ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПСИХОТЕХНИК И ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКОВЫМИ ГРУППАМИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПСИХОТЕХНИК И ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКОВЫМИ ГРУППАМИ

В.А. Троск

Кубанская государственная академия физической культуры,

Краснодар, Россия

Занятия двигательной активностью, физические упражнения традиционно принято рассматривать почти исключительно как средство для физического совершенствования индивида. Опыт использования движения для воздействия на психическое состояние человека пока еще очень мал. Примером такого использования может являться метод телесно ориентированной психотерапии, давно и успешно развивающийся за рубежом. В его основе лежит принцип единства психического и физического в развитии человека. Значительно возросло внимание к этому направлению за последние годы и у нас в стране. Интерес вызывает возможность использования телесно ориентированных психотехник с целью профилактики неблагоприятных вариантов развития и оптимизации психо-эмоционального состояния у детей и подростков.

Целью настоящего исследования явилась разработка и апробация коррекционно-развивающей программы с использованием средств и методов телесно ориентированной психотерапии и физического воспитания для психопрофилактической работы в подростковых группах. Исследовалось воздействие специально организованных двигательных упражнений на уровни тревожности и агрессивности у подростков, формирование адекватной самооценки, расширение адаптационных возможностей детей.

Для диагностической процедуры в исследовании использовались тест Люшера; опросники Басса-Дарки, Многостороннего изучения самоотношения и "Шкала тревожности"; методика "Рука"; тест Розенцвейга. Анализ корреляционных взаимосвязей между показателями этих тестов выявил, что высокие значения по уровням тревожности и агрессивности у подростков преимущественно не являются характеристиками личностных особенностей детей, а напрямую связаны с нехваткой конструктивных способов общения и взаимодействия с окружающими. неадекватная самооценка и низкая ориентация на социально одобряемые формы поведения, дефицит коммуникативных навыков являются одними из основных причин трудностей и неблагоприятного психического состояния у подростков.

Тренинговые занятия по предложенной коррекционно-развивающей программе проводились в условиях летнего детского оздоровительного центра. Ряд специальных упражнений был ориентирован на работу по осознаванию и контролю за телесными проявлениями определенных психических состояний, отреагированию неосознанно сдерживаемых, подавляемых реакций, постепенному изменению самоощущений и самооценки через изменение образа физического "Я". проводилось расширение репертуара возможных способов общения и познавания окружающего мира невербальными средствами. Использовалось релаксационное воздействие некоторых упражнений, ведущее к снижению психо-эмоционального напряжения. применялись упражнения для контроля и тренировки процесса дыхания, который тесно связан с различными эмоциональными состояниями. определенную роль играло и развитие внутригрупповых процессов в течение занятия по тренинговой программе.

Контрольное тестирование, проведенное по окончании курса коррекционно-развивающих занятий, позволило констатировать значительные улучшения психо-эмоционального состояния подростков и повышение степени их психосоциальной адаптации. В результате тренинга, под воздействием специальных физических упражнений, удалось существенно расширить репертуар способов взаимодействия с окружающими за счет увеличения тенденций, направленных на социальную кооперацию и конструктивное общение. Это привело, наряду с другими факторами, к изменению механизмов адаптации и значительному снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков.

В целом, результаты эксперимента достаточно убедительно показали возможность использования телесно ориентированных психотехник и средств физического воспитания в целях психопрофилактической работы в подростковых группах.

Источник: lib.sportedu.ru