РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Рост и развитие ребенка — сложный процесс. Раз­витие скелета в этом возрасте еще не закончено, под влиянием большой и неравномерной нагрузки он может легко деформироваться. Поэтому родители должны внимательно следить за тем, чтобы ребенок правильно си­дел, правильно двигался. Ведь при нарушении осанки, осо­бенно в период роста, ухудшается деятельность многих органов: дыхания, кровообращения, пищеварения, а также дви­гательного аппарата.

Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольни­ков хорошо приспособлена к требованиям растущего организ­ма, а физические упражнения прекрасно ее тренируют, бла­годаря чему улучшается регуляция сердечной деятельности, работа сердца становится более экономичной.

В результате развития дыхательной мускулатуры объ­ем легких увеличивается. Но носовые и легочные проходы у де­тей сравнительно узки, что приводит к плохой вентиляции легких и некоторому застою воздуха, а у растущего организма потребность в кислороде большая. Вот почему так важны игры, упражнения на свежем воздухе. Родителям необходимо также следить за пра­вильностью вдоха и выдоха при выполнении движений.

Разные группы мышц у дошкольников развиты неодинаково. Особенно важно достичь равномерного развития тех мышц спины, брюшного пресса и плеч, которые будут способство­вать выработке правильной осанки. В этом также существен­ную роль сыграют физические упражнения.

Одним из компонентов роста и развития является разви­тие движений. У дошкольников еще нет четкости движений при ходьбе. Для их бега характерен не легкий и ритмич­ный, а мелкий и семенящий шаг Дети этого возраста охотно играют с мячом, но поймать мяч, далеко его бросить, попасть в цель им еще трудно, так как их движения недостаточно согласованы, слабо раз­вит глазомер. Они быстро утомляются от одно­образных движений и отвлекаются от занятий.

Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от его ловкости, быстроты, силы и выносливости, то есть от развития основных двигательных качеств. По уров­ню развития этих качеств можно судить о совершенствовании не только костно-мышечного аппарата, центральной нервной системы, но и о физической подготовленности ребенка.

Малыш овладевает необходимыми двигательными навы­ками постепенно, поэтому необходимо соблюдать опреде­ленную последовательность в освоении движений, пра­вильно сочетать основные виды движений и упражнений.

Вот некоторые рекомендации:

сочетать различные виды ходьбы с видами бега (по­могает ориентироваться в пространстве, двигаться в за­данном направлении)]

упражнения на равновесие: освоение ходьбы и бега на уменьшенной и приподнятой от земли площади опоры;

обучение прыжкам: от простых упражнений в подпрыгивании на месте к более сложным — спрыгиванию, прыжкам в длину с ме­ста и с продвижением вперед;

игры и упражнения с мячом: прокатывание мяча, броса­ние его о землю, в цель, на дальность;

упражнения в лазании: от несложных упражнений в пол­зании, перелезании к более трудным заданиям — влезанию на гимнастическую стенку, лесенку.

Организм ребенка на разных этапах неодинаково восприимчив к физической нагрузке. Ученые выделяют у дошкольников несколь­ко критических этапов: 3-й, 5-й и 7-й годы жизни, когда происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка энергообеспечивающей и двигательной функций.

Также доказано, что дети от 4 до 5 лет развива­ются наиболее интенсивно и гармонично. Знание критических периодов в развитии функциональ­ных систем организма малыша, в том числе дви­гательной, позволяет установить оптимальные сроки обучения и воспитания.

Источник: zhemchuzhinka20.ucoz.ru