Степ – аэробика – как средство развития коммуникативных навыков детей

Степ – аэробика – как средство развития коммуникативных навыков детей.

Коммуникация как одна из сторон и функций общения в данном случае выступает в качестве особой формы взаимодействия между взрослым и ребенком. Благодаря коммуникации, ситуативным коммуникативным актам определяется смысловое поле межличностных отношений, обеспечивается взаимопонимание и взаимодействие при решении задач и достижений цели в различных видах совместной деятельности. Именно коммуникация, основным средством, которого является речь, выступает важнейшим механизмом становления ребенка как социальной личности.

Поскольку основным средством коммуникации в норме является слово (речь), то вполне понятно, что в случаях речевой патологии будут нарушаться все функции речи, в том числе коммуникативная.

Физические упражнения являются эффективным средством воздействия на психические функции человека, одной из которых является речь. От степени сформированности которой в детском возрасте во многом зависит умение ребенка общаться, что сказывается на подготовленности ребёнка к успешному обучению в общеобразовательной школе.

Выготский Л. С. писал, что неполноценная речь накладывает свой отпечаток и на формировании у детей высших психических функций. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, несобранность, неумение вовремя включаться или переключаться на другой вид деятельности.

В детском саду необходима организация комплексного подхода к развитию речи и коммуникативных навыков детей.

Проанализировав психолого-педагогические основы связи развития речи и развития двигательной сферы ребенка, я пришла к выводу, что при правильно организованном физическом воспитании можно не только укрепить здоровье ребенка, скорректировать имеющиеся у него нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, но и способствовать развитию полноценной личности, которая сможет активно включиться в социальную жизнь и найти себе достойное место в общественно-полезном труде.

Изучив современные методики и формы организации детей во время двигательной деятельности, направленные на формирование речи и коммуникативных навыков, я подобрала те из них, которые приемлемы в условиях нашего ДОУ.

Безусловно, занятия по физической культуре не только способствуют оздоровлению детского организма, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики, но и постановке диафрагмально-речевого дыхания. Двигательная деятельность способствует формированию таких коммуникативных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности.

Это ярко проявляется на занятиях степ – аэробикой, выполнение упражнений ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Воспитатель старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам. Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.

Степ-аэробика, наверное, один из самых простых и эффективных стилей и направлений в большом семействе аэробики. "Степ" в переводе с английского языка буквально означает "шаг".

Кроме того, техника степа позволяет в короткий срок добиться наилучших результатов – сделать фигуру красивой, повысить жизненный тонус, укрепить мускулатуру и наполнить тело жизненной энергией. Упражнения на степах тренируют сосудистую систему, усиливают обмен веществ в организме, влияют на сердце и легкие, увеличивая потребность организма в кислороде, улучшают психологическое и эмоциональное состояние ребенка.

Степ — это ступенька высотой не более 8 см, шириной 25 см, длиной 40 см, легкая.

Упражнения для степ-аэробики подбираются, преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба), вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.

Каждый комплекс упражнений классически состоит из трех частей:

Подготовительная часть, обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. В эту часть входят построение и перестроение.

Во второй части степ-шаги в сочетании с упражнениями плечевого пояса и упражнениями на другие группы мышц (10 минут), силовые упражнения с использованием степа (5 минут); используются общеразвивающие упражнения основные виды упражнений и подвижная игра.

Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе и из различных исходных положений.

Во время выполнения комплекса степ-аэробики, инструктор постоянно напоминает детям об осанке и правильном дыхании, поддерживает их положительные эмоции.

В процессе тренировки основная нагрузка приходится на нижнюю часть туловища, шаги помогают повысить тонус мышц. Степ-аэробика - это тренировка в низкоинтенсивном режиме. Идеальное положение для занятия степ-аэробикой - голова высоко поднята, плечи опущены, спина, живот и ягодицы наряжены.

В чем преимущество степ-аэробики перед обычной аэробикой и чего позволяют добиться регулярные занятия ею?

Степ-аэробика стала популярна на всем земном шаре и с каждым днем приобретает все больше и больше последователей. Это уже далеко не новый вид спорта, он известен более десяти лет. Степ в качестве гимнастики или аэробики (не путайте с танцем) был изобретен в США известным фитнесс-инструктором Джиной Миллер. Она приспособила его для своих ежедневных тренировок после перенесенной ею травмы колена. Первым тренажером, которым она воспользовалась для выздоровления, были ступеньки крыльца ее собственного дома.

Джина так увлеклась движениями, в которых было множество элементов спуска и подъема, что не замечала, как пролетало время, и опомнилась только тогда, когда совсем выздоровела и приобрела свою прежнюю спортивную форму.

Она на собственном опыте убедилась, что простейшие тренировки на ступеньках дали просто замечательные результаты. Именно это и побудило ее создать совершенно новый вид аэробики, за основу которого она решила взять упражнения из своего домашнего реабилитационного комплекса. Такова история появления еще одного прекрасного вида спорта - степ-аэробики, которая не только добавляет настроения, улучшает фигуру, но и оздоравливает весь организм.

^ Дыхательную гимнастику можно выполнять стоя на степе, или за степом. Для дошкольников характерны различные несовершенства речевого дыхания: слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, неравномерный, толчкообразный выдох и др. поэтому регулярные дыхательные упражнения для детей полезны не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи.

^ Физические упражнения с речитативом. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений на степах, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, подобранных с учетом сюжета занятия. Освоению каждого упражнения способствуют стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Для детей с речевыми расстройствами этот прием особенно важен, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто ускорен, или, наоборот, замедлен.

^ Ритмическая гимнастика. Во время движений под музыку регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, стимулируются память и внимание, нормализуются эмоционально – волевые процессы.

^ Подвижные игры с использованием степов. Активная двигательная деятельность при положительном эмоциональном состоянии детей в ходе игр способствует разви­тию костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, что важно в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Требования, предъявляемые к играм на занятиях физкультуры - доступность, эмоциональный характер, нали­чие интереса у детей к содержанию игр, педагогическая це­лесообразность, воспитательно-коррекционная направленность, способствование развитию двигательно-образной активности, способствование развитию речи и коммуникативных навыков (умение договариваться, подчиняться правилам).

^ Несколько простых, но важных правил.

Подъем на платформу надо осуществлять за счет работы ног, а не спины. Ступню ставить на платформу полностью. Спину всегда держать прямо. Не делать резких движений, а также движений одной и той же ногой или рукой больше одной минуты.

Шагать нужно вперед с пятки, назад с носка. При спуске с платформы пятки следует прижимать на пол. Стараться не смотреть на ногу, это нарушит осанку и может повлечь за собой травму. Повреждения могут быть следствием слишком сильного толчка ногой либо неправильного размещения стопы. Чтобы этого не произошло, для занятий степ-аэробикой необходима комфортная обувь с хорошей амортизацией и фиксацией голеностопа.

Не бойтесь фантазировать! Степ-аэробика - это тот вид спорта, в котором есть место выдумке и творчеству. Сочиняйте свои собственные танцевальные композиции, ведь поклонники степа справедливо считаются хорошими танцорами. Главное - не переусердствовать. Заниматься не более трех раз в неделю. Научить детей быть чуткими к ощущениям в ногах. Избегайте некомфортных упражнений.

Основные элементы степ-аэробики.

базовый шаг

шаг ноги врозь, ноги вместе.

приставной шаг с касанием на платформе или на полу.

Источник: shkolnie.ru