/ Тема 9

Общая характеристика форм построения занятий физическими упражнениями.

Понятие о планировании в ФК. Требования к планированию, его виды и содержание.

Понятие контроля и учёта в ФК. Требования к контролю и учёту, их виды и содержание.

Основная литература:

Верхошанский, Ю.Ф. Программировании и организация тренировочного процесса/Ю.Ф. Верхошанский. – М. Физкультура и спорт, 1985.

Должиков, И.И. Поурочное планирование ФВ учащихся 1-11 классов/И.И. Должиков//Физкультура в школе. – 1995. - № 1-12.

Луценко, С.А. Организация и проведение спортивных соревнований по спортивным играм: Учебно-методическое пособие/С.А. Луценко. – СПб. ИСПиП, 2003.

Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред. проф. Л.Б. Кофмана. – М. Физкультура и спорт, 1998.

Попов, В.И. Практикум по теории методике физической культуры: Учебно-метод. пособие/В.И. Попов. – СПб. ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2004.

Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов фак-тов физич. культ пед. ин-тов /Под ред. Б.А.Ашмарина. - М. Просвещение, 1990.

Теория и методика физической культуры: Учебное пособие/ Под ред. Ю.Ф.Курамшина и В.И.Попова. - СПб. ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1999.

Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. – М. Советский спорт, 2003.

Вопрос 1. Общая характеристика форм построения занятий физическими упражнениями.

Процесс ФВ осуществляется путём последовательного проведения отдельных занятий физическими упражнениями. В зависимости от возраста, пола, физического состояния, личных интересов, внешних условий, наличия и состояния материальной базы и инвентаря и др. изменяются частные задачи и содержание педагогического процесса. В связи с этим построение занятий должно приобретать достаточно разнообразные формы. Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определённым типом взаимосвязи (взаимодействия) руководителя (преподавателя, учителя, тренера) и занимающихся, а также соответствующими условиями проведения занятий. К настоящему времени сложились две основные группы форм построения занятий – урочные и неурочные.

Урочные формы - занятия, проводимые по расписанию, в специально отведённое время и под руководством преподавателя (тренера, учителя) с относительно постоянным составом занимающихся при строгом соблюдении частоты занятий, их продолжительности и взаимосвязи. К ним относятся:

1) уроки физической культуры, проводимые в образовательном учреждении (школе, колледже, вузе и т.п.) по государственным программам и они являются обязательным предметом;

2) учебно-тренировочные занятия, проводимые тренерами по видам спорта с целью подготовки занимающихся к соревнованиям.

Занятия урочного типа (уроки) являются основной и наиболее целесообразной формой построения занятий в ФВ. Особенности урочных форм занятий (уроков ):

1 – чёткость постановки целей и задач;

2 – соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач;

3 – целесообразный отбор средств и методов обучения с учётом дидактической цели и задач урока;

4 – тесная связь уроков между собой (проводимого на данный момент с предыдущим и последующим);

5 – сочетание групповой и индивидуальной работы для лучшего изучения педагогом занимающихся;

6 – вариативность (видоизменение) содержания урока, методики его организации и проведения;

7 – обеспечение травмобезопасности урока;

8 – постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся со стороны педагога.

В практике сложились многообразные по содержанию, структуре и методическим особенностям проведения типы (виды) и разновидности уроков ФК. которые классифицируются следующим образом.

1. По целевой направленности. уроки общей ФК (служат целям создания фундамента физического развития, образования и воспитания) и уроки специализированной ФК (служат целям подготовки к конкретной двигательной деятельности: уроки спортивной тренировки, уроки профессионально-прикладной физической подготовки, уроки с лечебной направленностью).

2. По основному предмету и программному содержанию занятий. предметные (видовые), которые характеризуются однородностью учебного материала (уроки гимнастики, лёгкой атлетики, плавания, лыжной подготовки и др.) и комплексные . которые отличаются разнообразием учебного материала (уроки на которых изучаются упражнения из различных разделов программы по ФВ).

3. В зависимости от того, какая из основных задач обучения реализуется на занятии. уроки образовательной направленности (получение знаний, преимущественное изучение и совершенствование двигательных навыков и умений – обучающие, совершенствования, контрольные, смешанные); уроки со специальной воспитательной направленностью (преимущественное воспитание интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств, мотивов и потребности к занятиям физическими упражнениями); уроки с оздоровительной направленностью (предназначены для преимущественного решения задач физического развития и укрепления здоровья); комбинированные уроки (направлены на решение задач двух и более перечисленных сторон физического воспитания).

