Пестовальная гимнастика для детей от 0 до 1 года

Этот комплекс упражнений составлен на основе 19-летних наблюдений за детьми первого года жизни и материалов по народной педагогике и медицине.

Предлагается родителям для занятий с детьми грудного возраста.

Автор-составитель Ж. В. Цареградская

Предисловие

В полости матки малыш не испытывает никаких неудобств и дискомфортных ощущений, связанных с собственным телом. Согласно внутриутробному опыту ребенка, его тело соответ­ствует по форме матке и представляется ему в форме шара или эллипса. Это представление окончательно закрепляется в его сознании в последние два месяца перед родами, в условиях тес­ной матки, от которой он себя не отделяет.

У только что появившегося на свет ребенка ощущение собст­венного тела претерпевает значительные изменения: из шара он превратился во что-то другое, совсем непонятное и непривыч­ное. Эти переживания отражаются на его поведении: он очень нервничает и куксится, когда его пытаются разогнуть, и сразу успокаивается, когда его спеленывают и помогают принять при­вычную внутриутробную позу. Каждое движение, вынуждаю­щее ребенка выпрямлять ручки и ножки, может сопровождать­ся с его стороны гримасой недовольства и даже плачем, особен­но, когда малыш вскидывается, — в этот момент он буквально тонет в новом неожиданно огромном пространственном объеме. В первые месяцы после рождения важно вызвать у ребенка положительные эмоции по отношению к своему телу, так как оно доставляет малышу много неудобств. Связанные с этими неудобствами переживания могут в дальнейшем привести к различным нарушениям в его психике. Необходимо путем спе­циального ухода обеспечить младенцу возможность постепен­ного осознания реальной формы своего тела. При этом очень важно знать его психологию.

Новорожденный начинает «знакомство» со своим телом с го­ловы, конкретнее, ото рта. Менее отчетливо малыш ощущает нижнюю часть тела: поясницу, ягодицы, ноги. Его душа как бы еще не очень прочно «связана» с телом, поэтому его нель­зя сотрясать, подбрасывать. Это нарушает процесс привыка­ния к своему телу, затрудняет положительное восприятие се­бя, что в будущем может иметь необратимые последствия для психики ребенка.

Согласно гипотезам С. Грофа (исследователь бессознатель­ных проявлений человеческой психики), во время своего рождения в потужном периоде ребенок может испытывать ощуще­ние падения в водоворот, в бездну. Эти переживания не прохо­дят бесследно, они сохраняются в памяти на уровне бессознательного. Существование этих переживаний доказывают снови­дения, в которых на этапе засыпания мы переживаем спуск или (реже) подъем по лестнице, и вдруг — промах, мы оступаемся, за чем следует падение и резкое пробуждение. Для человека является нормальным состояние, при котором сфера бессознательного отделена от сознания и не влияет на его поведение в реальной жизни. Если же эта граница нарушена, то бессозна­тельные переживания, связанные с рождением, могут вторг­нуться в сферу сознания и стать причиной страхов, психозов, неврозов, психических расстройств. Спровоцировать воспо­минания о «падении в бездну» и тем самым нарушить тонкую грань между сознанием и бессознательным могут нечаянные падения в детстве или те виды гимнастики и детские игры. которые связаны с подбрасыванием ребенка в воздух.

По наблюдениям Грофа, подобное внезапное пробуждение в памяти ребенка опыта его рождения может впоследствии при­вести к развитию в уже сознательном возрасте таких психиче­ских отклонений, как, например, страх высоты и мостов (акрофобия), который «. в чистой форме не встречается; он всегда соединен с побуждениями спрыгнуть или выброситься — с башни, из окна, с обрыва или моста. В ощущении падения с одновременным страхом разбиться типично проявляются фи­нальные стадии родов».

Гимнастика для малыша первого года жизни должна больше походить на баловство и развлечение. чем на серьезные заня­тия. Ребенка надо потешать, а не заниматься его планомерным оздоровлением. Душевное здоровье малыша на этом этапе раз­вития гораздо важнее, чем физическая тренировка. В то же время эмоциональный подъем и радость проявляются у груд­ных детей как физическое оживление.

Еще одно очень важное правило, которое следует соблюдать, занимаясь с ребенком грудного возраста: упражнения должны соответствовать развитию малыша, его возрастным возможно­стям. Традиционная гимнастика строилась именно таким образом. «Ладушки» никогда не делали раньше, чем ребенок сам не начинал предпринимать попытки хлопать в ладошки, смешно растопыривая при этом пальцы, а играть в «тушки-тушки» раньше, чем малыш сам не пытался пробовать подтягиваться и садиться. Гимнастика направлена на то, чтобы поддержи­вать, а не опережать естественное моторное развитие ребенка. Такое забегание вперед никогда не приносит пользы, только лишние заботы. Давно известно, что дети. которых усиленно тренируют, и дети. которых не тренируют вообще, начинают делать какое-либо движение в одном и том же возрасте. Это ясно демонстрирует ситуация, приведенная в книге «Психо­логия младенца», когда из двух мальчиков-близнецов Сашу каждый день учили взбираться по шведской стенке и спускать­ся вниз, а Ваню нет. Когда Саша овладел этим навыком, на стенку предложили взобраться Ване, и Ваня сумел взобраться на лестницу и спуститься с нее уже с третьей попытки, причем сделал это лучше Саши. Итак, не следует раньше времени раз­вивать какие-либо навыки ребенка, нужно только поддержи­вать его начинания, стимулируя и приободряя малыша в его упорных тренировках.

