Глава 4. Физическая подготовка, выживание и рукопашный бой в армиях и спецподразделениях развитых стран мира

Начнем обзор физической подготовки в армиях мира с таблицы нормативов физической готовности для военнослужащих армии США. Таблица является своеобразным приложением к комплексу рукопашного боя, уже описанного мною в этой книге.

Тесты для определения характеристик физического развития Медицинское обследование должно быть обязательной составной частью любой программы физической и боевой подготовки. Без использования детально разработанных и согласованных программ контроля невозможно выявить имеющиеся недостатки, трудности и слабые места. Тесты оказывают стимулирующее воздействие, давая человеку возможность сравнить свои абсолютные данные с контрольными цифрами других членов обследуемой группы.

Проверочные тесты проводятся с целью получения результатов, необходимых для уточнения методик тренировочного процесса и разработки конкретных программ развития физических способностей человека. В соревнованиях должны определяться сила, ловкость, выносливость, координация, скорость и приспособляемость. Ни одну из существующих систем классификацию нельзя принять за абсолютную — вновь устанавливаемые рекорды постоянно вносят в них коррективы.

Предлагаемые нормы не должны быть настолько завышены, чтобы казаться недосягаемыми, и в то же время не настолько занижены, чтобы отбивать интерес и желание к приложению усилий для их выполнения. Строгий контроль за проведением тестов очень много значит для точности определения конечных результатов.

Тестирование должно проводиться через равные промежутки времени в течение всего тренировочного цикла для получения данных, необходимых для объективной оценки достигнутых результатов. Надейтесь на их улучшение, пробуждение интереса и уверенности в своих силах.

Твердая уверенность в своих физических силах должна быть главной целью теста.

Общие правила

Подтягивание на перекладине. Подтянувшись, человек должен коснуться подбородком верха перекладины. Вернуться в исходное положение — локти прямые.

Ловкость бега. Стартуете с низкой стойки. 10 ярдов бегом; 10 ярдов по-пластунски — 10 ярдов бегом; 10 ярдов ползком — 10 ярдов бегом; 10 ярдов по мосткам — 10 ярдов бегом. Всего 70 ярдов.

Бег на 350 ярдов с гранатами. Дистанция 50 ярдов. На бегу через каждые 10 ярдов класть на землю гранату (можно использовать деревянный брусок). Всего 5 гранат. Возвращаясь, поднимать каждую гранату и класть обратно в сумку (корзину). Повторить 3 раза (туда — обратно). Последние 50 ярдов просто пробежать.

Отжимание в упоре. Все тело удерживается на прямой линии. Грудь слегка касается земли.

Подъемы в сид. Выполняются из положения лежа на спине, руки сцеплены за головой, лодыжки сведены. Поднимая туловище, сесть; каждый раз локтями касаться колен. На выполнение дается 3 минуты.

Бег на 50 ярдов с ношей на спине. Разделитесь на пары — вес напарников должен быть примерно равным. Пронести партнера на закорках 50 ярдов. На обратном пути поменяйтесь местами. Время засчитывается несущему.

Преодоление расстояния в 50 ярдов по-пластунски. Лечь на живот перед зоной длиной 50 ярдов, покрытой колючей проволокой на высоте 20 дюймов. Переползти ее, руководствуясь Боевым уставом 21–75. Время засчитывается после того, как тело скатится в окоп для укрытия [23]. которым заканчивается зона.

После того, как потерпела крах теория «войны машин», столь горячо любимая одно время в определенных кругах высшего военного руководства США, был взят курс на улучшение физической подготовки военнослужащих и особенно личного состава спецподразделений. Верность этого курса доказали войны во Вьетнаме и Корее, ошибки которых были учтены военными. Из руководств по физической подготовке был убран термин «физическая пригодность» и заменен на «физическая готовность», что в корне меняло саму психологическую установку. Общая военная готовность состоит из готовности технической, психической и физической. В последней особое внимание стали уделять трем основным составляющим: мышечная сила, мышечная и сердечно-дыхательная выносливость. В связи с модернизацией программ по «физготовке» был сделан акцент на увеличение военно-прикладных упражнений; использование методов подготовки в условиях риска; развитие выносливости (бег на 2,3,5 миль и марш на 25–50 миль с полной выкладкой); ежедневный бег на 2 мили до завтрака; быстрый бег с переменой направления и увертыванием; силовые курсы, в том числе с изометрией; штыковой бой, приемы нападения и защиты без оружия; восточные единоборства. Соответственно увеличилось и время, отводимое физическим упражнениям.

Для рекрутов на занятия по физподготовке выделяется 4 часа в неделю в период основной боевой учебы и 3 часа в неделю во время индивидуальной подготовки повышенного типа. Во всех центрах учебы до завтрака бег на 2 мили (3218 м), а в морской пехоте — 3–4 мили (4827–6436 м).

Навыки рукопашного и ближнего боя отрабатываются на штурмовой полосе более 400 м с 18 различными препятствиями. Преодолевая насыпи и рвы с колючей проволокой, огонь и воду, канатные дороги и щиты, личный состав попутно огнем и штыком поражает мишени и формирует в себе полезные качества (решительность, взаимовыручка и т. д.).

Сухоцкий В.И. Модернизация физподготовки армии США, ВДКИФК, 1981;

Алексеев И.Н. Подготовка новобранцев в армии США. — Зарубежное военное обозрение. 1984, № 4, с.36).

Готовят войска и к действиям в горах, джунглях, пустыне, Арктике. Так, например, в горах личный состав будет испытывать не только физические нагрузки и нервно-психическое напряжение, но и недостаток кислорода, воздействие холода и влаги и многое другое. Поэтому, кроме овладения навыками преодоления горных препятствий и развития общей, скоростной, силовой выносливости, силы, ловкости, быстроты, уделяют еще особое внимание выработке у личного состава индивидуальной переносимости факторов среды.

