Лечебная физкультура

Восстановление движений в руке после инсульта.

Восстановление движений в руке после инсульта начинается с профилактики мышечной контрактуры (спастики) в мышцах-сгибателях верхней конечности и применении пассивной гимнастики для суставов, а также укладке в физиологическом положении. Когда в руке появятся движения, суставы должны быть готовы к выполнению движений. В этой статье перечислены упражнения для руки после инсульта. целью которых является восстановление навыков самообслуживания и, возможно, полной реабилитации постинсультных больных.

Принципы восстановления активных движений в верхней конечности такие же, как и в нижней конечности, они основаны на активизации волевой деятельности постинсультного больного. Подробнее об этом в статье «Восстановление ходьбы после инсульта». Коротко перечислим эти принципы и поговорим о том, как восстановить движения после инсульта.

1). Побуждение к движению во время пассивной гимнастики.

2). Посыл импульсов – мысленное воображаемое движение в руке (в конечности).

3). Тренировка коротких и простых движений в конечности после анализа сложного объемного движения, затем соединение этих простых движений в одно целое.

Побуждение к движению во время пассивных движений осуществляется с установкой: «Я буду передвигать твою руку, а ты старайся сделать эти движения самостоятельно». Во время выполнения пассивных движений следует давать команды: «Приготовились! И-и-и- раз! … И-и-и- два!» и другие, которые помогут пациенту организоваться и принимать активное участие в движении. По сути этот прием относится к посылу импульсов, но в сочетании с пассивными движениями.

Посыл импульсов от головного мозга к конечностям.

Посыл импульсов (идиомоторные упражнения) заключается в мысленном передвижении конечности пациентом; он может выполнять воображаемые движения самостоятельно несколько раз в день, но сначала надо его потренировать в этом и убедиться, что ему все понятно.

Уделим внимание некоторым важным моментам при работе с идиомоторными упражнениями.

1). Всегда все упражнения начинаем со здоровой стороны. это помогает активизировать участки головного мозга, управляющие обеими верхними конечностями. Пример, больной лежит на спине, руки вдоль тела. Даем задание поочередно класть ладони на живот. Ученик кладет ладонь здоровой руки на живот и возвращает руку в исходное положение. Затем он мысленно кладет ладонь «больной» руки на живот и возвращает её на место. Повторяем упражнение несколько раз и оставляем на домашнее задание, которое пациент будет выполнять в свободное время. Упражнение с мысленным посылом импульсов можно продолжать неограниченно: столько, сколько сможет ученик. Это непросто даже здоровому человеку, а после инсульта сосредоточиться и концентрировать внимание еще трудней. Вы можете проверить правильность выполнения так: при концентрации внимания на «больную» руку, когда пациент передвигает её мысленно, движения в здоровой руке станут медленными и плавными, так как возникает потребность запомнить чувство движения, чтобы воспроизвести его на «больной» стороне.

2). Лучший эффект упражнений с посылом импульсов достигается при закрытых глазах.

3). Усилить посыл импульсов можно методом отягощения. Ученик мысленно представляет, что он держит гантель в руке. Тогда потребуется больше усилий, чтобы передвигать руку, больше активизируется нервная система.

4). Каждый день меняем задание: либо усложняем его, либо даем другое упражнение. Например, упражнение с поочередным перемещением кистей с постели на живот и обратно усложним поглаживанием живота круговыми движениями.

5). Воображаемое движение должно быть в полном объеме. Пациент должен осознавать законченность движения, ощущая его границу, которая определяется либо возможностями сустава, либо ограничивается окружающими предметами. Это психологический момент; пациент, доводя движение до конца, осознает его как победу, незаметно для него самого повышается уверенность в себе и в достижении отличных результатов в восстановлении движений.

Приведу пример одного их упражнений. Пациент лежит на спине, руки вдоль тела. Здоровой рукой взяться за нос (или ухо, или положить ладонь на лоб), вернуться в исходное положение, затем то же проделать «больной» рукой при вашей поддержке. Мышцы на парализованной руке слабые, пациент не может ощутимо захватить пальцами нос. Помогите ему, немного надавив на его пальцы, чтобы у него возникло кожное ощущение качественного прикосновения к носу.

