Определение задач урока

С каждого урока дети должны уносить новые знания, умения, должны видеть, что в процессе целенаправленных занятий физическими упражнениями улучшается их физическое развитие.

Это достигается путем постановки конкретных задач на каждый урок. Все задачи, исходя из их направленности, принято делить на три группы: образовательные, оздоровительные и воспита­тельные.

Решение образовательных задач вооружает учащихся знаниями, умениями и навыками выполнять физические упражнения, а также умениями применять их в жизни.

Решение оздоровительных предусматривает обеспечение возможного в определенном возрастефизического развития и физической подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм.

Решение воспитательных обеспечивает положительное влияние занятий физическими упражнениями на развитие моральных и волевых качеств личности учащегося.

Образовательные задачи определяют содержание про­цесса обучения, дают целенаправленную установку учебной деятельности, позволяют предположить конкретный результат урока. Но этот эффект будет достигнут только при условии их точной формулировки.

Нечеткая, неконкретная постановка образовательных задачприводит к нарушению логики учебного процесса, дезориентируетучащихся, не способствует их активизации.

Конкретной является такая образовательная задача, в формулировке которой отражен конечный результат данного урока. Поэтому целесообразно при постановке задач на уроках использо­вать следующие глаголы: научить, учить, продолжать учить, закрепить, совершенствовать. Наиболее конкретной является задача, и к ее постановке учителю необходимо стремиться. В связи с этим он должен на каждый урок планировать такую дозу материала, которую могли бы усвоить учащиеся. Однако это не всегда удается, и учителя прибегают к другим названным нами формулировкам.

Кроме того, задачи урока могут формироваться словами «ознакомить» (например, с правиламисоревнований, нормативами и требованиями физкультурного комплекса) и «оценить» выполнение отдельных упражнений или комбинаций. Такие конкретные задачи записываются в конспекте и доводятся до сознания учащихся на каждом уроке.

Параллельно с решением образовательных учитель ставит и оздоровительные задачи. Для этого он осуществляет целый ряд мероприятий, способствующих благоприятному воздей­ствию выполняемых на уроке физических упражнений на орга­низм занимающихся. В этом плане большое значение имеют пра­вильное дозирование физической нагрузки, надлежащие гигиени­ческие условия проведения занятий, их организация на свежем воздухе, требования к форме учеников. Особое внимание при вы­полнении каждого упражнения следует уделить осанке и дыханию занимающихся. Ведь от правильного положения тела, своевре­менного вдоха и выдоха при выполненииупражнений зависит не только оздоровительный эффект, но и успешное усвоение упраж­нений.

Решение оздоровительных задач требует особой организации занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья в спе­циальные медицинские группы, временно освобожденными от фи­зической нагрузки, пропустившими несколько занятий по болез­ни, имеющими врожденные дефекты развития. Этим ученикам не­обходимо уделять особое внимание.

Решая оздоровительные задачи, учащихся обучают методам контроля и оценки состояния организма. Это очень важно и в плане обучения занимающихся самостоятельному использованию физических упражнений.

Уроки физической культуры имеют большие возможности вли­ять на становление личности учащихся. Эти возможности заложены в самом построении урока, и если учитель управляет этим процессом, ставит воспитательные цели и задачи, то достигает положительных результатов; если этот процесс идет стихийно, то можно получить даже отрицательный эффект.

Учитель не может пройти мимо небрежного отношения детей к природе, допустить неряшливость в одежде, позволить оскорбительный тон и насмешки в адрес ученика, неудачно выполнившего упражнение.

Большой воспитательный заряд имеют традиционные формы организации урока, которые учитель должен постоянно держать в поле зрения, предъявляя к ученикам определенные требо-вания. Как и оздоровительные, воспитательные задачи решаются в неразрывной связи с образовательными на каждом уроке от его начала и до конца. В ряде случаев они могут выступать и самостоятельно с четкой формулировкой и записью в конспекте.

Поставленная задача должна соответствовать лимиту, времени и ее формулировка должна быть настолько доступна учащимся, чтобы они сами могли оценить уровень ее решения.

Уже в процессе постановки задач учитель прибегает к предметным связям, которые должны, с одной стороны, содействовать формированию убежденности учащихся в целесообразности требований, предъявляемых учителем физкультуры, а с другой стороны, подчеркивать практическую значимость знаний, приобретаемых по другим предметам. В наибольшей мере на уроках физической культуры используются знания учащихся по предметам, которые могут быть применены для объяснения сущности движе­ний и их влияния на организм.

На каждом уроке учитель решает множество задач, но акцен­тирует внимание на основных для данного занятия. Таких задач, связанных с обучением, может быть вынесено на урок две-три! Их и объявляет учитель в начале урока. При этом должна про­звучать воспитательная и оздоровительная значимость данного урока.

Задачи урока, их постановка и доведение до сведения уча­щихся должны быть тесно связаны с другими формами работы по физическому воспитанию школьников и, особенно, с их самостоя­тельной работой.

Источник: 3ys.ru