Особое внимание уделяется в учебных программах ведению боевых действий в населенных пунктах.

(Попович Ю.С. Взгляды командования армии США на ведение наступления в горах. ВДКИФК, 1983).

После всего сказанного становится ясным, что войска готовятся к действиям в любых условиях независимо от времени, климата и окружающей обстановки.

Тренировочный процесс основан на разумном применении общеизвестных принципов прогрессии (последовательное, разумное повышение нагрузок), перегрузки (регулярное ужесточение упражнения), сбалансированности (гармоничное сочетание видов двигательной деятельности), разнообразия, регулярности.

Выделено и изучено несколько стадий по приведению личного состава в желаемое физическое состояние. Основные из них: стадия жесткости (мышечная болезненность), медленное улучшение (прогресс до 6—10-й недели), поддержания (за 20-дневный срок без упражнений теряется форма).

Общими видами упражнений для всех родов войск являются: упражнения для осанки, общеразвивающие, курс препятствий, бег, акробатика, боевые упражнения (в том числе фехтование и рукопашный бой), «партизанские» упражнения (перенос партнеров различными способами, передвижение ползком, «гусиным» шагом и т. д.). Массовые игры, эстафеты, атлетические игры командного характера.

Существуют и общепринятые формы занятий. Кроме утренних (бег и прочее), проводятся плановые занятия (круговой метод выполнения упражнений в составе подразделений). Индивидуальные занятия (для военнослужащих вне группы, во время дежурства, для «штабников» и т. д.). Физическая тренировка в ходе боевой учебы. На кораблях практикуется особая форма упражнений (не менее — 30 мин в день), не требующая много места, но на больших кораблях проводят и бег, и игры, и эстафеты.

С ноября 1980 года в армии введен упрощенный тест определения степени физической готовности из трех упражнений:

Отжимание в упоре лежа за 2 мин.

Поднимания туловища лежа за 2 мин.

Бег на 2 мили (3218 м).

Оценка результатов проводится по 110-очковой таблице для различных возрастных групп.

На шестой неделе обучения солдаты должны выполнять этот тест с оценкой не менее 50 очков за каждое упражнение и 160 очков за три. По мере увеличения срока службы требования возрастают. (Минимальным становится результат в 180–190.) Один раз в 3 месяца совершается 25-мильный марш-бросок, раз в месяц испытания по боевой опасности (стрельба из пулеметов поверх сетки над ползущими и т. д.), 5 миль A раз в неделю) преодолеваются за 50 минут, 25 миль — за 12 часов.

На флоте США действует программа «Новый образ жизни». 1,5 часа в день под руководством инструкторов проводятся физические упражнения.

Превышение нормативного веса тела более, чем на 22 процента ставит под вопрос продолжение службы.

(Грошев Ю. Боевая подготовка в сухопутных войсках США. — Зарубежное военное обозрение, 1987, № 2;

Манько Ю.В. Философско-социалистические проблемы физической культуры и спорта. ВДКИФК, 1985).

Гордость ВС США — морская пехота, оказалась не готова к войнам в Корее и Вьетнаме и в первую очередь из-за физподготовки.

Военно-прикладные умения, осваиваемые теперь морской пехотой, — это бег на скорость и выносливость, прыжки в длину и в глубину, увертывание, лазание и передвижения, ползание, бросание, перепрыгивание, переноска людей и предметов, падение на землю, плавание в спецситуациях.

В упражнения морских пехотинцев входят: ходьба, бег, акробатика, «партизанские», курс препятствий, курс уверенности, курс выносливости, силовой курс, изометрия, игры и эстафеты, плавание, атлетические и командные игры.

Так, например, вольные упражнения, в том числе с винтовкой, проводятся в виде 15-минутных комплексов. Командное упражнение с бревном приучает слаженно действовать сразу 6–8 бойцов.

Ходьба и бег делятся на быстрый шаг (120 в мин), беглый (180 в мин), скоростной марш на 4,5,9,12 и 16 миль; бег бросками на 30–40 ярдов (27–36 м) в составе отделения, бег на длинные дистанции (2,3,4,5 миль), смешанные передвижения.

Курс выносливости, созданный в 1974 году в школе морской пехоты в Квантико, представляет собой тропу в 2 мили с 27 препятствиями.

Силовой курс — это серия из 7 — 10 упражнений, выполняемых круговым методом. Изометрия — это кратковременные, в 6 — 10 с, сокращения мышечных групп.

Умеющий плавать обучен и методам спасения на воде, и приемам оказания первой помощи, и прыжкам в одежде с оружием с борта корабля, и многому другому.

Два раза в год сдается тест.

Сержанты должны всегда сдавать на 1-й класс. Особое внимание уделяется в морской пехоте стрельбе и рукопашному бою.

Начиная разговор о физической подготовке войск специального назначения, следует отметить, что они появились в 1952 году в составе партизанской пехотной группы войск ООН в Корее. В настоящее время они насчитывают только в США 32 тыс. человек (14,9 тыс. регулярные части и 17,1 тыс. резерв).

Спецназ США подразделяется на группу специального назначения «зеленые береты», рейджеров — «черные береты», подводные боевые пловцы — «алые каски», отряды типа «Бельта» — формирования особого рода. С 1985 года создаются диверсионные горнострелковые части. Число «альпинистов» будет составлять 3,5 тыс. человек. По данным зарубежной печати, количество «зеленых беретов» в ВВС 5–6 тыс. человек, на флоте — 5 тыс. человек, в морской пехоте — 1 тыс. человек и в сухопутных войсках — 10 тыс. человек.

Физподготовка в этих войсках проходит поэтапно.

На первом этапе на фоне ежедневной общефизической подготовки проводятся марш-броски на 10 км с выкладкой 32 кг. Отмечается, что в первые 4 недели отсеивается до 60 процентов кандидатов. В конце первого этапа проводят контрольные марш-броски на 30 км. Личный состав, не выполнивший нормативы, отчисляется в другие части.

