Скачать:

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ  УРОЧНЫХ

ФОРМ ЗАНЯТИЙ   по физической культуре

Урочные формы занятий

Наиболее существенный признак урочных форм занятий состоит в том, что это форма учебно-воспитательной деятельности, при которой ведущую, направляющую и непосредственно организующую роль играет учитель вооруженный системой знаний, педагогическими умениями и навыками, отвечающий за результаты учебно- воспитательного процесса перед государством и обществом.

Характер взаимодействия учителя и учащихся в уроке создает дидактически наилучшие условия для процесса физического воспитания.

Как правило, уроки проводятся в системе занятий по упорядоченному расписанию (по школьному расписанию). Урочным  формам  присущи постоянство состава занимающихся и их возрастная однородность в учебных классах. Систематическое участие в общей деятельности сплачивает занимающихся в коллектив, что также служит важнейшим фактором эффективного решения как образовательных, так и воспитательных задач в процессе физического воспитания.

Уроки физических упражнений строятся в соответствии с общепедагогическими принципами, общими и методическими принципами российской системы физического воспитания. Они конкретизируются и дополняются применительно к уроку следующими требованиями:

    Воздействие урока должно быть всесторонним — образовательным, воспитательным и оздоровительным. Обучение и воспитание занимающихся  должны осуществляться на всем протяжении урока — с первой минуты до последней. Встречающуюся в практике тенденцию решать образовательные задачи только в основной части урока нельзя считать верной. Проводя подготовительную и заключительные части урока без образовательной «нагрузки», преподаватель занимает формальную позицию, непродуктивно затрачивает время. В уроках, следует всячески избегать методических шаблонов. Необходимость разнообразить содержание и методику уроков обусловлена постоянным усложнением задач, динамикой сдвигов, происходящих в организме занимающихся, изменчивостью внешних условий. Нужно вовлекать занимающихся в учебную деятельность — всех в равной мере, но в то же время с учетом индивидуальных особенностей. Только так можно достичь однородного для всех учеников хода учебно-воспитательного процесса в течение длительного времени и тем самым избежать их отсева или появления отстающих. В уроках следует ставить совершенно конкретные задачи и лучше так, чтобы их можно было решить именно на данном занятии. Решение общих задач учебно-воспитательного процесса (предусматривающих воспитание силы, быстроты, ловкости, выносливости совершенствование телосложения и т. п.) достигается выполнением системы частных, конкретных задач. Естественно, что достигнуть цели можно при условии успешного завершения каждого из уроков и органической преемственности их.

Постановка задач в уроке

Многие уроки имеют прежде всего образовательный характер, что отличает эту форму занятий от оздоровительных и воспитательных форм занятий в широком смысле слова. Но решение образовательных задач в физическом воспитании достигается посредством физических упражнений, от воздействия которых зависит оздоровительный и воспитательный эффект урока. Ведущее значение образовательной направленности учебного урока вовсе не означает, что снижаются его оздоровительный и воспитательный эффекты. Ставя задачи по овладению знаниями, умениями, навыками, решая эти задачи с помощью комплекса разнообразных упражнений, строго дозируя при этом физические нагрузки, нужно одновременно добиваться должных оздоровительного и воспитательного эффектов.

Конкретизация учебных задач достигается на основе знания закономерностей процесса обучения двигательным действиям. На различных этапах обучения возможны, например, такие формулировки учебных задач: «ознакомить с сальто назад в группировке», «разучить отталкивание в прыжках в высоту способом «перешагивание», «совершенствовать гребковые движения в плавании способом кроль с заданной скоростью» и т. п.

Задачи по воспитанию физических и волевых качеств, укреплению здоровья и т. д. также должны быть по возможности конкретными, например воспитание смелости с помощью таких-то средств (скажем, упражнений на перекладине, связанных с риском), профилактика искривления позвоночника такими-то упражнениями и т. п. Однако некоторые воспитательные и оздоровительные задачи могут быть решены только в течение длительного времени путем изменений соответствующих функций и форм организма. Такие задачи ставятся перед серией уроков и по возможности конкретизируются в виде заданий для отдельных уроков.

Число задач в уроке обусловлено конечной целью учебно-воспитательного процесса, психофизиологическими возможностями учащихся осваивать учебный материал и другие задания, программой постепенного овладения им, бюджетом наличного времени для занятий.

Структура урока

Урок, как и другие занятия физическими упражнениями, имеет в качестве общей основы три части — подготовительную, основную и заключительную. Учитывая их особенности, приступают к детальному планированию урока соответственно намеченным конкретным задачам.

В подготовительную часть  входит прежде всего начальная организация учащихся: обеспечение порядка при подготовке к началу занятия (переодевание, размещение инвентаря и т. д.), инструктаж дежурных, построение перед выходом на площадку и т. п. Эти стороны организации во многом определяют успех всего урока, создавая, помимо прочего, необходимый для предстоящей работы эмоциональный фон и психологическую установку.