Все занятия с младенцем этого возраста должны обязательно сопровождаться речью матери. Гимнастика ни в коем случае не должна превращаться в чисто техническое мероприятие для развития мышц. Для грудного ребенка особенно важно эмоци­ональное и речевое развитие. Поэтому все упражнения мать должна комментировать, потешая малыша, давая ему заряд по­ложительных эмоций и побуждая его к общению.

В помощь молодым мамам мы и приводим комплекс упраж­нений, которые испокон веку были приняты для младенцев и обязательно сопровождались такими фольклорными формами, как потешки и пестушки. Упражнения подобраны в соответст­вии с возрастным развитие м ребенка и разбиты на комплексы для возрастов: от 0 до 14 дней, от 14 до 40 дней, от 40 дней до 3-х месяцев, от 3-х до 6-ти месяцев, от 5-6 до 8 месяцев, от 8 месяцев до 1 года, в 1 год. Постепенно некоторые упражнения делать прекращают, другие оставляют и прибавляют к ним но­вые. Русские народные потешки помогут вам не только в фи­зическом развитии малыша, но и в развитии его эмоционально-речевой сферы.

В период от 0 до 14 дней мать и дитя привыкают к своему новому состоянию и осознают его. В это время еще тяжело ду­мать о чем-либо другом, кроме тех ощущений, которые связаны с таким важным событием, как рождение. Сейчас для обоих на первом плане — забота о здоровье и привыкание к со­вершившимся переменам.

В это время перед матерью стоят три задачи по отношению к своему ребенку. Первая, и самая важная, — это помочь ма­лышу привыкнуть к ощущению «себя в теле» и дать понять, что он находится в безопасности, что его любят. Вторая, не ме­нее важная задача, — предохранить путем своевременной кор­рекции позвоночник новорожденного от возможных смещений. И третья — это профилактика аспирационной пневмонии, ко­торая может возникнуть, если в легкие ребенка во время родов попала околоплодная жидкость, слизь или во время кормления — грудное молоко. Для решения этих задач мама должна де­лать следующее:

1. Поглаживания и ощупывания. Нужно гладить все тель­це малыша, как бы очерчивая его контуры. Особое внимание нужно уделить ощупыванию кистей рук и ступней ног, так как там находится много нервных окончаний.

2. Промеры (упражнения для выправления позвоночника новорожденного). Существует несколько видов промеров:

— сводят вместе колено правой (левой) ноги и локоть левой (правой) руки, повторяя упражнение 2 - 3 раза;

— складывают ножки вместе, разгибая их в коленях, и достают большими пальцами ног до лба ребенка (2 — 3 раза);

— достают до лба поочередно большими пальцами ножек (3 — 4 раза);

— достают до висков поочередно большими пальцами но­жек (3 — 4 раза).

3. Поколачивание спинки. Это упражнение выполняют для профилактики аспирационной пневмонии и застойных явлений в области легких. Поколачиваем спинку ребенка по всей повер­хности, где расположены легкие (особенно в нижней части). Поколачивание производят костяшками согнутых в кулак паль­цев таким образом, чтобы образовалась воздушная подушка.

Уже с 14 дня, когда малыш начинает довольно активно про­являть свои эмоции, мама может сопровождать поглаживание сладкими речами, потешать его. Особенно хорошо делать это сразу после пробуждения, когда ребенок очень аппетитно потя­гивается. Обязательно нужно продолжать «мерить» младенца. После 14 дня к поглаживаниям, ощупываниям и промерам можно добавить упражнения, направленные на сохранение врожденных рефлекс ов, но можно этого и не делать. Если они угаснут, то в этом нет ничего страшного, потому что к году и в том, и в другом случае развитие детей оказывается одинако­вым.

1. Потягунушки.

Цель: дать ребенку возможность почувствовать свое тело. Любопытно, что в древности эта пестушка была еще и закли­нанием благополучного роста и развития ребенка.

Разворачивая проснувшееся дитя, мама ласково оглаживает его, как бы очерчивая контуры тела; называет вслух и обозна­чает части тела малыша, фиксируя на них руки. Для этого уп­ражнения используются народные пестушки. которыми и со­провождалась вся гимнастика для ребенка. Делаем 2—4 раза.

Потягунушки, Потягунушки!

Потягуси, Потягуси, Потягунушки!

* * *

Потягунюшки-порастунюшки!

Потягунюшки-порастунюшки,

Источник: mam2mam.ru