Второй этап — это система мероприятий, направленных на выработку у личного состава способности к выживанию. Особое внимание уделяется обучению спецприемам рукопашного боя, восточным единоборствам, преодолению препятствий, а также на формирование психической готовности, сплоченности и боевой слаженности подразделений. Регулярно (1–2 раза в неделю) выполняются ночные марши на незнакомой местности.

На третьем этапе проводится комплексная проверка физической подготовленности, в ходе которой на фоне определенной тактической обстановки совершаются многокилометровые переходы (до 180 км).

В дальнейшем в подразделениях войск ежедневно проводится бег на 5–8 миль и периодически пешие марши по труднопроходимой местности на 25 — 100 миль (40 — 160 км). Требования настолько жесткие, что многие военнослужащие по нескольку лет не выезжают в отпуск, чтобы не потерять «форму» и не быть отчисленными из привилегированных подразделений. В армии Великобритании — снижение результатов по физподготовке немедленно отражается на денежном содержании, как и в армии США.

Особой тяжестью отличается физподготовка в итальянской парашютной школе, где периодически в полной выкладке проводятся «марши-выживания» — 200 км за 5 дней. Нормативы бега на 1500 м — 6 мин 30 с, 5000 м — 24 мин.

Горные стрелки осуществляют «подъемы-выживания» по отвесным ледяным скалам при морозе 25° в маскхалатах, с автоматами и боезапасом.

Основные проверочные упражнения в английской армии — это кросс на 2 мили, без перерыва переход на бег на 1 милю с преодолением двух препятствий высотой 6 и 9 футов (1,8 и 2,7 м). Высокий уровень физической и психической готовности английских десантников отмечался при анализе результатов Фолклендской операции.

Во Франции личный состав спецподразделений, помимо тестов, без перерыва должен выполнять следующую серию: 30 приседаний, 15 отжиманий, 40 подниманий туловища, 4 подтягивания, бег на 200 м с грузом 35 кг менее, чем за 24 с, лазание по 6-метровому канату 2 раза подряд, бег на 1500 м с грузом 10 кг менее, чем за 9 мин, бег на 8 км с тем же грузом менее, чем за 6 мин.

Последнее время наметилась тенденция к увеличению числа боевых пловцов во многих странах. Так, например, к началу 90-х годов Пентагон намеревался увеличить их численность в 2–3 раза. Пловец считается боеготовым, если он может проплыть 10 км по поверхности в ластах с грузом 50 кг, до 1 км с аквалангом и до 0,5 км по компасу ночью или днем, а также преодолеть 40 км на подводных средствах движения и совершать марш-бросок на 28–30 км с грузом 24 кг.

Ежеквартально он должен совершать парашютные прыжки. Кроме того, пловцы владеют всеми видами стрелкового оружия, умеют водить любую технику, имеют навыки рукопашного боя и альпинизма, подготовлены к длительному пребыванию без сна и пищи.

Что касается приемов ближнего боя, то основными группами упражнений являются: наступательный и оборонительный бой без оружия, нападение и оборона с ножом, боевое использование пистолета, карабина, автомата, обезоруживание, удары палкой (дубинкой) и комплексные упражнения. Большое внимание при этом уделяется созданию специфических условий для тренировки в комплексном выполнении приемов рукопашного боя (ситуации, вызывающие скованность, страх, ослепление и т. д.). Кроме этого, изучаются способы скрытого приближения и бесшумного нападения, приемы связывания, конвоирования, обыска, допроса пленных.

Бойцы «тайной армии» Пентагона обучены 124 различным приемам убийства «из-за угла», 32 способам убийства «голыми руками».

В последнее время утвердилась и особая разновидность подготовки — «школа выживания». Солдат приучают действовать длительное время на значительном удалении от своей части, в условиях жестоких лишений, при постоянной физической и психической напряженности.

Во Франции по программе «коммандо» проходят подготовку все офицеры.

Летчики ФРГ в порядке программы выживания на море проходят курс на базе о. Сардиния. В Форт-Термен (зона Персидского канала) солдат бросают посреди джунглей, и они должны за три дня добраться до лагеря. Войска спецназа готовятся к выживанию и в арктических условиях, отрабатывается ориентирование на сильно пересеченной местности, ходьба на лыжах не менее 160 км. В военно-воздушных силах ФРГ обучение действию экипажей самолетов в тылу противника возлагается на нештатных инструкторов. Курс обучения равен 4 неделям. Занятия длятся по 12 часов. Отрабатываются длительные марши по бездорожью, форсирование водных преград вплавь (в том числе на подручных средствах), преодоление препятствий, приемы рукопашного боя, владение штатным оружием. Только половина обучаемых оканчивает курс.

Как видно из вышесказанного, рукопашный бой — важная составляющая часть системы выживания. Еще в 1969 году командованием ВС США были приняты следующие решения:

— войска необходимо обучать рукопашному бою;

— повысить эффективность существующей системы обучения рукопашного боя, взяв за основу систему обучения в морской пехоте США;

— использовать тренировку по рукопашному бою в целях формирования военно-прикладных навыков, физической закалки и морально-психологической подготовки личного состава.

Ведущие зарубежные военспецы давно разглядели тенденцию к увеличению значимости рукопашного боя в будущих войнах (если таковые произойдут).

Наиболее характерной формой боевых действий будут многочисленные локальные столкновения в виде диверсионно-разведывательных действий, как правило, переходящих в ближний бой.

Джон Стайере — автор пособия по технике и тактике рукопашного боя для солдат и офицеров корпуса морской пехоты пишет: «Никакое развитие боевой техники не отменяет необходимости владения основными принципами рукопашного боя и уверенного их применения».