6). При использовании каких-либо предметов для восстановления движений автоматически включается посыл импульсов к парализованным конечностям. Очень эффективны упражнения с применением бытовых предметов (кастрюли, скалки, большие салфетки – все, что есть под рукой, и на что способна ваша фантазия); а также  любые удобные для этого принадлежности для лечебной гимнастики (гимнастическая палка, мячи, обруч и др.). Главная цель применения различных предметов: помочь организму «вспомнить» и восстановить утраченные движения; с предметами это происходит быстрее, так как повышается интерес пациента к лечебной гимнастике и активизируются стереотипы движений в быту.

Возьмем для примера упражнения с гимнастической палкой. Пациент держит её двумя руками на расстоянии ширины плеч, «больную» руку прибинтовываем эластичным бинтом. Пациент лежит на спине, руки выпрямлены вдоль тела, гимнастическая палка лежит на бедрах. Даем задание согнуть руки в локтевых суставах и привести палку к груди. Немного помогаем «больной» руке передвигаться. Сгибание происходит решительно, а разгибание – плавно, медленно, чтобы руки не падали, а опускались в исходное положение.

7). Обязательно напоминаем пациенту о том, чтобы он концентрировал внимание на «больной» руке. Это условие для посыла импульсов к парализованной конечности.

Для другого упражнения понадобится короткая палка (30 - 35см). Пациент держит её за один конец «больной» рукой, в этом положении прибинтовываем кисть к палке эластичным бинтом. Пациент лежит на спине, рука выпрямлена, лежит вдоль тела, палка свободным концом касается  бедра пациента. Даем задание: поворачивая руку отвести свободный конец палки в сторону, затем вернуться в исходное положение. То есть пациент раскачивает палку вправо – влево, держа её за один конец. В меру помогаем выполнить это движение, то есть помогаем только там, где пациент не может сам. Стремитесь к тому, чтобы ученик понимал, что нужно совершать движение в полном объеме. В данном примере нужно касаться палкой до постели при отведении её в сторону. Отведение палки в сторону – супинация руки (кисти), приведение палки к туловищу – пронация кисти. Супинация дается пациенту труднее, чем пронация, но здесь мы уделим внимание тому, чтобы при перемещении палки к телу движение было плавным, то есть контролируемым (при повышенном тонусе мышц – сгибателей руки данное движение будет резким, а наша задача научить пациента сознательно управлять своими конечностями, поэтому требуем выполнять эту часть упражнения медленно).

Упражнение «Вращение палки в вытянутой руке». Пациент держит «больной» рукой короткую палку за середину, прибинтуем кисть эластичным бинтом в данном положении, рука выпрямлена вверх (к потолку), если пациент лежит на спине, и вытянута вперед, если пациент сидит на стуле. Придерживая руку в выпрямленном положении, чтобы она не падала, даем задание вращать палку в одну и другую стороны несколько раз, затем нужно сделать небольшой отдых и снова повторить упражнение.

Упражнения с гимнастической палкой придумывайте самые разнообразные, но простые.

Далее поговорим о сложных упражнениях, в которых участвуют разные группы мышц и тренируется координация движений, а также внимательность и память. Прежде, чем приступить к выполнению сложного упражнения, следует освоить каждую его часть отдельно и только потом объединить все короткие движения в одно целое. Можно придумать множество таких упражнений в разнообразных вариантах как с предметами, так и без них. Сначала осваиваем упражнения на счет «4», затем на счет «8» и «16».

Приведу пример сложного упражнения, которое выполняется на счет «8».  Пациент лежит на спине, руки выпрямлены, лежат вдоль тела, в руках гимнастическая палка, «больную» руку можно прибинтовать к палке эластичным бинтом. 1 – Согнуть руки в локтевых суставах, привести палку к груди. 2 – Решительно выпрямить руки к потолку (как-будто штангу). 3 – Выпрямленные руки с палкой положить за голову. 4 – Снова поднять выпрямленные руки к потолку. 5, 6 – Повернуть палку в выпрямленных руках в одну и в другую стороны. 7 – Согнуть руки в локтевых суставах, привести палку к груди. 8 – Вернуться в исходное положение: опустить палку в выпрямленных руках вдоль тела.

