В.Л.Уткин "Биомеханика физических упражнений"

ВЕРЕ ПЕТРОВНЕ УТКИНОЙ,

моей маме

ОТ АВТОРА

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих биомеханику на факультетах физического воспитания педагогических институтов и на педагогических факультетах институтов физической культуры.

Прослушав курс биомеханики и проштудировав пособие, будущий учитель:

1) ознакомится с биомеханическими основами техники двигательных действий и тактики двигательной деятельности;

2) вооружится теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для научно обоснованного осуществления учебного и тренировочного процесса, соревновательной и спортивно-прикладной деятельности в физическом воспитании, спорте и массовой физкультуре. Осознание чрезвычайной сложности и вместе с тем познаваемости двигательной деятельности, ознакомление с теоретическими концепциями современной биомеханики, овладение основами системного подхода к анализу сложных явлений, освоение методов моделирования и оптимизации двигательной деятельности - все это не только расширяет профессиональные знания, умения и навыки будущего учителя, но и формирует специфический стиль мышления, необходимый для целенаправленного и эффективного преобразования окружающей действительности. Учебное пособие состоит из двух разделов. В первый раздел (общая и дифференциальная биомеханика) включены темы, посвященные задачам и содержанию биомеханики, описанию двигательного аппарата человека, методам биомеханического контроля, биомеханическим аспектам двигательных качеств, основам технико-тактического мастерства, возрастным и половым особенностям двигательной деятельности. Первый раздел завершается рассмотрением дидактического арсенала современной биомеханики и ее возможностей в физическом воспитании учащихся.

Второй раздел (частная биомеханика) знакомит с биомеханическими закономерностями упражнений, входящих в программу физического воспитания в школе (в том числе ходьба и бег, прыжки и метания, лыжи, плавание и т. д.), а также с биомеханическими основами обще-развивающих гимнастических упражнений, стрельбы и туризма.

Разделы состоят из глав, соответствующих тематике курса. Каждая глава заканчивается вопросами и кроссвордом для самоконтроля знаний. В текст вплетены вопросы и задания, обращенные к читателю и помогающие ему проверить и закрепить полученные знания. Здесь от читателя потребуется любознательность и труд. Ведь известно, что научить ничему нельзя, можно только помочь научиться.

Автор тщательно проанализировал ранее изданные учебники и учебные пособия по биомеханике и кинезиоло-гии (см. список литературы) и постарался заимствовать из них все лучшее. Кроме того, были использованы:

- труды Н. А. Бернштейна, X. X. Гросса, В. С. Гур-финкеля, В. М. Зациорского с соавторами, И. М. Сеченова, Р. Б. Хальянда, X. А. Янсона, Johnson, Nelson, Low, Margaria с соавторами и др.;

- обзоры по биомеханике из серии монографий "Биомеханика -спорту" и ряда других отечественных и зарубежных изданий.

Эти сведения изложены популярно. Для их понимания достаточно знаний, полученных в средней школе и при изучении курса анатомии человека.

Биомеханику считают сложной наукой, требующей хорошей математической подготовки и потому недоступной массовому читателю. Но о закономерностях движений можно говорить и простым общедоступным языком. Учитывая сказанное, автор настоящей книги стремился написать ее подобно учебнику статики Монжа - "не батарею формул, а живой текст, обращенный к практикам". Ведь будущим учителям физкультуры "нужна не стерильная строгость доказательств и выкладок, а правильность суждений и продуктивность рекомендаций" ( Цитата со с. 42 книги В. П. Демьянова "Геометрия и марсельеза", посвященной творчеству Гаспара Монжа-знаменитого французского математика и общественного деятеля (М. 1979)).

В основу учебного пособия положена концепция оптимизации двигательной деятельности, стремление к красоте, точности, экономичности, производительности, безопасности. Этим настоящее учебное пособие как бы принимает эстафету у предыдущего (Д. Д. Донской, 1975), в основу которого положен системный подход к биомеханическому обоснованию двигательных действий. Ведь системный подход только тогда плодотворен, когда четко определены цели, т. е. критерии оптимальности двигательной деятельности.

Принятая в учебном пособии терминология в основном соответствует рекомендациям Комитета научно-технической терминологии Академии наук СССР. Небольшие изменения и дополнения вызваны отличительными особенностями биомеханики по сравнению с теоретической механикой и стремлением сделать текст пособия как можно более понятным.

Автор благодарен профессорам В. М. Зациорскому, А. А. Гладышевой, X. X. Гроссу, Д. Д. Донскому, И. М. Козлову, Б. С. Кулаеву за полезные консультации и возможность ознакомиться с неопубликованными результатами исследований и выражает признательность своим ученикам и сотрудникам за помощь в подготовке рукописи к печати.

Русский стиль - поддержка студии Black Ice (c) 1999-2002

Используются технологии uCoz

Источник: russtil1.narod.ru