Основным документом, регламентирующим вопросы обучения личного состава ВС США рукопашному бою, является введенное в 1971 году наставление по подготовке войск к рукопашному бою.

В этом наставлении, в частности, отмечается, что до второй мировой войны подготовке «рукопашников» не уделялось в американской армии никакого внимания. Поэтому основы рукопашного боя заимствовали из СССР, Японии и других стран. Приоритет был отдан СССР. Следует отметить, что в этой системе имеются отголоски «интуитивного» обучения и применения приемов. Дело в том, что в условиях опасности сознание блокируется и действия человека определяются инстинктами самосохранения и агрессивности.

Интересны и методы, использующие реальные условия боя. Например, фехтование в защитной одежде («стэк»). Большая нагрузка при этом приходится на эмоционально-волевую сферу.

Программа включает:

— приемы штыкового боя;

— преодоление штурмовой полосы;

— единоборства с палками в защитном снаряжении;

— основной курс рукопашного боя;

— специальные приемы и действия.

Для обучения и тренировки отводится по 30 мин 3–4 раза в неделю.

Штыковой бой, кроме классического фехтования на штыках (с которым мы еще познакомимся), включает удары прикладом, рубка штыком, другие приемы. Штурмовая 300-метровая полоса препятствий с 10 мишенями закрепляет навыки штыкового и рукопашного боя.

В основной курс рукопашного боя входят: изготовка к бою; удары рукой и ногой, защита от них; освобождение от захватов; удушения и сваливания; защиты от уколов штыком и ударов ножом

(Некоторые вопросы психологии и педагогики в системе идеологической обработки буржуазных армий. Учебное пособие. М. МВПКУ, 1976).

Повышенный курс включает приемы самостраховки, броски, обезоруживание, удары ножом и защиты от них. К специальным приемам относятся различные способы захватов и освобождения от них, приемы нападения с использованием подручных средств, приемы связывания, конвоирования, обыска. Повышенный курс и спецприемы изучаются в разведывательно-диверсионных подразделениях.

В 1974 году в США вышло пособие Джона Стайера. Оно состоит из пяти разделов: штыковой бой, бой на ножах, бой невооруженных, боевое применение дубинки, метание ножа. В бою на ножах, кроме колющих, используются рубящие и режущие удары, как и в штыковом бою.

Применение дубинки как оружия вызвано тем, что морская пехота выполняет и военно-полицейские функции. Техника применения дубинки предусматривает два положения, условно называемые «короткий конец» и «длинный конец». При использовании «короткого» наносятся тычки, как правило, в лицо, горло, живот и промежность. Арсенал рекомендуемых приемов «длинного конца» включает тычки, рубящие удары, удушения и защиты от любого нападения.

Бой на ножах приближается к классическому фехтованию. Практически исключены удары сверху, снизу, наотмашь — они нарушают систему защиты и атаки. В первую очередь пытаются поразить по касательной вооруженную руку, глаза, горло. Изучают и 3 способа метания ножа.

Что касается английской подготовки «рукопашников», то одной из особенностей является то, что бой на штыках, лопатках и ножах считается разделом боевой подготовки, а приемы боя без оружия и с помощью подручных средств относятся к физической подготовке. Агрессивность и жестокость — черты, всячески культивируемые у курсантов. В наставлении британской армии дано описание 23 приемов: удары и защиты от них, освобождения от захватов, обезоруживание, броски, удушения и болевые. Кроме того, описаны способы конвоирования и обыска пленных. На рукопашный бой отводится 50 — 100 часов в год, включая и комплексные занятия. Важно отметить, что при обучении приемам дается общая схема техники с ее узловыми моментами, в рамках которой допускаются различные варианты, то есть опять же отголоски «интуитивного» изучения техники. Сказывается влияние боевых школ единоборств Востока.

Следует отметить, что в армиях всех стран отсутствует стройная система обучения всему комплексу необходимых приемов и действий. В учебной литературе вопросы техники и тактики явно преобладают над методиками обучения.

(С этой задачей превосходно справились создатели УБС. Скорее ввести ее в программы обучения рукопашному бою в нашей стране уже зависит не только от них.)

Несколько слов о лыжной подготовке. С помощью снегоступов военнослужащие могут передвигаться по глубокому снегу почти как по твердому грунту.

Нормативы: пешком 3 км/ч при глубине снежного покрова до 30 см. На снегоступах 4 км/ч, на лыжах 5,5 км/ч. Более 20 км в час на лыжах за тягачом.

Изучается буксировка и преодоление препятствий, ходьба без палок и езда как на санях (в концах лыж есть отверстия для веревок), используются и всевозможные приспособления для различных целей. Так, например, для улучшения сцепления лыж со снегом при подъемах используются клойнберы (полоски шерстяной ткани). Программа лыжной подготовки включает следующие нормативы: марш 3 мили с полной выкладкой за 60 мин на снегоступах. 150-мильный (240 км) марш по пересеченной местности; 10 миль со стрельбой на двух рубежах по 20 выстрелов (зачет по 15 попаданиям в серии), 50-мильный (80 км) марш в составе боевого патруля, ориентирование по карте (при отклонении не более 40 м по азимуту на дистанции 61 км). Уделяется внимание сочетанию лыжной подготовки и выживания. Такова поурочная программа лыжной подготовки сухопутных войск США.

Выживание — одна из основных проблем. На первом этапе предусмотрены следующие проверки: 15-км марш за 90 мин, 10-км бросок со стрельбой по мишеням (80 мин), полоса препятствий (5 минут), трасса «тарзана» (прохождение по системе веревочных мостов) за 5,5 мин; 50-км марш по пересеченной местности и зачет по плаванию.

Во время «зимнего полевого выхода» новички 3 недели учатся выживанию и лыжной подготовке.

