«Значение физических упражнений в развитии двигательных качеств дошкольников»

Автор: Рябцева Наталия Алексеевна. Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N1355 ВОУО г. Москвы.

Важнейшей задачей, определяющей значимость физического воспитания, как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

По мнению врачей сейчас уже среди старших дошкольников трудно найти здоровых детей. Чтобы ребенок вырос крепким и относительно здоровым, надо успеть позаботиться о том до того, как он первый раз пойдет в первый класс.

В общей системе воспитания развитие двигательных качеств детей дошкольного

возраста занимает особое место. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые

для всестороннего, гармонического развития личности. Формирование двигательных качеств, навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно-волевых черт личности.

Для развития двигательных качеств дошкольников большое значение имеют физические

упражнения . Физические упражнения – это двигательные действия, направленные на изменение физического состояния ребенка. Физические упражнения используются в процессе воспитания детей с раннего возраста на всех физкультурных занятиях: во время утренней гимнастики, занятиях физкультурой, физкульт-минутках, на детских праздниках.

Физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями, а движение, как известно, составляет основу любой детской деятельности, и более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии, а именно: замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, приводит к задержке умственного и сенсорного развития ребенка.

Каждое физкультурно-оздоровительное мероприятие, решая общую задачу укрепления здоровья, выполняет определенную цель:

Утренняя гимнастика способствует общему укреплению организма, созданию хорошего настроения, поддержки мышечного тонуса;

Физкультурные занятия – обучение различным движениям, физическим упражнениям, обучение умению пользоваться спортивным оборудованием, воспитание самостоятельности, развитие физических качеств;

Подвижные игры, игры -эстафеты – приобщают ребенка к истокам народной культуры;

Логоритмические упражнения – обучение детей музыкально-ритмическим движениям и использование в комплексе слова и движения (в логопедических группах);

Занятия по ОБЖ – обучение правилам безопасного поведения, гигиены, знакомство с особенностями функционирования организма;

Положительный эмоциональный отклик находит у детей так называемая «гимнастика маленьких волшебников», с которой я познакомилась еще в 1993 году, прочитав одноименную книгу авторов Т. Нестерюк, А. Шкода. Эта психогимнастика помогает улучшить самочувствие ребенка, исправляет осанку, излишнюю скованность мышц, позвоночника, усталость глаз, снимает нервно-эмоциональное напряжение, стеснительность, обидчивость. Относится к нетрадиционным методам работы с детьми. Рекомендуется плаксивым, гиперактивным, агрессивным, склонным к частым простудным заболеваниям, детям.

При проведении данной гимнастики (в своей практике я использую отдельные элементы) происходит целенаправленное надавливание на биологически активные точки, но в отличие от традиционного точечного массажа, ребенок здесь играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело. Делая массаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. У него развивается позитивное ценностное отношение к своему телу. Уже по названиям упражнений, например, «Заводим машину», «Лебединая шея», «Ушки для Чебурашки», «Буратино» и др. с помощью которых ребенок сам осуществляет массаж грудной клетки, шеи, ушных раковин, головы, лица, шейных позвонков, рук, ног, а также при выполнении дыхательно-звуковой гимнастики «Легкий ветерок», «Поем звуки»,

«Полет на Луну», направленных на обучение удлиненному дыханию, укреплению мышц губ, языка, глотки, можно судить о положительном эмоциональном эффекте, у ребенка появляется доверие к своему внутреннему – Я. а так же приводит к положительному оздоровительному результату, т.к. происходит очистка энергетических каналов, идет воздействие на активные точки головы, тем самым улучшается ток крови, активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины, активные точки лица, что служит профилактикой простудных заболеваний, выработка умения управлять мимикой.

В заключении я хочу обратиться к словам крупнейшего педагога и педиатра Е.А. Аркина, который в книге «Дошкольный возраст» (Е.А. Аркин. Дошкольный возраст 5-е изд.

М. 1948. с.213) подчеркнул, что физическая культура дошкольников состоит не только в выполнении мышечных упражнений, усвоения гигиенических навыков и укрепления здоровья. Он считал, что физкультура в дошкольном возрасте есть «культура чувств, внимания, воли, красоты, культуры всего характера».

АНКЕТА

«СПОРТ В СЕМЬЕ»

Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в исследовании по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

  1. Ф.И. ребенка
  2. Какую роль в жизни Вашей семьи играет физическая культура?
  3. Закаляете ли Вы своего ребенка? С какого возраста? Каким образом?
  4. Делаете ли Вы утреннюю гимнастику сами, приобщаете ли своего ребенка?
  5. Есть ли в Вашей семье спортивный инвентарь? Какой и как часто он используется?
  6. Кто в семье больше уделяет внимания физическому развитию ребенка?
  7. Смотрите ли Вы спортивные передачи по ТВ? Какие?
  8. Какие виды спорта Вам нравятся? (назвать). Каким видам спорта отдаете предпочтение зимним или летним?
  9. Как организован летний отдых в Вашей семье? Предпочитаете активный или пассивный отдых?
  10. Принимаете ли Вы участие в физкультурных мероприятиях, проходящих в д/с (физкультурные досуги, открытые занятия, соревнования)? Если да, то в какой мере? (помощь в организации, участие в соревнованиях вместе с ребенком, сопровождение детей на соревнования)
  11. Планируете ли Вы отдать своего ребенка в спортивную секцию? Если да, то в какую? Если нет, то по какой причине (финансовые затруднения, некому сопровождать ребенка, предпочитаете эстетическое направление для развития своего ребенка – музыкальная или художественная школа)

Благодарим Вас за сотрудничество!

Источник: www.ivalex.vistcom.ru