либо форма захвата, умение выполнять последовательность действий отсутствовало у 61 (38,4%) подростка.

После проведения коррекционно-развивающих занятий с использованием массажа рук, пальчиковой гимнастики, лепки из соленого теста (всего 512 занятий) появилась положительная динамика в развитии мелкой моторики. Ладонный захват появился у 44 (27,7%) подростков, умение выполнять последовательность действий у 59 (37,1%) подростков, возраст ручной умелости повысился у 56 (35,2%) подростков.

Таким образом, показатели развития мелкой моторики уже за достаточно небольшой период (56 дней) значительно улучшились: возраст ручной моторики стал выше на 33%; форма захвата на 38%; умение выполнять последовательность действий на 29%.

Предполагается, что данная работа по разработке комплекса реабилитационных мероприятий для развития мелкой моторики с включением лепки из соленого теста должна быть продолжена.

В настоящее время продолжается разработка программы развития и коррекции мелкой моторики у подростков с ДЦП с использованием данной методики.

Источник: iamtiptop.ru