Миогимнастика

Функция мышц, окружающих зубные ряды, либо способствует развитию нормального прикуса, либо нарушает его. Восстановление нарушенных функций мышц, которое достигается с помощью специальной гимнастики, является непременным условием профилактики зубочелюстных аномалий.

Упражнения для мышц, окружающих зубные ряды применяются уже с начала CIC века, но как метод ортодонтической профилактики и лечения они были предложены Роджерсом в 1917г. и нашли дальнейшее развитие в работах В.Ю.Курляндского(1957г), Френкеля (1960 г.), Дуизингса (1960 г.), А.И.Бетельмана (1965 г.) и Е.И.Гаврилова.

Принцип лечения заключается в тренировке мышц, которая способствует нормализации функций.

Лечебная гимнастика может быть самостоятельным лечением, она может предшествовать ортодонтическому лечению, сочетаться с ним или применяться после окончания лечения для закрепления его результатов и предупреждения рецидива аномалий.

Гимнастикой можно достигнуть положительных результатов у детей с молочным прикусом (4 – 7 лет), когда ребенок уже может понять, что от него требуется. Эффект лечения зависит от степени выраженности нарушений, а так же от терпения пациента, его настойчивости и от контроля за качеством выполнения упражнений.

Гимнастикой дети могут заниматься индивидуально и в группе (в детских садах и школах). Контроль за выполнением упражнений возлагается на родителей или воспитателей.

Как самостоятельный вид лечения гимнастика дает хорошие результаты устранения протрузии (аномального изменения) верхних резцов при нейтральном соотношении боковых зубов.

Упражнения для тренировки круговой мышцы рта

     Несмыкание  губ приводит к ряду функциональных нарушений с неблагоприятными последствиями как местного, так и общего характера, поэтому гимнастическим упражнениям, направленным на тренировку круговой мышцы рта, должно уделяться особое внимание .

Отучить ребенка от ротового дыхания довольно трудно. К этому нужно приступить после того, как получено заключение отоларинголога о достаточной проходимости носовых ходов для воздушной струи.

Проверка носового дыхания.

    Чтобы убедится в возможности носового дыхания, следует предложить ребенку набрать в рот воды и проверить, как долго он может держать её, не проглатывая и не размыкая губ. При затрудненном носовом дыхании ребенок размыкает губы через 20 –40 секунд. Можно в качестве проверки приложить к каждой ноздре кусочек ваты или бумаги. При нормальном вдохе он хорошо прилипает к ноздре. Определить возможность носового дыхания можно при помощи зеркала, поднесенного к носу – оно запотевает при выдохе.

Эти приемы помогут определить лечебные мероприятия.

Нередко наблюдается  гипертонус мышц губ, имеющих радиальное направление. Это вызывает обнажение внутренних поверхностей губ, они кажутся массивными, межгубная щель удлиняется, верхняя губа приподнимается и нередко укорачивается. При таких нарушениях применяются следующие упражнения:

  • Ребенок надувает поочередно одну за другой щеки при сомкнутых губах и кулаками, приложенными к щекам, медленно выдавливает воздух через сжатые губы.
  • Надувание воздуха под верхнюю губу, рекомендуется при протрузии нижних резцов.
  • Для развития круговой мышцы рта можно рекомендовать свистеть, дуть на легко перемещающийся предмет, например кусок ваты или перышко.
  • Рекомендуется также проложить между губами полоску плотного картона и сжать ее. Полоску следует оставить на 30 – 50 минут (начинать следует с 1 мин. постепенно увеличивая до 50-ти мин. во время выполнения домашнего задания или просмотра телевизора; упражнение выполняется ежедневно).

Упражнения с сопротивлением.

  • Ребенок закладывает согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивает их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.
  • Упражнение с ватными валиками (логопедическое упражнение): небольшие ватные валики закладываются в область за верхнюю и нижнюю губу по бокам от уздечки. Ребенок должен сомкнуть губы и произносить губные звуки м, б, п или слова с ними.

Упражнение с деревянной линейкой

Ребенок зажимает губами край линейки по горизонтали и удерживает ее 1 – 5 минут ( с каждым днем время постепенно увеличивается, по достижении 30 мин. к линейке следует прикрепить грузик для усложнения упражнения; можно использовать для этой цели деревянный треугольник).

Упражнение с пуговицами.

Две пуговицы диаметром 25-30 мм. соединить шнурком длиной 15-18 см. Одну пуговицу ребенок охватывает по окружности губами             ( пуговица за губами перед передними зубами -  не за зубами!) и старается удерживать ее, за вторую пуговицу с некоторым усилием тянет взрослый.

Упражнение выполняется 2-3 раза в день, начиная от 15 раз и добавляя каждый день по 2раза, доводя до 150 раз. Следует вести дневник выполнения упражнений, в котором фиксировать наращивание количества упражнений.

Упражнения для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть

(прогнатия)

Рекомендуется выполнять сидя, для усложнения – стоя.

  • Нижняя челюсть медленно выдвигается вперед до тех пор, пока нижние резцы не перекроют верхние резцы. В таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 сек. затем медленно возвращать ее в исходное положение.
  • То же упражнение выполняется с поворотом головы вправо и влево. После усвоения упражнения выдвинутую челюсть удерживать как можно дольше, делается до 10 раз.
  • Увеличивать нагрузку, выполняя упражнения стоя. Голову слегка запрокинуть назад, ноги установить на ширину плеч, руки отвести назад. Нижнюю челюсть выдвигать вперед до краевого смыкания зубов.

Упражнения для мышц, поднимающих нижнюю челюсть

( для лечения открытого прикуса)

  • Сжатие зубов центральной окклюзии (сжимать и разжимать зубы). Сила сокращения мышц контролируется пальцами, прижатыми к щекам в области жевательных мышц (у коренных зубов).
  • То же упражнение выполнять с сопротивлением. Для этого больной располагает указательный и средний пальцы правой руки на нижних фронтальных зубах. Поднимая нижнюю челюсть, оказывает противодействие давлением пальцев при нарастающем сокращении жевательных мышц.
  • Упражнение «Прикусывание палочки». На деревянную палочку или карандаш надевается резиновая трубочка и прикусывается передними зубами.

Упражнения после подсечения подъязычной связки

  • Держать язык столбиком.
  • На кончик языка накладывается резиновое кольцо диаметром 5-8 мм. (нарезать на колечки резинку от пипетки); ребенок поднимает язык к альвеолам, прижимает к ним кольцо и сглатывает – зубы не смыкаются, губы не закрываются. Рекомендуется следить, чтобы ребенок не делал лишних движений языком, в качестве проверки после глотания попросить показать язык и проверить, чтобы кольцо было на месте.  В первый день упр. Выполняется 5-6раз в день по 10-12 раз; во второй день – утром и вечером.
  • На кончике языка прижать кольцо к альвеолам (губы и зубы сжаты) – удерживать кольцо до 5 мин. постепенно увеличивая время до 15 мин.

Источник: logozabota.ru