Врачебно-педагогический контроль, самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом

Содержание

1. Введение

2. Врачебный педагогический контроль в процессе физического воспитания

3. Самоконтроль в процессе физического воспитания и спортом

4. Заключение

5. Список

Введение

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, уме­ние подчинить свои интересы интересам коллектива, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самооблада­ние, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисцип­линированность.

Умственное воспитание. На занятиях физической культурой и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобре­тенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организ­ма, обязательные требования гигиены.

Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, по­вышается уровень устойчивости умственной работоспособно­сти.

Исследования показывают, что занятия физическими упражне­ниями способствуют совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового вос­приятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной.

Трудовое воспитание. Сущность трудового воспитания заключается в систематиче­ском и планомерном развитии качеств и свойств личности, опреде­ляющих подготовку человека к жизни, к общественно полезному труду. Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда занимаю­щиеся для достижения максимального результата, преодолевая ус­талость, многократно выполняют физические упражнения.

Эстетическое воспитание. В физической культуре и спорте за­ключены огромные возможности для эстетического воспитания че­ловека, развития способности воспринимать, чувствовать и пра­вильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до степени искусства дви­жениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполне­ние упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигур­ном катании способствует развитию музыкальной культуры. Заня­тия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

Связь занятий физическими упражнениями с эстетиче­ским воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновре­менно влиять на воспитание морально-волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.

Врачебный-педагогический контроль в процессе физического воспитания

Занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздей­ствия. Только правильно организованные занятия под наблюде­нием врача, с соблюдением принципов спортивной тренировки укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма, способствуют росту спортивного мастерства. Неправильная орга­низация занятий, пренебрежение методическими указаниями, вы­полнение объема и интенсивности физической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимаю­щихся, отсутствие регулярного медицинского контроля могут на­нести вред здоровью.

Массовое привлечение к занятиям физической культу­рой и спортом людей старшего и пожилого возраста требует особенно углубленного врачебного контроля за ними. По состоянию и физической подготовленности, полу и возрасту, а также и другим показателям эту груп­пу занимающихся распределяют по следующим медицин­ским группам:

1-я — практически здоровые люди, не обращающиеся с жалобами к врачам, обладающие достаточной для сво­его возраста физической подготовленностью.

2-я — лица с возрастными изменениями, сопровож­дающимися небольшими отклонениями функционального характера при достаточной компенсации, или начальны­ми формами заболеваний, часто свойственными процессу старения, а также практически здоровые люди с недо­статочной физической подготовленностью.

3-я — лица со сниженной функциональной адаптаци­ей, отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, со слабой физической подготов­ленностью.

Лица старшего и пожилого возраста со значительны­ми отклонениями и старше 75 лет могут быть направлены в кабинеты лечебной физкультуры лечебно-профилакти­ческих учреждений для занятий под наблюдением врачей.

При отсутствии противопоказаний обследуемому вы­дается справка, дающая право заниматься физическими упражнениями в физкультурно-оздоровительной группе. В зависимости от динамики состояния здоровья и физической подготовленности в процессе регулярных занятий занимающийся может быть переведен в ту или иную медицинскую группу.

Важной составной частью медицинских обследований являются врачебно-педагогические наблюдения и конт­роль за нагрузками. Кроме того, проводится санитарно-гигиенический контроль за местами занятий, ведется санитарно-просветительная работа среди занимающихся.

Врач принимает участие в методической работе, дает соответствующие рекомендации, проводит консультации. При этом он должен руко­водствоваться таблицей ограничений и противопока­заний.

Все студенты, занимающиеся физической культурой и спортом по учебному расписанию или самостоятельно, должны проходить медицинские обследования. Дополни­тельные медицинские осмотры проводятся перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний, при неблагоприятных субъектив­ных ощущениях, по направлению преподавателя физического вос­питания.

Самоконтроль в процессе физического воспитания и спортом

Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения дадут лучший результат, если они будут дополнены самоконтро­лем.

Самоконтроль — существенное дополнение врачебного контроля. Он проводится самими занимающимися. Для этого каждый из них обязан вести дневник самоконтроля.

Самоконтроль позволяет своевременно установить на­личие тех или иных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, принять необходимые меры по их устра­нению. В то же время самоконтроль позволяет врачу вести регулярный текущий контроль, а тренеру вносить те или иные изменения в тренировочные планы.

Главное же его преимущество состоит в том, что за­нимающиеся, осуществляя повседневные самонаблюде­ния, могут наглядно ощутить благотворное действие за­нятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья.

К ведению дневника самоконтроля занимающихся необходимо приучить с самого начала занятий в группе. При этом подробно освещаются цели и задачи самоконт­роля, раскрывается значение отдельных показателей объ­ективных и субъективных данных.

Источник: www.newreferat.com