Интересную информацию о состоянии физической подготовки в армиях мира можно почерпнуть из методического пособия В.Н.Утенко под названием «Физическая подготовка вооруженных сил НАТО» (Л. 1986). Мы приводим из нее некоторые наиболее интересные, на наш взгляд, данные. Разбив информацию по странам, автор книги облегчил работу аналитикам и просто любопытным читателям, которые, быть может, захотят сравнить уровень и методы физической подготовки в разных странах.

Ориентировочные нормативные проверки физической подготовки военнослужащих

(до 35 лет) вооруженных сил Франции (Форма одежды — спортивная)

Курс «коммандо» представляет собой комплекс приемов и действий, выполняемых в условиях повышенной опасности и риска и связанных со значительным физическим и психическим напряжением.

В содержание курса «коммандо» входят:

— полоса риска, отдельные участки которой преодолеваются под действительным огнем;

— скалолазание — основы альпинистской техники;

— переправы вплавь на подручных средствах через водную преграду с быстрым течением; — побег из плена — скрытный выход из лабиринта подземных сооружений с преодолением сложных препятствий, например, проволочного заграждения под током;

— действия со взрывчатыми веществами и метание боевых гранат;

— борьба с танками — «обкатка» танками, метание противотанковых гранат, установка противотанковых заграждений;

— рейд — скрытое передвижение по труднопроходимой местности в составе подразделения с попутным решением тактических задач;

— бой в населенном пункте — перебежки, переползания, метание гранат, стрельба навскидку, рукопашный бой;

— выживание в сложных условиях — приемы и действия, обеспечивающие сохранение жизни и боеспособности независимо от местности, климата и погоды.

Курс «коммандо» проходят в составе штатных подразделений (рота, батальон) в специальных учебных центрах в течение 3 недель. Занятия проводятся по 12–18 часов в сутки. Главной целью курса считается психическая закалка, воспитание уверенности в своих силах и устойчивости к большим физическим нагрузкам.

Французское командование считает, что подразделения становятся вполне боеспособными только после прохождения курса «коммандо».

По данным британской печати, наиболее высокие и разносторонние требования предъявляются к личному составу специальной авиационной службы (САС), сформированной в период второй мировой войны для диверсионно-разведывательных действий против войск фельдмаршала Ромвеля в Северной Африке.

В послевоенные годы подразделения САС использовались правящими кругами Англии для борьбы против национально-освободительных движений в Юго-Восточной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Ирландии.

В настоящее время полк САС представляет собой особую воинскую часть, находящуюся в непосредственном распоряжении командования вооруженных сил и правительства Англии.

Полк укомплектован высокооплачиваемыми наемниками-профессионалами, прошедшими тщательный отбор и длительную (не менее двух лет) подготовку. Вся деятельность САС окружена глубокой секретностью. Весь личный состав САС формально числится в списках других полков: шотландской и уэльской гвардии, в королевской легкой пехоте и прочих. Даже членам семей головорезов из САС не полагается знать, где и чем занимаются их родственники.

Только случайные репортажи в прессе изредка приподнимают завесу таинственности над их деятельностью, как, например, штурм Иранского посольства в Лондоне в мае 1980 года.

Боевая и специальная подготовка личного состава САС включает тактику диверсионно-разведывательных действий, прыжки с парашютом, скалолазание, ориентирование, способы скрытного и быстрого передвижения по труднопроходимой местности, плавание с аквалангом, греблю на надувных лодках, владение различными видами огнестрельного и холодного оружия, курс выживания в экстремальных условиях, а также изучение иностранных языков, особенно русского и арабского. Физическая подготовка имеет первостепенное значение в системе обучения и воспитания личного состава САС. Занятия по физической подготовке проводятся ежедневно в течение 1–4 часов.

В содержании занятий главное место занимают кроссы и марш-броски днем и ночью по труднопроходимой местности со значительным грузом, причем дистанции и вес выкладки постоянно увеличиваются таким образом, чтобы каждая тренировка заканчивалась на пределе физических возможностей солдат.

Отмечаются случаи гибели людей от переутомления.

Практикуется, например, такой метод: отдельных солдат или небольшие группы забрасывают на машинах или вертолетах в незнакомую местность и назначают время, за которое необходимо добраться до пункта прибытия на удалении 30 миль (около 50 км) и более. Излюбленными местами таких тренировок служат труднопроходимые болота Юго-Западной Англии. При этом опоздание на сборный пункт более чем на 2 минуты влечет за собой наказание, вплоть до отчисления из полка.

Особое значение придается курсу ближнего боя, который включает обучение скоростной стрельбе навскидку, использование холодного оружия и приемы боя без оружия. Типичными упражнениями этого курса являются: стрельба, метание ножа или нанесение ударов по группе манекенов, причем учитываются не только результаты, но и время.

Большое внимание уделяется психологическому отбору и подготовке. При помощи специальных тестов и повседневного наблюдения выявляются личностные качества, которые могут оказать отрицательное влияние на профессиональную эффективность военнослужащих. Все случаи проявления нерешительности, трусости и подобных слабостей строжайше наказываются. В то же время стимулируется проявление твердости, агрессивности и жестокости.

Даже среди английского населения головорезы из САС пользуются крайне отрицательной репутацией, их сравнивают с гитлеровскими эсэсовцами, а одна местная газета назвала их «грязными чудовищами, выползающими из болот».

Определенные особенности есть и в системе физической подготовки британских морских пехотинцев. Бригада морской пехоты ВМФ Англии численностью 7800 человек предназначена для участия в амфибийных операциях и для выполнения полицейских функций на кораблях и в военно-морских базах.

Программа боевой и специальной подготовки морских пехотинцев предусматривает отработку способов десантирования с кораблей, катеров и вертолетов, в том числе беспосадочным способом, совершения прыжков с парашютом с больших и малых высот, технику и тактику ближнего боя, а также курс скалолазания и курс выживания в сложных условиях.