Приведу пример упражнения на счет «16». Пациент сидит на стуле, гимнастическая палка в руках лежит на бедрах. 1 – Привести палку к груди, согнув руки в локтевых суставах. 2 - Поднять палку вперед, выпрямив руки. 3 – Отвести палку вправо с поворотом корпуса. 4 – Снова палку вперед. 5 – Отвести палку влево с поворотом корпуса. 6 – Палку вперед. 7 – Привести палку к груди, согнув руки в локтевых суставах. 8 – Выпрямить руки вверх. 9 –«Нарисовать» палкой круг перед собой в одну сторону с возвратом палки вверх. 10 – Также «нарисовать» палкой круг в другую сторону с возвратом палки вверх. 11 – Над головой качнуть палку вправо (левая рука прикасается к голове, правая рука – в сторону). 12 – Палку вверх. 13 – Над головой качнуть палку влево. 14 – Палку вверх. 15 – Опустить палку к груди, согнув руки в локтевых суставах. 16 – Вернуться в исходное положение.

Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Такие сложные упражнения активизируют ученика и создают ощущение игры. Пациенту будет легче запомнить упражнение, если он будет помогать его составлять. Порядок движений надо записать на листке бумаги, чтобы не запутаться. Продемонстрируйте ученику данное упражнение два раза, чтобы он его запомнил. Пусть напрягает память. При необходимости подсказывайте, какое следующее движение, и помогайте придерживать «больную» руку. Включайте в занятие составленное сложное упражнение несколько дней подряд, пока пациент не будет делать его уверенно по памяти. Затем придумайте новое сложное упражнение.

Приведу пример сложного упражнения без предмета. Пациент лежит на спине, кисти сомкнуты в «замок», руки внизу. 1, 2 – «Нарисовать» перед собой два круга выпрямленными руками по часовой стрелке с полной амплитудой. 3, 4 – «Нарисовать» такие же два круга в другую сторону. 5 – Вывернуть сомкнутые в замок ладони (руки внизу). 6 – Поднять выпрямленные руки с вывернутыми ладонями вверх (положить на подушку за голову). 7 – Развернуть кисти, сомкнутые в замок, в обычное положение. 8 – Опустить руки вниз и обхватить колено согнутой правой ноги. 9 – Руки вверх. 10 – Опустить руки вниз, обхватить колено согнутой левой ноги. 11 – Руки вверх. 12 – Исходное положение. Выполнить 3 – 4 раза.

Когда появятся первые движения в руке, дальнейшее восстановление движений будет происходить постепенно при условии ежедневных занятий с постоянным усложнением заданий. Каждое новое более сложное задание упрощает выполнение предыдущих упражнений. Разнообразные движения в руке тренируем выполнять сначала лежа в постели, затем сидя на стуле за столом.

Упражнения для руки после инсульта сидя за столом.

Самый удобный для занятий обычный стандартный кухонный стол с размерами поверхности столешницы 85 * 64 см. Пациент сидит за столом, расстояние от него до переднего края стола примерно 10 см, руки лежат на столе ладонями вниз ближе к переднему краю стола.

1). 1 - Здоровая рука скользит по поверхности стола вперед, пациент наклоняется вслед за рукой, рука выпрямляется, а пальцы стремятся захватить дальний край стола. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – «Больная» рука так же скользит вперед, выпрямляется, пациент старается расслаблять сгибатели «больной» руки, делает выдох в момент распрямления, берется за дальний край стола. 4 – Вернуться в исходное положение.

2). Усложним предыдущее упражнение. Руки поочередно тянутся не вперед, а в дальние углы поверхности стола.

3). Супинация – пронация. Руки лежат на столе ладонями вниз, предплечья параллельны друг другу. Повернуть руки ладонями кверху, пальцы распрямить, максимальное внимание «больной» руке, затем повернуть лежащие на столе руки ладонями вниз.

4). «Кулачки». Руки лежат на столе ладонями вниз, предплечья параллельны друг другу. Медленно согнуть пальцы в кулачки одновременно на обеих кистях. Затем вернуться в исходное положение.

