Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду

Особенности организации  физкультурно-оздоровительной  работы в детском саду

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Глава I.

Методика физкультурно- оздоровительной  работы в детских садах

1.1.Физические упражнения  в режиме дня

1.2.Физкультурные занятия,  подвижные игры и физические  упражнения на прогулке

1.3.Утренняя гимнастика

Обсуждение исследовательской  работы

Заключение

Вывод

Библиография

ВВЕДЕНИЕ

В семье растет ребенок . Родители хотят видеть его  здоровым, умным, сильным. Основа  этих качеств закладывается в  детстве. "В каких бы условиях  не воспитывался ребенок, ему  необходимы средства для  своевременного  и правильного развития  движений: просторное помещение, пособия  и предметы, побуждающие его к  действию, подвижные игры, музыкальные  занятия, а так же специальные  занятия физической культурой". [К.Д. Губерт, М.Л. Рысс, 1981 г.] Поэтому  большое внимание развитию  силы, ловкости, выносливости детей уделяется  в детском саду. "Не случайно в программе воспитания и обучения детей в нем вопрос здоровья стоит на первом месте". [Программа воспитания в детском саду. 1992 г.]

Здорового ребенка  невозможно представить себе  неподвижным, хотя сейчас мало  подвижных детей.

Основными средствами  физического воспитания  маленьких  детей является правильное  питание,  широкое использование  естественных  факторов природы, хороший  гигиенический  уход, четко организованный режим  дня, методически правильное  проведение  режимных процессов (кормления,   сна, туалета), создание благоприятных  условия для разнообразной  деятельности  и прежде всего для движений  ребенка.

С момента рождения  нормально развивающийся  ребенок  стремится к движениям.  Вначале  эти движения беспорядочны. Однако  постепенно они начинают  приобретать  более координированный  характер. Движения оказывают  всестороннее  влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше  для растущего организма.

Физическое воспитание  детей для меня наиболее  актуально.

В своей работе, хочу  показать, что более профессионально  подобранные физические  упражнения  для определенного возраста, способствуют  лучшему и быстрому  физическому  совершенствованию. Активные  движения  повышают устойчивость ребенка  к заболеваниям, вызывают мобилизацию  защитных сил организма,  повышают  деятельность лейкоцитов.

Физические упражнения  способствуют развитию у детей  умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных  и временных представлений.

Необходимая двигательная  активность способствует  улучшению  питания тканей, формированию скелета,  правильной осанки и повышению  иммунитета к заболеваниям.

А в целом вырабатывает  у ребенка с раннего возраста  культурно-гигиенические  навыки. Работа  мозга неотделима от работы  физической, это доказано многими  ученными античности и  современности.  Заключение в пользу движения, здорового образа жизни и как  следствие здоровое население.

ГЛАВА I. МЕТОДИКА ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ В ДЕТСКИХ САДАХ

1.1. Физические упражнения  в режиме дня

Основной формой обучения  ребенка движениям и развития  физических качеств являются  физкультурные занятия,  проводимые  в детских садах 3 раза в  неделю. В холодное время года  и неблагоприятную погоду два  из них организуются в  помещении,  одно – на воздухе, во время  первой прогулки. В теплое время  все три занятия проводятся  на воздухе.

Помимо физкультурных  занятий два раза в неделю  во время прогулки дети  занимаются  подвижными играми и  физическими  упражнениями. "Эта форма работы  включает меньше  общеразвивающих упражнений, в остальном же подбор материала и методика их организации схожи с физкультурными занятиями". [М.И. Фонарева. 1971г.]

Основное внимание  на занятиях, проводимых на воздухе,  уделяется ходьбе, бегу, разнообразным  видам прыжков, езде на  велосипеде. Играм в бадминтон, баскетбол.

"Зимой содержание занятий  на воздухе составляют: ходьба  на лыжах, ходьба и бег по  снежному валу со спрыгиванием, метание снежков в  горизонтальную, вертикальную, движущуюся цель и  на расстояние, скольжение на  ногах по ледяной дорожке с  разнообразными упражнениями (приседания, ловля предметов, повороты и  т.д.), катание на санках, используются  более динамичные движения, чем  в теплое время года". [Е.Н.  Вавилова 1983 г.]

"Общеразвивающие упражнения  зимой на воздухе, как правило,   не проводятся. Ио для подготовки  организма к предстоящей  нагрузке  выполняют упражнения типа  похлопываний, притопываний, приседаний и подпрыгиваний  без фиксации исходных  положений,  чаще на ходу или во время  бега. Подвижные игры и эстафеты  можно проводить на лыжах и  санках". [С.П. Лайзане. 1978 г.]