Физическая подготовка морских пехотинцев направлена главным образом на развитие выносливости и совершенствования военно-прикладных навыков: стрельбы навскидку, преодоления естественных и искусственных препятствий, приемов рукопашного боя.

Тест боевой физической готовности для английских морских пехотинцев предусматривает выполнение следующих минимальных нормативов:

— кросс в полном снаряжении на дистанцию 4 мили (около 6,5 км) со стрельбой из винтовки (не менее 6 попаданий из 10 выстрелов) за 72 минуты;

— бег 9 миль (около 14,5 км) за 90 мин;

— марш-бросок (около 50 км) за 8 часов;

— переправа по канату через реку или ущелье в полном снаряжении за 5,5 мин.

Минимальные нормативы по физической подготовке вооруженных сил Англии

Для морской пехоты

(1-я возрастная категория)

Кросс 9 миль (14,5 км), мин — 90

Марш-бросок 30 миль (около 50 км), ч — 8

Бег 2,5 мили (около 4 км) с препятствиями — 72

в полном снаряжении со стрельбой на дистанции из автоматической винтовки, мин — 6 выстрелов из 10

Переправы по висячему мосту в полном снаряжении, мин — 5.5

Для женщин-военнослужащих

Тест базовой физической пригодности

До 29 лет — степ-тест — 188

30 — 39 лет — степ-тест — 197

Старше 40 лет — степ-тест — 209

или

бег 2 мили (3,2 км) — 28 мин (163)

Результаты проверки фиксируются в индивидуальной карточке физической готовности. Невыполнение контрольных нормативов «базовой физической пригодности» или «боевой физической готовности» влечет за собой снижение денежного содержания военнослужащих-профессионалов.

В то же время в руководстве содержится требование того, чтобы занятия по физической подготовке были не только эффективны, но и привлекательны.

Английское командование считает, что сочетание материальной заинтересованности и привлекательности занятий наилучшим образом стимулирует достижение высокой физической готовности профессиональной армии.

Содержание и минимальные нормативы единого армейского теста

Результаты, показанные в каждом упражнении, оцениваются по 100-очковой шкале. Все военнослужащие в возрасте до 40 лет должны набрать в сумме не менее 180 очков, а в отдельных упражнениях — не менее 60 очков.

Каждый военнослужащий должен быть проверен по армейскому тесту физической готовности не реже двух раз в год, но не чаще, чем через 3 месяца.

Для военнослужащих старше 40 лет установлены минимальные нормативы по бегу на 2 мили. Бег разрешается заменять по желанию ездой на велосипеде, плаванием или ускоренной ходьбой.

Минимальные нормативы теста физической готовности

для военнослужащих старше 40 лет

Военнослужащие-женщины в американской армии выполняют те же упражнения, что и мужчины, но по сниженным нормативам.

Нормативы теста физической готовности для женщин

Кандидаты в рейнджеры и спецназ должны набрать в каждом упражнении теста не менее 70 очков, что соответствует следующим результатам: отжимание в упоре лежа — 45 раз, поднимание туловища — 45 раз, бег на 2 мили (3218 м) — менее 16 минут. Кроме того, кандидаты в рейнджеры и спецназ должны подтянуться на перекладине не менее 6 раз и выполнить тест выживания на воде в боевых условиях.

Тест включает следующие упражнения:

— плавание в обмундировании и с оружием (винтовкой) на 15 м;

— ныряние на глубину 3 м и освобождение от оружия и снаряжения;

— падение в воду с высоты 3 м с оружием и снаряжением с завязанными глазами.

Проверка физической готовности в корпусе морской пехоты США включает подтягивание на перекладине, поднимание туловища лежа на спине и бег на 3 мили (4827 м). Установлены минимальные нормативы по каждому упражнению и сумма очков для получения 3-го, 2-го и 1-го класса. Рядовые должны показать результаты 3-го класса и выше, а сержанты и офицеры до полковника включительно — результаты 1-го класса в соответствии со своей возрастной категорией.

Тестирования оцениваются по 100-очковой шкале. По сумме очков в трех упражнениях и определяется класс.

Минимальные нормативы для морской пехоты США

Этой сумме очков ориентировочно соответствуют следующие минимальные результаты в отдельных упражнениях:

В случае невыполнения хотя бы одного упражнения, даже при превышении требуемой суммы очков, тест считается невыполненным.

Специальные курсы физической тренировки планируются перед началом учений с целью адаптации личного состава к характеру предстоящих нагрузок и совершенствования соответствующих прикладных навыков. Нормативы специальных курсов, как правило, значительно выше требований теста физической готовности. Например, нормативы курса подготовки к боевым действиям в джунглях включают упражнения, указанные в следующей таблице:

Кроме того, в этот спецкурс входят изометрические упражнения, степ-тест, кросс с ориентированием и преодоление специальной полосы препятствий (в полевой форме, с оружием и снаряжением). Этот курс проводится в специальных учебных центрах в течение 3 недель.

Проверка физической готовности личного состава военно-воздушных и военно-морских сил осуществляется на основании отдельных инструкций и по собственным нормативам, которые в последние годы имеют тенденцию сближения с единым армейским тестом.

Тест предназначен для определения и оценки наиболее значимых для личного состава ВВС физических качеств: силовой выносливости, быстроты и ловкости. Характерно то, что при проверке не учитывается ни специальность, ни возраст проверяемых.

В 1983 году в ВМФ США была принята новая программа по физической подготовке — «Новый стиль жизни», включающая тест физической пригодности из 3 упражнений и показателя избыточного веса, измеряемого в процентах жировых отложений.

Тест физической пригодности для военнослужащих ВМФ США

(до 30 лет), форма одежды повседневная

Примечание. Дополнительно, в плавании используется аэробно-силовой комплекс на тренажере —15 упражнений в течение 10 минут, каждое упражнение выполняется 30 с непрерывно.