5). Пациент влажной салфеткой вытирает поверхность стола сначала здоровой рукой, затем повторяет «больной» рукой. Движения должны быть объемными, плавными, качественными. Нужно понимать, что данное упражнение не для того, чтобы вытереть поверхность стола, а для тренировки руки. Поэтому «вытирать» стол нужно в разных направлениях: вперед – назад, вправо – влево, круговыми движениями, потренируйтесь вытирать салфеткой и боковые поверхности столешницы.

6). Возьмите салфетку чуть большего размера, чем поверхность стола. Пациент тренируется расправлять скатерть, затем складывать её пополам (положить, разгладить кистями, чтобы не было складок). Еще раз сложить, разгладить. И так продолжайте, пока салфетка не будет сложена в несколько раз. Снова расстелить салфетку, как скатерть. Повторите 3 – 4 раза.

7). Простынь, сложенную вдоль в 4 раза, скрутить валиком. Можно закатывать эту широкую полоску ткани на скалку или палку.

8). Сложенную в несколько раз салфетку раскатывать скалкой, как тесто.

9). Вставать со стула, опираясь руками на стол, как бы отталкиваясь руками от поверхности стола и выпрямляя руки.

10). Собирать детскую пирамидку.

11). Складывать узор мозаики. Детскую мозаику лучше выбрать с крупными детальками для узора.

12). Зашнуровывать ботинки, заплетать косичку из веревок или тесемок.

13). Застегивать пуговицы (сначала крупные, затем средние и мелкие).

14). Собирать бусы на толстую нить (можно использовать короткие макароны в форме трубочек). Собирать конструктор (например, лего).

15). Месить тесто, раскатывать его скалкой, что-нибудь лепить из теста и производить различные манипуляции в зависимости от возможностей ученика: натыкать вилкой дырочки, лепить пельмени, пирожки, защипывая края, разрезать раскатанный корж ножом на полоски, вырезать фигурки формочками. Также можно лепить из пластилина, подержав кусок пластилина в теплой воде, чтобы он стал теплым и мягким.

16). Переливать воду кружкой из одной кастрюли в другую. Так же поварешкой (половником).

17). Переставлять кастрюли с одного места на другое за ручки (сначала пустые, затем с водой), подбирать им крышки, размешивать в кастрюле половником воду и так далее.

18). «Ладушки». Сидя на стуле, ладони на коленях. Хлопнуть ладонями друг об друга, затем по коленям. Также в «Ладушки» можно играть с напарником (с инструктором, с вами). Здесь можно придумать самые разнообразные варианты игры, чтобы было полезно не только для развития координации, но и просто интересно (для положительных эмоций).

В статье «Упражнения для кистей и пальцев рук» вы найдете полезные упражнения для восстановления движений в руке после инсульта: «Шалбаны», «Монетки», «Кнопочки», «Фигушки», «Крючки» и другие.

Упражнения с фасолью очень эффективны для восстановления движений в руке после инсульта. Понадобится 3 кг фасоли. Фасоль возьмите гладкую, «шелковистую», чтобы руки легко могли углубляться в кучку фасоли, поместите её в таз. Задания различные.

Набрать фасоль в сомкнутые ладони, приподнять руки и не спеша высыпать обратно в таз. Погрузить одну руку поглубже в фасоль и размешивать её в одну и в другую стороны.

Взять фасоль в руку, сколько возможно, приподнять руку и высыпать обратно в таз (здесь нужно обращать внимание на то, что при высыпании фасоли из кисти в таз пальцы нужно распрямлять как можно больше).

Закопайте какой-нибудь предмет поглубже в фасоль, задание – найти и достать этот предмет (например, связку ключей).

Пересыпать фасоль обеими ладонями из одного таза в другой.

Набрать из таза в ладонь пять фасолинок по одной штучке.

Сложить на столе геометрические фигурки, выкладывая их фасолью, как-будто узор мозайки. Ударять по фасолинкам шалбанами.

И другие задания, которые вы придумаете.

Для тренировки движений, необходимых в быту, учим пациента открывать и закрывать вентиль крана, включать и выключать свет, нажимать на кнопки клавиатуры, телефона, постепенно перейдем к рисованию и письму.

Бросание мяча в корзину, напарнику, вдаль, о пол, в какую-либо цель. Тренируем бросать мяч от груди, из-за головы, подбрасывать вверх. Также учим и ловить мяч.

