6.Социальная педагогика.

Баетов Копжасар Дурменович                                                                   кадидат философских наук, профессор

Междунаодный казахско-турецкий университет имени Х.А.Ясави

Проблемы ф изическ ой   активност и людей зрелого возраста

Физическая активность человека – главный, решающий фактор сохранения   и укрепления его здоровья, ничем не заменимое универсальное средство профилактики   недугов и замедление процессов старения организма.

Двигательный режим людей не одинаковы в разном возрасте. Однако общее стоит в том, что физическая активность абсолютно необходима ребенку, взрослому, пожилому и старому человеку. Она должна быть постоянным фактором жизни, главным регулятором всех функций организма.

Сохранение здоровой, продолжительной, активной творческой жизни во многом зависит от самих людей. К сожалению, нередко приходится наблюдать факты недооценки значения правильного режима труда и отдыха, занятий физкультурой и спортом, целесообразного использования естественных факторов природы.

Методическое пособие предназначено тем, кому исполнилось 50 лет, но еще нет 70. Людей такого возраста условно называют “пожилыми”, ибо по принятой когда-то единой классификации человеческая жизнь делится по возрастам так: 1-15 лет – детство, 16-30 – юношество, 31-45 – молодость, 46-60 лет – зрелый возраст, 61-74 – пожилые, 75-89 – старики, 90 лет и старше – долгожители. В перечисленные градации, в частности в понятия “зрелость”, “старость”, не укладываются все возрастные особенности человека.

Общепризнано, что старение – закономерно наступающий процесс, вызванный непрерывно происходящими на протяжении всей жизни биологическими изменениями в организме человека. Старение – неуклонное приближение к тому периоду в индивидуальном развитии, который наступает после этапа зрелости и сопровождается в той или иной мере угасанием жизненных функций человека.

Врожденные особенности, образ жизни, характер питания – все это приводит к существенным индивидуальным различиям в процессах старения. Часто наблюдается несовпадение паспортного возраста с общим состоянием и самочувствием человека. Один человек в 50 лет выглядит сравнительно молодым, а у другого можно наблюдать все признаки преждевременной дряхлости.

В данной работе сделана попытка осветить вопросы самостоятельного занятия физическими упражнениями, которые несложно осуществить и их реализация не потребует много времени, а польза будет ощутимая.

Еще И.П. Павлов отмечал, что человеческий организм проходит через различные фазы – до 35 лет его жизнедеятельность неизменно увеличивается, от 35 до 60 лет устанавливается определенное равновесие, а после 60 лет его жизнедеятельность начинает постепенно снижаться. Возрастные изменения происходит неравномерно. Так же неравномерно происходит и изменение функций всех органов и систем человеческого организма, учет работы которых необходим при занятиях физическими упражнениями, особенно в среднем и пожилом возрасте.

В молодом возрасте нервные процессы отличаются большой подвижностью, связанной с быстрой возбудимостью коры головного мозга. Этому процессу противостоит торможение. С годами особенно после 50 лет, возбудимость коры головного мозга начинает снижаться, ослабляется корковое торможение, подвижность нервных процессов. Таким образом возраст способствует уменьшению силы возбудительного и тормозного процессов, а это ведет, в свою очередь, к снижению активной работы мозга, быстрому истощению нервных клеток.

Поэтому в зрелом возрасте требуется и более длительный отдых после физической и умственной работы. Так при выполнении физических упражнений на скорость необходимо учитывать, что они утомляют организм и действуют на него отрицательно.

Кроме того в этом возрасте снижается возможность овладения движениями быстрого темпа, значительно падают точность и ловкость, чувство ритма и координации. Подобные явления, связанные с возрастными изменениями центральной нервной системы, протекают неодинаково у людей, достигших 50-60 лет, поэтому необходим индивидуальный подход в подборе физических упражнений и их интенсивности.

Систематическая тренировка, выполнение физических упражнений, как показали многочисленные исследования, способствуют длительному сохранению функций надпочечников, а следовательно, сохранению бодрости, энергии, работоспособности и после 50 лет.

В этом возрасте наблюдается ослабление межреберных мышц, уменьшается эластичность связочного аппарата, изменяются суставные хрящи. Все эти изменения, особенно ярко выражены, если люди этой возрастной группы ведут малоподвижный образ жизни. Соответствующие возрастные изменения происходят и в мышечной системе.

В пожилом и страшем возрвсте развиваютця атрофические процеесы качественно изменяется двигательный акт.   выражающийся в удлинении периода скрытого раздражения   и замедления реакции.

И все же при физической тренировке мышечная ткань может нарастат и сахранять свой   объем   блогадаря активным занятям физической культурой.

На потяжении   всей жизни сердца не остается неизменным. Его величина   и положение, вес и форма, возбудимость и сократимость находится в прямой зависимости от возраста. Возраст влияет и на структурные изменеия мышечной ткани сердца, длину и толщину мышечных волокон, развитие соединительной ткани, ограничиваюшый сократимость сердца, кровоснабжение сердечной мышцы.

Постепенное увеличеные массы   и размеров сердца, нарушение обменных процессов, гипертрофия левого желудочка неблагоприятно отражаются на его работе. В   глуьокой же старости сердце начинает уменышаться в своих размерах, изменяется и его положение. При выраженной недостаточности кровоснабжения сердечной мышцы физические нагрузки ымзиыают одышку и боли в сердце.

С   возрастом   понижается   эластичность   стенок сосудов, а к 40-50 годом, как правило. развивается возрастной склероз, который при   неблагоприятных обстоятельствах \ ожирение, курение, злоупортребление алкоголем и др.\ переходит в артериосклероз.