Тест физической пригодности предназначен для определения уровня и динамики развития основных физических качеств всех военнослужащих в соответствии с их возрастными категориями.

Личный состав бундесвера делится на 5 возрастных категорий: 1-я — до 25, 2-я — 25–32, 3-я — 32–40, 4-я — 40–46, 5-я — старше 46 лет.

Кроме того, имеются еще две категории военнослужащих с физическими ограничениями, для которых предусмотрены облегченные нормативы.

Тест физической пригодности используется в начале и конце основного периода обучения рекрутов, а также в ходе всех учебных программ не реже одного раза в год.

В содержание теста входят следующие упражнения:

— бег на 50 м с высокого старта;

— прыжок в длину с места (две попытки);

— броски 3-килограммового набивного мяча из положения лежа на груди в течение 30 с;

— поднимание туловища из положения лежа в течение 30 с;

— челночный бег два раза по 10 м с грузом;

— бег на 2000 м.

Нормативы теста физической пригодности для военнослужащих

1-й возрастной категории (до 25 лет)

Все упражнения выполняются в спортивной одежде (кроме шиповок).

Тестирование происходит в течение двух, а в исключительных случаях — трех дней.

Оценка результатов проводится по 6-балльной шкале, имеющей промежуточные десятичные градации. При этом высшей оценкой считается «единица».

Обязательным массовым видом проверки физической подготовки личного состава бундесвера являются «солдатские состязания», которые проводятся раз в год на уровне рот и равных им подразделений. Для всех военнослужащих моложе 40 лет участие в состязаниях обязательное. Для старших возрастных категорий участие добровольное.

В «солдатские состязания» входят следующие упражнения: бег на 100 м, прыжок в длину с разбега, толкание ядра (7,25 кг) и бег на 5000 м. Для военнослужащих старших возрастных категорий и имеющих медицинские ограничения предусмотрено сокращение дистанции бега. Кроме того, военнослужащим всех категорий разрешается заменять бег на 5000 м плаванием на 1000 м.

Содержание и нормативы «солдатских состязаний»

(для военнослужащих 1-й возрастной категории — до 25 лет)

Оценка результатов «солдатских состязаний» проводится по 30-балльной шкале, имеющей промежуточные градации через 0,5 балла. Минимальных нормативов для «солдатских состязаний» не установлено, но результаты, соответствующие 5 баллам, считаются удовлетворительными. Военнослужащие, набравшие в сумме 40 баллов и более и показавшие в каждом упражнении результаты, соответствующие 6 и более баллам, поощряются приказом командира части. Те же, кто в сумме набрал более 50 баллов при 10 и более баллов в каждом упражнении, поощряются приказом генерального инспектора бундесвера.

Необходимым условием участия в «солдатских состязаниях» считается регулярное посещение занятий и тренировок в течение ближайших 6 недель. Следующим этапом проверки и оценки физической подготовки личного состава бундесвера является выполнение нормативов значка «спортивных и военных достижений», введенного в 1971 году с целью стимулирования результатов физической и общественной подготовки. Нормативы включают наряду со спортивными упражнениями и военно-прикладные:

— четыре упражнения программы «солдатских состязаний» (бег на 100 м, прыжок в длину с разбега, толкание ядра и бег на 5000 м);

— военно-прикладные упражнения (марш-бросок на 15–30 км, в зависимости о г возрастной группы, и стрельба из штатного оружия);

— плавание 300 м или бег 400 м, или лыжную гонку на 10 км, или толчок штанги по выбору сдающего.

Нормативы значка «спортивных и военных достижений»

(для военнослужащих 1-й возрастной категории — до 25 лет)

Нормативы значка «спортивных и военных достижений» выполняются или подтверждаются в течение одного года. Положение предусматривает значки трех степеней: первой — «золотой», второй — «серебряный», третьей — «бронзовый».

Помимо названных видов проверки физической подготовки в бундесвере, существуют несколько дополнительных: выполнение нормативов «немецкого спортивного значка», нормативов спортивного и прикладного плавания, массовых лыжных состязаний и некоторые другие.

Результаты всех видов проверки заносятся в индивидуальную карточку учета, которая наряду с другими документами служит основанием для определения уровня общей готовности каждого военнослужащего.

Изучив приведенные материалы, что конструктивного можно предположить?

Какая бы внешняя политика не велась нашим государством, уровень Вооруженных Сил должен оставаться на высоте. В этом — залог безопасности, мира и благополучия не только его народа, но и народов близлежащих регионов.

Политика же нашего государства оказывает влияние на весь мир. Вчерашние противники могут становиться союзниками, но никто не застрахован от внезапного появления третьей силы, представляющей опасность для всего мирового сообщества.

Чтобы армия нашей страны оставалась боеспособной, необходимы продуманные реформы, учитывающие эволюцию военных доктрин ведущих стран мира. Реформы, совмещающие в себе как заботу о профессиональной армии (думаем, что в ближайшем будущем она возникнет), так и о подразделениях срочной службы на основе всеобщей воинской обязанности, где будут проходить армейскую школу будущие воины запаса.

В связи с уменьшением срока службы в армии особое внимание следует обратить на реформу образования и такие предметы, как физическая культура, автодело и военное дело, которые надо сделать эффективным орудием подготовки будущего призывника. Программа этих предметов должна быть изменена таким образом, чтобы она стала по-настоящему интересной для обучающихся и одновременно давала бы обширные знания и высокий уровень физической подготовки.

С первых же классов общеобразовательной школы на каждого ученика должна быть заведена специальная карточка учета сдачи тестов по физической подготовке, психической пригодности, военной подготовке. Для этого вовсе не обязательно применять компьютеры, так как существуют надежные и удобные способы хранения и использования информации, размещенной на перфорированных картах, нанизанных на спицы [24]. За считанные секунды из общего массива могут быть выделены карточки по искомым признакам. (Программы обучения, тесты и способы хранения информации в настоящее время создаются специалистами центра «Здоровье народа».)