"Большой эмоциональный  подъем и интерес вызывают  занятия в парке, лесу, сквере, на пересеченной местности,  специально  оборудованном для  дошкольников  берегу водоемов. Они включают  физические упражнения с  использованием  естественных условий: прыжки  с пня на пень, с кочки на  кочку, через ручейки, канавы; переправы через ручейки по  доске, бревну; подпрыгивание с  доставанием веток; бег по  пересеченной  местности с преодолением  естественных  препятствий (лежащий ствол  дерева, пень и т.д.); метание шишек в  цель и на расстояние и т.д.". [Т.И. Осокина. 1978 г.]

Используют простейшие  формы туризма: летом - пешеходные  прогулки с чередованием  ходьбы  и бега на расстояние, зимой  - лыжные походы в парк, лес,  по пересеченной местности.  Длительность  ходьбы в умеренном темпе с  ускорением, переходящими в бег  – 15 мин. в одну сторону и  такое же время в другую. В  промежутке обязателен  активный  отдых в виде игры малой  или средней подвижности.  Общая  длительность прогулок не  должна  превышать 45 минут.

1.2. Физкультурные занятия,  подвижные игры и физические

упражнения на прогулке

"Физкультурные занятия  в помещении включают  упражнения  на развитие равновесия, лазания,  метания в цель и другие  виды движения, а также упражнения  статистического характера,  способствующие  развитию выносливости и силы: висы с опорой на одну или  обе ноги, непродолжительное удержание  позы в неподвижном состоянии  и т.д. Однако их применение  должно быть строго  регламентировано  в связи с тем, что дети  быстро утомляются". [З.А. Веселас.1985 г.]

"В конце физкультурных  занятий осваиваются  упражнения  на расслабление, которые предупреждают  утомление, успокаивают  функциональные  системы организма. Известно, что  лучше всего организм  восстанавливается,  когда заторможенные центры  энергично  включаются в деятельность, а  активно действующие - переходят  в пассивное состояние. Лучшим  положением тела для этого процесса является горизонтальное, когда все функции снижены, расслаблены конечности и позвоночник, и ребенок не затрачивает энергии для сохранения вертикального положения". [З.А. Веселас. 1985 г.]

Медленный темп упражнений  на расслабление, выполняемых без  напряжения и с большой  амплитудой, музыкальное сопровождение,  спокойная  обстановка способствует  восстановлению  организма в более короткий  срок. Выполнение этих же упражнений  с закрытыми глазами дает еще  более положительный эффект. "При  физической нагрузке, в результате  которой пульс ребенка  учащается  на 90 – 100 %, такая заключительная  часть ведет к восстановлению  организма уже к концу 1-2-ой  минут после занятия". [Э.И. Ариговская. 1968 г.]

При выборе формы  и типа занятий должны  учитываться  различные способы организации  детей: индивидуальный, поточный, сменный,  фронтальный, групповой.  Наиболее  целесообразно комплексное  использование  различных способов. Так на одном  и том же занятии при обучении  прыжку в длину с места можно  рекомендовать все способы.

Однако в программе  предусмотрены движения (лазания,  удержание равновесия, прыжки в  длину и высоту с разбега), выполнение  которых следует организовать  индивидуально или поточно, с  тем, чтобы воспитатель мог  обеспечить страховку детей.

"Зимой занятия на  воздухе проводят в  облегченной  одежде, состоящей из 3-4 слоев. В  жаркие, солнечные дни дети могут  заниматься без маечки, босиком,  но в легком головном уборе". [М.Ф. Литвинова. 1986 г.]

Подготовленным к занятиям  должна быть и площадка или  пересеченная местность.

"Физкультурные занятия  обычно организуются в первой  половине дня. Если они  проходят  на воздухе, то их можно место  в режиме дня в разные сезоны  года различно. Летом – в начале  первой прогулки, когда температура  воздуха не достигла наивысшей  величины". [Е.М. Минский. 1984 г.]

В холодный период  занятия целесообразны в конце  первой прогулки, перед обедом, что  позволяет детям переодеться  в физкультурный костюм один  раз, перед занятием, и снижает  возможность заболеваний, так  как после физической нагрузки, вспотев, дети не остаются на  воздухе.

В конце каждого  квартала проводят контрольно- учетное  занятие, цель которого - выявить  степень усвоения детьми  программного  материала.

В те дни, когда  запланировано физкультурное  занятие,  проводятся физические  упражнения  и подвижные игры  длительностью  10 – 15 минут. Во время второй  прогулки их нужно планировать  ежедневно. Одежда детей в  этом  случае лишь облегчается, они  не переодеваются в  физкультурную  форму.

