Выбор систем физических упражнений и видов спорта для самостоятельных тренировочных занятий

Система физических упражнений – совокупность специально подобранных физических упражнений, регулярные занятия которыми могут комплексно или акцентированно содействовать укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей отдельных систем организма, изменению психического состояния, овладению отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками.

Занятия различными системами физических упражнений и видами спорта могут широко и целенаправленно использоваться для решения задач, которые ставят перед собой занимающиеся.

1. Для активного отдыха в процессе учебного и профессионального труда, в течение учебного или рабочего дня применяются средства производственной гимнастики (вводная гимнастика, физкультурная пауза и др.).

Для занятий в свободное время используются средства с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Эмоциональным, коммуникабельным, легко отвлекающимся и включающимся в работу людям можно рекомендовать спортивные или подвижные игры, виды единоборств, ритмическую гимнастику. Устойчивым, способным выполнять длительное время напряженную учебную или профессиональную работу полезно использовать бег, кросс, бег на лыжах, передвижение на велосипеде, плавание и т.п. Людям необщительным, замкнутым эффективный отдых могут обеспечить преимущественно индивидуальные занятия физическими упражнениями.

2. Для устранения недостатков физического развития необходимо с помощью антропометрических измерений с учетом известных стандартов и индексов определить имеющиеся индивидуальные отклонения от норм и затем подбирать для занятий систему физических упражнений или вид спорта.

3. Для развития основных физических качеств, таких, как:

– сила – применяются упражнения с отягощением собственным весом тела и его частей; с отягощением малого, среднего и большого веса; с резиновыми амортизаторами, с эспандером, упражнения на тренажерах; атлетическая гимнастика; тяжелая атлетика; гиревой спорт;

– выносливость – полезны все циклические виды спорта, нагрузка в которых продолжается длительное время (от 6 до 30 мин. и более). К ним относятся виды спорта: спортивная ходьба, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт, плавание, гребля, велосипедный спорт;

– быстрота движений – используются упражнения на велоэргометре, продолжительностью не более 20 с; спринтерские дистанции в легкой атлетике (100, 200 м), велосипедном, конькобежном спорте;

– ловкость (координационные способности) – большое значение имеет объем двигательных умений и навыков, разучивание новых, сложных движений (упражнения спортивной и художественной гимнастики, акробатические упражнения, аэробика, прыжки в воду, прыжки на батуте, фигурное катание на коньках);

– гибкость – выполняются гимнастические упражнения для всех частей тела с большой амплитудой: активные (за счет собственных усилий) и пассивные (за счет внешних сил, например, с помощью партнера или с использованием отягощений).

4. Для освоения жизненно необходимых двигательных навыков используются ходьба, бег, кросс, бег на лыжах, плавание, ритмическая гимнастика.

5. Для воспитания волевых качеств следует во время занятий добиваться:

– выполнения тренировочных планов;

– преодоления вводимых в занятия усложнений (например, изменение скорости бега по предварительному заданию и внезапному сигналу; смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега и др.);

– преодоление сбивающих факторов и факторов риска (упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков; введение неустойчивой опоры, исключение двигательного анализатора, уменьшение площади опоры и др.);

– применения элементов соревнования.

6. Для воспитания психофизических и специальных прикладных физических качеств рекомендуется, прежде всего, хорошая общая физическая и спортивная подготовка, а затем с помощью направленного подбора средств физической культуры можно воздействовать на формирование различных психофизических качеств, например:

– устойчивость к гипоксии (для работы в горах, замкнутом пространстве и т.п.) формируется на занятиях циклическими видами спорта, требующих проявления выносливости, единоборствах, спортивных играх и многоборьях;

– устойчивость к низким температурам – при занятиях зимними видами спорта;

– устойчивость к работе на высоте – при занятиях акробатикой, спортивной гимнастикой, прыжками в воду, прыжками на батуте и т.п.;

– устойчивость к длительному концентрированному вниманию – при занятиях видами пулевой и стендовой стрельбы, стрельбой из лука и т.п.;

– устойчивость к распределенному вниманию – при занятиях футболом, баскетболом, волейболом, ручным мячом и др.;

– разностороннее комплексное воздействие – при занятиях видами единоборств (бокс, различные виды борьбы, фехтование), спортивными играми, различными видами многоборий.

Для формирования прикладных умений и навыков, необходимых представителям любой профессии, лучше использовать одновременно несколько групп физических упражнений или видов спорта, например:

– для освоения умений и навыков передвижения рекомендуется ходьба, бег, кросс, бег на лыжах, езда на велосипеде, гребля, туризм;

– для создания двигательной базы, способствующей освоению новых умений и навыков, рекомендуются все виды гимнастики и спортивных игр;

– для улучшения глазомера и выработки точности движений применяются пулевая и стендовая стрельба, стрельба из лука, спортивные игры, особенно бадминтон, настольный теннис, волейбол, баскетбол).

Сформированные мотивы и интерес студентов к предметной стороне физкультурно-спортивной деятельности требуют учета степени сложности ее освоения, адекватного возрастным, психофизическим, функциональным возможностям студентов.

Источник: testent.ru