Программы физической подготовки в армии должны максимально учитывать требования современного боя и подразделяться на общие и специальные.

Так, специальные программы будут ориентироваться на требования, предъявляемые к физической готовности специалиста конкретной воинской специальности, а общие (обязательные) программы, помимо комплексов общего физического развития, включат в себя необходимые каждому воину простейшие навыки выживания, рукопашного боя, плавания и т. д.

В обязательные программы физподготовки следует включать изучение кратких комплексов по оказанию первой помощи; точечному и линейному массажу; развитию силы, ловкости, гибкости и т. д. Подобное разделение всего массива физподготовки на общую военно-прикладную и специальную было предложено в упомянутой нами книге Утенко. Он считает, что содержание физической подготовки следует распределять не по традиционным разделам: гимнастика, спортивные игры, легкая атлетика и т. д. благо таких разделов было много, а в соответствии с назначением — общая, военно-прикладная и специальная физподготовка. С нашей же точки зрения, в учебных программах по физической культуре начиная со школьной скамьи следует проводить политику на интенсификацию учебного процесса, унификацию различных комплексов упражнений, сращивание военно-прикладного раздела с общим таким образом, чтобы упражнения общей физподготовки целенаправленно готовили учащихся, а затем и бойцов к сдаче военно-прикладных тестов, соответствующих возрасту и подготовке. Желающим же серьезно заниматься традиционными видами спорта никто не мешает посещать факультативные секции и кружки. Таким образом, военно-прикладной раздел разделится на общий, обязательный и специальный, а уровень физической подготовки как в армии, так и в учебных заведениях повысится. Для этого министерствам обороны и просвещения или правительственным структурам, которые их заменят (если такое произойдет), следует совместно разрабатывать программы физического и психического совершенствования с учетом требований жизни, то есть производства и армейской службы. Отработать новые модели образования можно, создав сеть платных учебных заведений, из стен которых выходили бы люди всесторонне образованные, подготовленные к любым требованиям сегодняшнего дня, гармонично развитые.

Изучая материалы, приведенные в книге, легко заметить, как армии разных стран заимствуют друг у друга передовой опыт и таким образом все время удерживаются на высоком уровне профессиональной и физической подготовки. Проглядывается и тенденция превращения военной подготовки в увлекательный, хотя и трудный спорт, а не в унылое отбывание повинности. «Армия должна быть спортивным клубом науки, призванным укрепить ее физически и морально», — так считают французы, и они во многом правы.

С нашей точки зрения, используя факт повального увлечения молодежи в нашей стране восточными и отечественными единоборствами, следует возродить такие военно-прикладные виды спорта, как, например, фехтование на карабинах с эластичным штыком; развить у нас в стране «стэк» и фехтование на эластичных штыках, причем устраивать состязания и по многоборью, как это планируется делать в спортивном варианте УНИБОС, куда будет входить показ техники рукопашного боя, разбивание предметов, полоса препятствий со стрельбой по целям и метанием гранат, фехтование на карабинах с эластичным штыком, фехтование на эластичных штык-ножах, борьба в одежде, контактный рукопашный бой в защитном сражении (в протекторах) и т. д.

Рукопашный бой следует изучать по комплексам, каждый из которых соответствует конкретной цели или способствует решению конкретных задач.

Причем каждый комплекс должен быть рассчитан не только на строго определенный период времени, отведенный для его изучения, но и на определенный уровень физической подготовки обучающихся. При составлении комплексов следует исходить из реальных боевых ситуаций, всячески избегая любой показухи.

Сложные технические элементы должны вводиться в программы обучения лишь в том случае, когда им нет адекватной замены, составленной из более простой техники.

Очень важно заострять внимание обучающихся на наиболее вероятных вариантах развития той или иной ситуации и подготавливать их к этому как психически, так и технически. При работе с предметами и оружием следует уделять внимание различным манерам ведения боя, указывая при этом на наиболее оптимальные. Так, например, существенно отличаются манеры ведения боя коротким ножом, штык-ножом и ножом типа «мачете», превышающим размерами штык-ножи. Во многом отличаются и оптимальные манеры ведения боя даже одним и тем же оружием, но в различных ситуациях, зависящих от многих условий: боец, вооруженный одной или несколькими единицами оружия, вступает в схватку с одним или несколькими противниками, вооруженными или невооруженными, причем столкновение может произойти в воде, на болоте, в горах и т. д.

Следует обязательно использовать при обучении рукопашному бою, а также при преодолении препятствий, маршей на выживание и других подобного рода мероприятиях различные способы психологического воздействия на обучающихся, с помощью которых обеспечивается разносторонняя подготовка их психики к условиям современного боя. Маски или устрашающая раскраска лиц соперников, их необычный наряд (в том числе и военная форма другой страны), световые и шумовые эффекты, непривычные условия местности, темнота и неопределенность — все это и многое другое при умелом использовании позволит подготовить психику бойцов к любым неожиданностям.

О многом еще хочется написать. Немало тем для серьезного разговора, но объем книги не позволяет этого сделать, хотя мы считаем, что поставленной задачи добились, так как, с одной стороны, мы дали заинтересованным лицам материал для размышлений и, возможно, заставили взглянуть их на старые проблемы под новым углом зрения, а с другой стороны — указали путь, ведущий от энтузиазма к профессионализму. Кстати, об энтузиастах. Хочется от всей души сказать им спасибо за то, что они, несмотря на препятствия и запреты чинуш, сохранили и приумножили то, в чем остро нуждается сейчас наша возрождающаяся Родина.

Спасибо и вам, читатели, за внимание, оказанное нашей книге. До новых встреч на страницах наших изданий.

* * *

Источник: www.e-reading.mobi