Структурно урок ФК состоит из 3–х частей: подготовительной (вводной), основной и заключительной.

Подготовительная (вводная) часть урока включает в себя: организацию занимающихся (построение, рапорт, приветствие, проверка присутствующих), доведение целей и задач занятия, подготовку функциональных систем организма для решения учебных заданий в основной части занятия за счёт выполнения разнообразных упражнений в движении и на месте (продолжительность 7-10 мин или 10-15% урока).

Упражнения подготовительной части занятия выполняются в движении и на месте. Они должны соответствовать задачам основной части урока по лёгкой атлетике и включают в себя: ходьбу, медленный бег, упражнения в беге, прыжки, ускорения, обще-развивающие упражнения на месте. При этом используются подготовительные движения для тех легкоатлетических упражнений, которые будут изучаться в основной части урока.

Основная часть урока направлена на обучение двигательным действиям и решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока (продолжительность 30-35 мин или 80-85% урока).

Вначале разучиваются новые двигательные действия или элементы техники того или иного легкоатлетического упражнения. Закрепление и совершенствование упражнений, усвоенных на данном занятии или на предыдущих занятиях, осуществляется в конце основной его части. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств и координационных способностей, как правило, выполняются в начале основной части, а упражнения, связанные с проявлением силы и выносливости, в конце занятия. Для мотивации занимающихся и повышения эмоциональности занятия основную часть рекомендуется завершать эстафетами, играми или проводить круговую тренировку.

Заключительная часть урока направлена на снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние, подведение итогов занятия, задание для самостоятельной работы, приведение в порядок мест занятий (продолжительность 3-5 мин или 5-7% урока).

Для снижения активности функциональных систем, мышечного и эмоционального напряжения используются медленный бег, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление, внимание. При подведении итогов занятия необходимо отметить лучших и худших учеников с точки зрения их старания, правильности выполнения изученных упражнений, дисциплинированности и сдвигов в уровне физической подготовленности.

При проведении занятия учитель должен соблюдать определённые требования. которые помогут ему успешно решать задачи урока: образовательные, воспитательные, развития и укрепления здоровья (в зависимости от его вида):

- образцово показывать упражнения и требовать от занимающихся правильного их выполнения;

- громко и чётко подавать команды и следить за их выполнением;

- при решении задач обучения и воспитания использовать разнообразные средства, методы и методические приёмы, т.е. избегать однообразия;

- стимулировать занимающихся путём поощрения и своевременной поддержки при возникновении трудностей с освоением двигательного действия или их выполнением, связанных проявлением морально-волевых усилий;

- быть объективным и справедливым при оценке отношения учеников к подаваемым командам и выполнению учебных заданий, тактичным и терпимым к ним;

- групповую форму работы с обучаемыми чередовать с индивидуальной, уметь прогнозировать и своевременно исправлять ошибки;

- воспитывать самостоятельность при занятиях физическими упражнениями и ответственность за результаты своей учебной деятельности.

Все эти качества позволят учителю, другим руководителям занятий физической культурой (преподавателю, тренеру) полноценно и с высокой эффективностью решать задачи по образованию, воспитанию, оздоровлению и развитию занимающихся.

Для оценки степени реализации указанных требований, а, следовательно, эффективности занятия, проводимого педагогом, часто требуется определить общую и моторную плотность занятия. Моторной плотностью урока является отношение времени, затраченного на выполнение двигательных действий, ко всему времени, отведённому на урок. Общая плотность урока – это отношение педагогически оправданных затрат времени ко всему времени, отведённому на урок.

Организационно – методическое обеспечение урока предусматривает:

1 – создание санитарно-гигиенических условий;

2 – материально-техническое обеспечение;

3 - выбор способа (метода) организации и проведения занятия;

4 – разработка плана-конспекта урока (форма и содержание).

Выполнение перечисленных требований к руководителю, оценка моторной и общей плотности, оргагизационно-методического обеспечения урока являются необходимыми критериями оценки его качества и эффективности при проведении педагогического анализа, формулирования выводов и предложений по улучшению учебно-воспитательной работы в процессе физического воспитания детей и подростков.

Неурочные формы - занятия, проводимые в свободное от уроков время самостоятельно или организованно под руководством специалистов в спортивной школе, секции, физкультурно-оздоровительных центрах и т.д.