время прогулки материал по развитию движений, освоенных на предыдущих занятиях. Закрепляются двигательные умения и навыки, предусмотренные  программой. Проводятся эстафеты, 1 – 2 подвижные игры, в сочетании с  которыми используются любые движения: ходьба на лыжах, езда на велосипеде, метание, прыжки, элементы игр в футбол, баскетбол, бадминтон, городки.

На прогулках, как  правило, вначале организуются  физические упражнения, а затем  игра. "Например, сначала прыжки  в игровой форме "с кочки  на кочку", а затем игра "Найди  свой домик". При сочетании  подвижных игр со спортивными  упражнениями порядок их  проведения  может быть обратным - вначале  игра, чтобы разогреть детей ("Мы  веселые ребята" и другие), а  затем - ходьба на лыжах, катание  на санках, езда на велосипеде" [Т.И. Осокина 1978 г.]

В содержание подвижной  игры могут быть включены  различные  движения.

В игре "Поезд"  дети "приезжают" в лес; а  там бегают, прыгают и т.д.

Не рекомендуется включать, особенно во вторую прогулку, общеразвивающие упражнения, их  достаточно много в недельном  цикле, и они не вызывают  такого, интереса, как игры.

1.3.Утренняя гимнастика

"Продолжительность утренней  гимнастики 8-10 минут. Она включает  ходьбу, бег, прыжки, 6 – 8 общеразвивающих  упражнений без предметов или  с предметами, которые повторяются  6 – 12 раз в зависимости от  физической нагрузки, получаемой  организмом. Сюда могут быть включены  песня (в начале), игровые моменты,  несложные подвижные игры, танцевальные  шаги, разнообразные висы.

В комплексе могут  использоваться разученные  накануне  физические упражнения". [С.П. Лайзане. 1978 г.]

Утренняя гимнастика  по возможности круглогодично  проводится на воздухе.

Один и тот же  комплекс утренней гимнастики  проводится в течение 2 недель. На второй неделе заменяются  некоторые упражнения или  исходные  положения их выполнения.

1.4.Физические упражнения  после сна

Организм ребенка после  сна требует постепенного "пробуждения"  и подготовки к активной  деятельности. Поэтому после подъема детей  целесообразно под музыкальное  сопровождение провести  различные  построения (по диагонали, противоходом, "змейкой", зигзагом и т.д.) с  выполнением физических  упражнений, способствующих формированию  осанки, стопы, а также подвижные игры  с элементами танцевальных  шагов,  импровизацией танцевальных  движений. По содержанию такие занятия  могут иметь следующие  варианты:

1. "Разновидности ходьбы, бега, танцевальных шагов,  перестроений, и передвижений в построении; 2 – 3 общеразвивающих упражнения; подвижные игры или эстафеты; успокаивающие упражнения (ходьба  в медленном темпе или  спокойная  игра, упражнения на расслабление  или дыхательные упражнения)". [Е.Л. Мушкова. 1974 г.]

2. "Вместо 2 – 3 общеразвивающих  упражнений проводится один  вид  движения на расслабление или  дыхательные упражнения, прыжки, метание,  лазание, элементы танцев" [Е.Л.  Мушкова. 1974 г.]

3. "Три подвижные игры (например, "Ровным кругом", "Ловушка", "Эстафета с бегом по  гимнастической  скамейке)". [Е.Л. Мушкова. 1974 г.]

4. "Индивидуальные игры  с мячами или скамейками, ракетками  для бадминтона: очень подвижная  и спокойная игра". [О.Г. Аракелян. 1980 г.]

5. Общеразвивающие упражнения  с предметами или без них,  которые входят в программу  утренника, физкультурного  праздника,  подвижная игра и  успокаивающие  упражнения.

6. "Упражнения лежа  в постели после сна, затем  игра или эстафета, хоровод или  танец". [О.Г. Аракелян. 1980 г.]

7. Комплекс упражнений  ритмической гимнастики.

При выполнении упражнений  после сна не рекомендуется  использовать комплексы  утренней  гимнастики и общеразвивающие  упражнения. После воздушной ванны  в движении переходят к водным  процедурам. Можно провести точечный  массаж и самомассаж стоп. Зимой  проводить их рекомендуется в  хорошо проветриваемых  помещениях, летом - на воздухе.

1.5. Физкультминутки

Физкультминутки проводятся  в паузах на занятиях по  развитию речи, рисованию, формированию  элементарных математических  представлений.  Их цель – поддержание  умственной  работоспособности детей на  достаточно  высоком уровне. Продолжительность  физкультминуток 2-3 мин. Их проводят  в момент, когда у детей снижается  внимание и наступает  утомление  (обычно 12-16-я минуты). Ребята выполняют  физические упражнения стоя у  столов или выходя на  свободное  место (потягивания, наклоны,  движения  рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба ).

Источник: student.zoomru.ru