1.3.2. Структура физической культуры.

Hits: 6093

Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности всегда имеют исторически сложившуюся форму организации или структуру. под которой понимается, во-первых, состав того или ино­го явления, т.е. его компонентов (частей, видов), и, во-вторых, строе­ние — связи и отношения между этими компонентами, их внутренняя организация, упорядоченность.

Историчес­ки, в процессе удовлетворения личностных и общественных потребностей сформировались следующие структурные компоненты физической культуры:

1. Образовательная (Базовая) физическая культура;

2. Спортивная физическая культура (Спорт);

3. Рекреационная физическая культура;

4. Реабилитационная физическая культура;

5. Адаптивная физическая культура;

6. Профессионально-прикладная физическая культура.

Образовательная (Базовая) физическая культура обеспечивает общее «двигательное образование», или базовое физкультурное обра­зование, которое предполагает совершенствование природных, естествен­ных, а также формирование и развитие новых двигательных навыков и способностей на оптимальном для жизнедеятельности человека уров­не. Оно сопряжено с освоением минимума знаний, достаточного для по­вседневной жизни, для укрепления здоровья человека, развития его фи­зических способностей. Базовыми, непременными двигательными навыками являются ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования лежат естественные двигательные способности — сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость.

Физкультурное образование стало первой специфической формой удовлетворения потребностей обще­ства и личности средствами физической культуры. Оно сформировалось в качестве органическо­го вида образования человека в целом в силу объективной потребности в систематической и целенаправленной физической подготовке подрастаю­щих поколений к практической деятельности, в необходимости овладевать знаниями, умениями, навыками. Оно является первым и необходимым условием формирования физической культуры каждого человека, поскольку направлено на овладение необходимым минимумом знаний и умений в области целенаправленного физического развития людей. В его содержа­ние входит совокупность знаний и связанных с ними двигательных навы­ков и умений, физических способностей, приобретенных в процессе самообра­зования, в семье, в учебных заведениях.

В процессе физкультурного образования осуществля­ется и физическое воспитание, т.е. формирование отношения к физиче­ской культуре. Воспитание (в широком смысле слова) включает в себя весь комплекс воздействия общества на личность, весь процесс формирования личности, подготовки ее к жизни, к труду. В более узком, собственно, педагогическом смысле слова воспитание — это воздействие на ум, чув­ства, волю человека с целью формирования у него мировоззрения, нрав­ственного облика, качеств, необходимых обществу. Оно находится в орга­ническом единстве с обучением, в процессе которого не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты харак­тера. Другими словами, воспитание — это формирование отношения лич­ности к фактам, явлениям, видам деятельности. Отсюда физическое вос­питание есть формирование положительного и активного отношения к физической культуре как одному из средств и способов собственного гар­монического развития человека, формирование осознанной потребности в занятиях различными видами и формами физических упражнений.

Спортивная физическая культура (Спорт) удовлетворяет потребности личности в спортивной деятельности, в процессе которой раскры­ваются способности человека на предельных или околопредельных уровнях. Это своего рода лаборатория (или полигон), где моделируется, изучается и раскрывается возможность деятельности человека в экстремальных усло­виях. Каждый рекордсмен, чемпион исполняет роль первопроходца, по­казывающего остальным людям возможность достижения результата, ко­торый когда-то казался немыслимым. Люди находят в спорте один из способов самоутверждения, возможность победы над временем, соперни­ком, а главное — над самим собой.

Спорт дает возможность расширить масштабы общения людей, воз­можность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, возможность решать общеполитические, социальные, педагогические, научные задачи. На межнациональном уровне он способствует установле­нию взаимопонимания народов разных стран.

Рекреационная физическая культура (физи­ческая рекреация) удовлетворяет потребности людей в активном отдыхе, в удовольствии от двигательной деятельности, в общении. Характер производства оказывает одностороннее и вместе с тем весьма сложное и очень противоречивое влияние на человека. Неблагоприятное влияние труда на человека может проявляться в связи с воздействием про­изводственной среды (загазованность, шум, вибрация и т.п.), характером самого труда (тяжелый физический, монотонный), особенностью рабочей позы, воздействием метеорологических, географических условий и други­ми факторами. Все это неблагоприятно отражается на психике и самочув­ствии человека, вызывает необходимость смены вида деятельности, ак­тивного отдыха, релаксации.

Реабилитационная физическая культура (двигательная реабилитация) обеспечивает ускоренное и наиболее эффективное лече­нии травм, восстановление или компенсацию с помощью физических упраж­нений временно утраченных или сниженных в процессе труда или спортивных занятий двигательных навыков и физических способностей.

Адаптивная физическая культура удовлетворяет потребности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в реабилитации и адаптации к нормальной социальной среде, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Физическая реабилитация и социальная адаптация осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.

Профессионально-прикладная фи­зическая культура обеспечивает формирование двигательных умений и навыков, способствующих освоению про­фессии, и развития профессионально важных способностей, а также способствует повышению производительности труда.

Совокупность всех этих форм функционирования физической культуры полностью удовлетворяет все личные и общественные потребности в фи­зической подготовке людей к разным видам производственно-трудовой, военно-профессиональной, боевой и бытовой деятельности, в укрепле­нии здоровья, восстановлении сил, во всестороннем и гармоническом развитии.

Источник: www.magma-team.ru