К неурочным формам организации занятий относятся:

- утренняя гимнастика (зарядка);

- вводная гимнастика (перед уроком в школе, перед работой);

- физкультурные паузы и «физкультминутки»;

- самостоятельные занятия физическими упражнениями (игры, катания на коньках, велосипедах и т.п.);

- прогулки, туристские походы, соревнования и др.

Для этой формы занятий характерны следующие основные признаки . относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными; нерегламентированная продолжительность занятий (от 2-3 мин до нескольких часов); отсутствие чёткой структуры построения занятия (подготовительной, основной и заключительной): невысокая интенсивность и объём двигательной деятельности.

Поэтому неурочные формы занятий играют вспомогательную роль в решении задач ФВ и дополняют урочную форму. Однако нередко они приобретают вполне самостоятельное значение, полностью обеспечивая потребности в двигательной деятельности отдельные группы населения. Большинство занятий неурочного типа проводятся самостоятельно и основные задачи у них – активный отдых, укрепление или восстановление здоровья, развитие необходимых физических способностей, совершенствование техники выполняемых упражнений, воспитание потребности в двигательной активности. Они требуют проявления инициативы, творчества и волевых усилий.

Вопрос 2. Понятие о планировании в ФК. Требования к планированию, его виды и содержание.

Деятельность специалистов в сфере ФКиС характеризуется разнообразным и сложным содержанием. Для того чтобы его деятельность была эффективной её содержание должно быть определённым образом систематизировано. Это можно достичь за счёт своевременного и качественного планирования, последующего доведения плановых показателей (решений) до исполнителей, реализация этих решений, контроль и учёт результатов выполнения решений. Рассмотрим основной этап этой деятельности – планирование.

Планирование в ФК – обоснование, разработка и оформление содержания и последовательности действий руководителя (педагога, тренера, учителя) с целью решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Конечный результат планирования – составление плана. В процессе составления плана необходимо соблюдать определённые требования. К ним относятся:

1 - соответствие плана нормативным документам . это значит, что при обосновании и разработке плана все плановые показатели (постановка конкретных задач и сроки их выполнения, выбор наиболее целесообразных средств, методов и организационных форм, материальных и финансовых ресурсов и т.д.) не должны противоречить требованиям документов, определяющих организацию обучения и воспитания в сфере ФК и документов вышестоящих органов;

2 - учёт общих принципов формирования физической культуры личности (гармонического развития человека, связи с жизнедеятельностью и оздоровительной направленности ФК) при планировании должен в максимальной степени отражать: научно обоснованный подход к укреплению здоровья; комплексное развитие физических, нравственных и эстетических основ личности; целенаправленное развитие всех физических способностей и формирование важных двигательных умений и навыков; последовательность решения образовательных и воспитательных задач);

3 - реальность и конкретность планирования должны предусматривать: учёт материальных и климатических условий для осуществления процесса ФВ; учёт индивидуальных особенностей занимающихся - уровня физической подготовленности, возраста, пола, состояния здоровья; учёт методической подготовленности педагога; конкретную направленность как по срокам выполнения, так и по содержанию.

4 - своевременность составления плана и его доведения до исполнителей (план должен быть составлен и доведён до исполнителей к моменту решения задачи или проводимому мероприятию).

Планирование достаточно сложный и трудоёмкий процесс, требующий высокого уровня знаний, опыта и навыков в формировании плановых показателей и их соответствующего документального оформления. Процесс планирования состоит из нескольких этапов.

Этапы или последовательность работы при планировании:

1 – сбор исходной информации и её анализ (уровень подготовленности занимающихся; климатические условия; состояние учебно-материальной базы и инвентаря; режим предстоящей деятельности занимающихся; наличие времени для реализации поставленных задач, требования вышестоящих органов управления и др.);

2 – составление модели плана (компановка граф и наполнение их содержанием) и его согласование с другими лицами, участвующими в проведении мероприятий;

3 – оформление (уточнения по содержанию и срокам, печать, подпись) и размножение планируемого документа;

4 – доведение плана до исполнителей.