Формированию необходимой установки непосредственно в начале урока могут способствовать: сдача рапорта, специальные упражнения на внимание, сообщение задач урока и др. Во время начальной организации решается ряд частных образовательно-воспитательных задач: обучение строю, формирование правильной осанки, приучение к четкости выполнения команд, слаженности действий и т. п.

Центральное место в подготовительной части урока занимает функциональная подготовка организма к предстоящей основной деятельности. Это достигается с помощью упражнений, легко дозируемых и не требующих длительного времени на подготовку и выполнение. К ним относятся, в частности, ходьба, подскоки, общеразвивающие гимнастические упражнения, танцевальные шаги, элементы подвижных игр и другие действия, хорошо знакомые из предыдущих занятий. При их выполнении можно решать ряд частных задач обучения и воспитания, но всякий раз таким образом, чтобы с должной постепенностью было обеспечено быстрейшее психологическое и физиологическое врабатывание, и лишь постольку, поскольку это совместимо с функциями подготовительной части.

Последовательность упражнений, включаемых в эту часть урока, обусловлена как физиологическими факторами, так и логическими связями между упражнениями. Например, при выполнении комплексов упражнений «для разминки» часто придерживаются следующего порядка, в котором учтена необходимость поочередного воздействия на основные мышечные группы и постепенного увеличения нагрузки: потягивания; упражнения для рук и пояса верхних конечностей; упражнения для ног, приседания; упражнения для туловища; прыжки; дыхательные упражнения и упражнения «на расслабление».

Содержание подготовительной части урока должно быть соотнесено с предстоящей основной деятельностью на уроке. Подбор упражнений для подготовительной части по координационным механизмам и характеру физических нагрузок должен соответствовать особенностям основных упражнений. Для этого в нее включаются упражнения, как бы подводящие к первым упражнениям основной части. На подготовительную часть урока в целом выделяется около  -  5- 12 мин.

Решение наиболее сложных задач в уроке осуществляется в его основной части.  Она также может иметь несколько подразделов в зависимости от конкретного содержания.

Состояние максимальной работоспособности, особенно психической,— явление относительно кратковременное. Этот факт определяет в известной мере порядок решения основных задач урока. Обычно наиболее сложные задачи, связанные с овладением принципиально новым материалом, действиями большой координационной сложности, решают в самом начале основной части урока. При этом учитывают этапы обучения и придерживаются следующей последовательности в постановке задач: ознакомление, детализированное разучивание, совершенствование.

Упражнения для направленного воздействия на физические качества часто включаются в такой последовательности: скоростные упражнения, силовые упражнения, упражнения требующие преимущественно проявления выносливости. Это характерно для комплексных уроков по общей физической подготовке. В уроках по различным видам спорта фаза оптимальной работоспособности используется часто для упражнений специфического характера (например, в уроке по лёгкой атлетике — для скорстных и скоростно-силовых упражнений).

В жизни, в практической деятельности те или иные двигательные задачи нередко приходится решать в самых различных условиях. Поэтому и последовательность различных упражнений в уроке необходимо варьировать, с тем чтобы занимающиеся приучались проявлять высокую работоспособность при различных состояниях организма.

В основной части урока, имеющего сложную структуру, несколько раз чередуются подготовительные, основные и другие упражнения. Каждому основному упражнению может предшествовать одно или несколько подготовительных, создающих предпосылки для успешного выполнения основного (врабатывание, настройка, восстановление забытого).  Наряду с методами строго регламентированного упражнения в основной части урока для повышения эмоционального состояния занимающихся и интенсификации проявления физических качеств используются соревновательный и игровой методы.

Конкретная продолжительность основной части урока зависит от объема и интенсивности нагрузки, возраста и пола занимающихся, количества времени, необходимого на начало и завершение урока и других обстоятельств. В школьном уроке, например, на основную часть нередко выделяют до 35 мин.

В заключительной части  урока необходимо обеспечить направленное постепенное снижение функциональной активности организма. Уборка снарядов, перестроения к окончанию занятий уже сами по себе несколько успокаивают занимающихся, способствуют снижению нагрузки. Однако специфика учебно-воспитательных задач и содержания заключительной части урока требует специального регулирования деятельности занимающихся.

К числу образовательных задач, типичных для заключительной части урока, особенно на ранних этапах физического воспитания, относятся, в частности, следующие: обучить умению постепенно снижать интенсивность упражнений, анализировать проделанную работу, переключаться на последующую деятельность. Для заключительной части подбираются обычно легко дозируемые упражнения: умеренный бег, ходьба, элементарные движения, танцевальные элементы и пр.

В системе уроков должна быть предусмотрена дидактически оправданная последовательность и преемственность задач заключительной части. Самое серьезное внимание необходимо уделять домашним заданиям, помня, что уроки — лишь часть процесса физического воспитания, которая дополняется самостоятельными упражнениями, участием в соревнованиях, играх и т. п. Недооценка домашних заданий нарушает связь между урочными и неурочными формами занятий.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Инструкции - циклограммы к практическим занятиям по бегу и метаниям в лёгкой атлетике. по спортивной гимнастике(акробатика, упражнения на бревне и брусьях разной высоты) и применениюDV.

Источник: nsportal.ru