Приступая к выполнению физическый упражнений после 50 лет, следует помнить, что у многих людей, переступивших этот возраст и никогда ранее нем занимавшихся   физическими упражнениями, очен часто кровяное давление несколько повышено в связи с уменышением эластичности стенок сосудов. С етом необходимо считаться,   и чтобы не произошло разрыва измененных стенок сосудов, надо избегать упражнений, требующих большого физического напряжения.

Возрастные изменения в венах, главным образом в венозных клапанах, и атрофические процессы в них уменьшают приток крови к сердцу. Кроме того, ухудшение венозного кровообращения нередко приводит к отечности нижних конечностей.

Если у людей старшего и пожилого возраста повышенно кровяное давление, есть изменения в сосудах, особенно, питающих сердце, ослаблена сердечная мышца, а способность сосудов приспосабливаться к изменяющимся условиям кровообращения при физической нагрузке   неудовлетворительна, необходимо проявлять большую осторожность в дозировке физических упражнений.

Возрастные особенности сказывается и на функции дыхательного аппарата. Процент поглощения кислорода у лиц старше 50 лет значительно ниже, чем у молодых. Это связанно с тем, что количество крови, протекающей через сосуды легких уменьшается, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) достигает максимальной величины в возрасте 20-30 лет, а после 40-50 лет она снижается.

Подвижность грудной клетки про вдохе и выдохе в этот возрастной период уменьшается в связи с процессом окостенения реберных хрящей. У людей этого возраста более глубокий вдох и укороченный выдох приводят к постоянному растяжению легочной ткани, понижению её эластических свойств, нарушению кровообращения. А это ведет к расширению легких, одышке и т.д. Недостаток кислорода, поступающих в организм в этом возрасте, ослабляет интенсивность окислительных процессов в тканях, снижает основной обмен, ослабляет его жизненные функции. По данным науки, одна из причин старения организма – снижение обмена веществ с последующим падением активности клеток и тканей организма.

Одно из важных средств, предупреждающих развитие возрастных изменений в организме и способствующих поддержанию активного долголетия – физическая культура. Ее благотворное воздействие на способность сохранять до пожилого и даже преклонного возраста высокую работоспособность в значительной мере обусловлено стимулирующим влиянием двигательной деятельности на функции центральной нервной системы, физиологическую активность всех клеток, тканей и органов.

Занятия физическими упражнениями необходимы в любом возрасте. С юношеских лет до глубокой старости человек в состоянии выполнять упражнения, укрепляющие его организм, оказывающие самые разнообразные воздействия на все его системы. Они рождают чувство бодрости и радости знакомое каждому, что систематически занимается каким-либо видом спорта.

Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Физические упражнения способствуют их укреплению, рост мышц происходит за счет утолщения мышечных волокон. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного. постоянно занимающегося физическими упражнениями человека эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большой силой, чем у нетренированного.

Усиление растяжимости мышц особенно важно для людей старшего и пожилого возраста. После 50 лет мышцы теряют подвижность, например в связи с особенностями работы или длительным вынужденным пребыванием   в фиксированной позе. А это нарушает правильность осанки, приводит к потере гибкости в суставах верхних и нижних конечностей, у человека становится горбящаяся, сутулая фигура. Это результат потери растяжимости отдельных мышечных групп. Под влиянием физических упражнений мышцы не только растягиваются, но и становятся более твердыми. Твердость делается путем простого ощупывания. Так у людей, не занимающихся спортом, мышцы мягкие и дряблые, тонус резко понижен. Тонус же мышц у людей, занимающихся физическими упражнениями, несколько повышен и играют большую роль в сохранении правильной осанки. При возбуждении нервной системы, особенно после физических упражнений, наступает повышение общего тонуса мышц, при утомлении он понижается. Так как регуляция мышечного тонуса осуществляется центральной нервной системой, то всякое его понижение указывает и на ее утомление, которое лучше всего снимается физическими упражнениями.

У важаемый читатель, исходя с вышеуказонного пришли к выводам, в данной работе сделана попытка осветить в доступной форме вопросы самостоятельного занятия оздоровительными физическими упражнениями. Вы познакомились с различными видами физкультурных занятий, основами закаливания, самомассажа, самоконтроля и др. которые помогут предупредить ряд заболеваний, помогут вам повысить работоспособность и бодрость духа, продлить активное долголетие.

Систематическая физическая активность приведет вас к необходимости глубже познавать возможности регулирования жизненных функций с помощью тренировки. Вас заинтересуют вопросы замедления процесса старения, особенности сбалансированного питания и форм активного отдыха людей вашего возраста, для чего придется обратится к литературе по геронтологии, физиологии и общей биологии. Если уже в процессе чтения этого методического пособия вы приступили к выполнению приведенных рекомендаций, то не останавливайтесь на полпути. Помните, что ваше здоровье в ваших руках, что ничто так не старит человек как готовность стареть. Сердце тренируется при любой физкультуре, и об этом никогда нельзя забывать. …Важнейшее правило оздоровительной тренировки: постепенное наращивание интенсивности и длительности физических нагрузок. Ни в коем случае не спешите скорее стать здоровым!

В работе обобщены как собственные наблюдения, так и литературные сведения зарубежных ученых по этим вопросам.

ЛИТЕРАТУРА

1.Теория и методика физического воспитания. // М. «Просвещение», 1979 г.

2. Гусалов А.Х. «Истоки здоровой жизни». // М.ФиС, 1987 г.

3. Амосов Н.М. «Раздумье о здоровье». //          М.ФиС, 1973 г.

4. Купер К. «Новая аэробика». //Журнал ФиС – 9, 1981 г.

Источник: www.rusnauka.com