При оформлении плана выделяют, как правило, выделяют следующие разделы: содержание работ; сроки выполнения; ответственные за выполнение; отметка о выполнении. В зависимости от сроков действия различают следующие виды планирования:

а) – перспективное или долгосрочное (от 1 года до нескольких лет: годовой план прохождения программного материала по ФК в школе; план физкультурно-оздоровительных и спортивно массовых мероприятий школы; в спорте - план подготовки к олимпийским играм, который составляется на четырёхлетний период);

б) – текущее или среднесрочное (от 1 до нескольких месяцев: план-график учебно-воспитательного процесса на четверть в школе или план подготовки к соревнованиям – на период спортивной тренировки);

в) – оперативное или краткосрочное (от 1 дня до 1 недели – недельное расписание занятий, план-конспект занятия).

Знание вопросов планирования мероприятий по физической культуре позволит специалистам успешно решать поставленные перед ними задачи.

Вопрос 3. Понятие контроля и учёта в ФК. Требования к контролю и учёту, их виды и содержание.

Контроль в ФК – деятельность по выявлению, оценке и осмыслению реальных условий и результатов функционирования учебно-воспитательного процесса (результатов реализации принятых решений).Учёт в ФК – деятельность по фиксации и хранению результатов контроля учебно-воспитательного процесса. Эти виды деятельности неотделимы друг от друга, поэтому чаще всего в теории и практике они понимаются как единое целое.

Благодаря КиУ накапливаются данные о физическом состоянии, технико-тактической подготовленности и количественных достижениях занимающихся. Кроме того, систематически проверяется ход выполнения установленных плановых количественных или качественных показателей (решений). Основными требованиями к контролю и учёту являются:

- своевременность;

- объективность или достоверность;

- полнота или всесторонность.

Своевременность контроля и учёта предполагает выявление новой информации о состоянии занимающихся, условиях и продуктивности педагогического процесса. Не соблюдение этого требования приводит к нарушению динамики учебного или иного процесса, потере качества и результативности управленческих решений (педагогических воздействий).

Объективность (достоверность) заключается в максимальном соответствии планируемых показателей (количественных или качественных) условиям и возможностям их реализации в реальной действительности с последующим отражением в соответствующих документах.

Полнота и всесторонность предусматривает достаточно разносторонний и всеобъемлющий контроль и учёт. В противном случае затрудняется возможность правильной оценки реальных условий, возможностей или результатов соответствующей деятельности с целью последующего принятия новых или корректировки прежних плановых решений.

Общепринятыми видами контроля и учёта являются:

- периодический или поэтапный (предназначен для определения состояния занимающихся, условий предстоящего учебно-воспитательного процесса и его результатов – сроки различны, но не чаще одного раза в месяц);

- текущий (осуществляется в течение нескольких месяцев и предназначен для оценки качества учебно-воспитательного процесса, степени решения поставленных на данный промежуток времени задач – за четверть, полугодие);

- оперативный (проводится в рамках одного занятия и предназначен для рационального управления деятельностью занимающихся на уроке, повышения организованности и мотивации к занятиям).

Специалисты и преподаватели ФКиС кроме видов контроля должны хорошо знать и использовать в своей работе методы контроля. Они позволяют достаточно обширную информацию для анализа и обобщения полученных сведений с целью выработки соответствующих выводов и рекомендаций для выработке последующих решений. Основными методами контроля в сфере ФКиС являются:

- тестирование;

- визуальное педагогическое наблюдение;

- хронометрирование деятельности занимающихся с целью определения затрат времени на основные виды работ;

- функциональные пробы, применяемыя с целью выявления реакции систем организма на нагрузку (пульсометрия, проба Генча и др.);

- изучение документальных материалов (планов, отчётов, протоколов соревнований, классных журналов и т.д.);

- различные виды опроса (анкетирование, беседа, интервьюирование).

Основным методом контроля является тестирование . Оно предназначено для оценки уровня физической подготовленности и степени овладения знаниями и двигательными умениями и навыками. Критериями оценки являются качественные и количественные показатели. Качественные показатели характеризуют степень овладения программным материалом (знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной работы). Количественные показатели характеризуют сдвиги в физической подготовленности и выражаются в оценке степени развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний (силовой выносливости, скоростно-силовой и др.).

Основными документами контроля и учёта являются: классный журнал (в школе); журнал учёта учебной работы группы; медицинская карточка; журнал учёта травм; журнал учёта наличия и состояния оборудования; книга учёта спортивных достижений; протоколы соревнований и отчёты по ним. Подробно их содержание будет рассмотрено в лекции по теме 10.

Источник: www.studfiles.ru