Очень приятно использовать апельсинку как атрибут для лечебной гимнастики вместо маленького мячика.

Оранжевый цвет и ощущение тяжеленького мячика в руке создают хорошее настроение. Апельсин можно передавать из руки в руку вокруг себя; так же на головой; из руки в руку с поворотом корпуса.

Упражнения на полу. Для занятий на полу вам потребуется помощник, так как поднимать пациента с пола тяжело. Упражнения для руки после инсульта самые разнообразные. Замечательно то, что занятия на полу создают особый интерес пациента к упражнениям, кроме того исчезает страх упасть, и создаются условия для полноценных качественных движений в плоскости пола, ну и, конечно, больше возможности разнообразить задания. Воспользуйтесь статьей «Лечебная гимнастика при остеохондрозе позвоночника». чтобы взять оттуда дополнительные упражнения. Приведу для примера несколько упражнений для руки на полу.

1). Лежа на животе, руки в упоре около плечевых суставов. Поочередно выпрямлять руки вперед.

2). Лежа на спине, руки вдоль тела. Переместить выпрямленные руки через стороны вверх, скользя по полу. Вернуться в исходное положение.

3). Лежа на здоровом боку, приподнять выпрямленную «больную» руку и выполнять движения руки вперед – назад. Можно руку подвесить на широкой ленте, которая будет поддерживать руку на весу, а пациент будет раскачивать руку, как при ходьбе.

4). Вставание в коленно – кистевое положение из положения лежа на животе, упираясь руками около плечевых суставов.

5).Ползание в коленно-кистевом положении назад и вперед. И другие упражнения.

Чем более разнообразны упражнения для руки после инсульта. тем лучше и качественнее восстановление движений и речи. Используйте детские развивающие игрушки: пирамидки, мозаику, конструкторы, кубики, пластилин и другие. Почаще занимайтесь на полу. Подбадривайте своего ученика прямо под руку установкой: «Сильный, смелый, здоровый!», это очень помогает в восстановлении движений после инсульта.

Су-джок – терапия и ДЭНАС – терапия – ваши верные помощники, которые многократно ускоряют сроки восстановления движений после инсульта и усиливают эффективность лечебной физкультуры, особенно, если применять перед лечебной гимнастикой.

Не пугайтесь того, что не все понятно, как заниматься с постинсультным больным. Просто начните делать пассивную гимнастику, посмотрев, как это делает массажист или инструктор ЛФК в стационаре. Вам понадобится статья  Лечебная физкультура после инсульта.

Периодически перечитывайте данную статью, идеи будут приходить сами. Научитесь ухаживать за больным, правильно укладывать на бок, пересаживать на стул, подтягивать кверху в постели, накладывать лонгету на руку и другие манипуляции. Для начала нужно понять, как проводить профилактику осложнений, которые могут быть у лежачего больного.  Научитесь решать насущные проблемы вашего пациента, находить с ним взаимопонимание, поднимать ему настроение.

Но при всем этом в первую очередь берегите здоровье своего позвоночника, нагрузка большая, надевайте пояснично-крестцовый корсет, делайте тяжелую работу с помощником. Распределяйте уход за больным на всех членов семьи. Тренируйтесь передвигать постинсультного больного на здоровом человеке, который имитирует парализованного больного: пересаживать на стул и обратно на кровать, вставать, ходить, поднимать с пола, подтягивать в постели кверху и др.

Восстановление движений в руке после инсульта идет одновременно с восстановлением ходьбы. Точной инструкции, как восстановить движения после инсульта. нет, так как требуется индивидуальный подход к каждому постинсультному больному. На успех лечебной физкультуры влияет множество различных факторов, их надо учитывать. Всё получится, если вы, действительно, этого хотите. Скучно не будет.

Напоследок обращу ваше внимание на три самые главные момента, от которых зависит успех в восстановлении движений в руке после инсульта. хорошее настроение, разнообразие упражнений и творческий подход к занятиям, регулярность занятий с обязательным усложнением заданий.

Я уверена, что вы испытаете настоящее счастье, когда увидите, что ваш ученик смог выполнить то или иное движение. Желаю веры в победу, настойчивости и успеха.

Поделиться в соц. сетях

Источник: lfk-consultant.ru