Особенности занятий физическими упражнениями с детьми разных возрастных групп 4 страница

Читайте также:

Для этой цели в зале можно иметь несколько очень ярких (не­обычной окраски), привлекательных для детей предметов (мячей, скакалок, обручей), чтобы ребенок, получивший задание на дом, не воспринимал это как наказание.

Устное задание, связанное с формированием знаний в области физической культуры (название видов спорта, истории олимпийских медалей и т. д.), целесообразно давать всем детям. Однако следует предусмотреть время на обсуждение домашнего задания, когда оно будет выполнено детьми.

В уголок для родителей вносятся рекомендации по проведению утренней гимнастики, подвижных игр в выходные дни, разучиванию комплексов корригирующих упражнений, сведения о том, какой необходимый физкультурный инвентарь для индивидуальных заня­тий и игр необходимо иметь дома. Конкретные задания могут быть даны родителям на родительских собраниях.

Домашним заданием являются рекомендации по совместным занятиям родителей с детьми теми физическими упражнениями, которые не могут быть освоены в дошкольном учреждении в силу

Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями.

ряда причин (катание на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание и т.д.).

3.6. Дополнительные занятия физическими упражнениями

Дополнительные занятия физическими упражнениями отлича­ются от обязательных занятий относительной свободой детей в их выборе. Относительность связана с тем, что в дошкольном возрасте ныбор занятий осуществляют родители, исходя из интересов и склонностей ребенка. По всем остальным требованиям дополнитель­ные занятия физическими упражнениями идентичны обязательным занятиям: систематичность, квалифицированное педагогическое ру­ководство, наличие программы.

При определении места дополнительных занятий в физической культуре дошкольников они могут быть отнесены к пролонгирован­ной разновидности базовой физической культуры, так как вне рамок обязательных занятий решают задачи повышения уровня физиче­ской подготовленности и укреплении здоровья детей. Как отмеча-иось выше, виды занятий, которые относятся к пролонгированной разновидности базовой физической культуры, во многих странах обозначаются термином фитнес.

То есть дополнительные занятия физическими упражнениями дошкольников относятся к детскому фитнесу.

Следует отметить, что если для взрослых занятия фитнесом ре­шают в первую очередь задачи поддержания физической формы, то идя детей — это возможность поиска наиболее привлекательной дпигательной деятельности, возможность построения того образа жизни, который поможет им успешно реализоваться в будущем. Об­щей и для взрослых, и для детей является задача повышения объема днигательной активности, то есть борьба с гиподинамией.

Занятия детским фитнесом может быть организованы где угод­но, однако требования систематичности, квалифицированного педа­гогического руководства и программного обеспечения в полной мере реализуются именно в дошкольном учреждении.

Наиболее распространенная форма организации дополнитель­ных занятий физическими упражнениями в дошкольном учрежде­нии —- это физкультурные секции. Исходя из условий и количества истей, желающих заниматься, выбирается один из вариантов орга-низации секции: для каждой группы в отдельности, для всех детей

Методические основы физической культуры дошкольников

старшего дошкольного возраста, для отстающих в усвоении про­граммного материала, отдельно для девочек и мальчиков. Внутри секции выделяются группы по 10—15 человек. Занятия проводятся один-два раза в неделю по 30—35 мин.

Следует отметить, что содержание занятий может быть любым: плавание, лыжи, коньки, гимнастика и т. п. Однако в современных условиях, когда не во всех дошкольных учреждениях есть специали­сты по физической культуре (предусмотренных программой), органи­зация дополнительных занятий физическими упражнениями возмож­на, как правило, на платной основе. В данной ситуации преимущест­во имеют виды занятий, наиболее востребованные родителями. А это те виды, которые пропагандируются средствами массовой информа­ции, внедряются на занятиях для взрослых в фитнес-клубах.

В то же время не все существующие сегодня фитнес-технологии и разработанные на их основе фитнес-программы могут использо­ваться на занятиях с детьми дошкольного возраста. Чтобы решить эту проблему, дошкольное учреждение должно пойти навстречу ро­дителям, но организовать занятия, которые не только будут привле­кательны для родителей, но и действительно полезны для их детей.

Дополнительные занятия для детей старшего дошкольного возраста

В последние годы наибольшей популярностью в дошкольных учреждениях пользуются занятия ритмической гимнастикой, игро­вым стретчингом, фитболом.

Ритмическая гимнастика. Ритмическая гимнастика — традици­онный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленно­сти, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению. Ритмическая гимнасти­ка представляет собой систему гимнастических упражнений, вклю­чающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элемен­ты). Ритмическая гимнастика имеет богатое историческое наследие, она была популярна еще в Древней Греции. Уже тогда ценились оба ее важнейших компонента: собственно гимнастика и ритмический танец. В близком к современному пониманию ритмическая гимнас­тика появилась в XVIII—XIX вв. Родоначальником направления можно считать француза Франсуа Дельсарта — музыканта, который в 1883 г. создал в Париже курсы сценической выразительности. Его система состояла из главных компонентов современной ритмиче­ской гимнастики — соединения элементов гимнастики с музыкаль-

I лава 3. Формы занятий физическими упражнениями.

иым ритмом и воздействия на соматическую и психическую сферы организма человека.

Само название этого вида двигательной активности указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную по­требность ребенка. Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они приучаются сосредоточиваться на том, что им преподается, делают это легко и весело, без большого напряжения. У них формируются способность к устойчивому вниманию и собран­ность, являющиеся важными предпосылками успешной учебы.

Современная ритмическая гимнастика — это самостоятельный и ид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Правильное построение комплексов ритмической гимнас­тики для детей разного возраста позволяет всесторонне воздейство­вать на детский организм. Для рациональной организации занятий ритмической гимнастикой и полного представления о многообразии функций педагога в работе следует выделить отдельные этапы.

Подготовительный этап предназначен для всей предваритель­ной работы, которая впоследствии обеспечит успешность занятий. Она направлена прежде всего на оценку потенциальных возможно­стей детей (степени здоровья, физического развития, индивидуаль­ных особенностей поведения, темперамента и т. п.). После получе­ния исходной информации необходимо составить серии упражне­ний, которые обеспечат решение поставленных в занятии задач.

Длительность комплекса определяется прежде всего в соответст­вии с подготовленностью и двигательными возможностями детей. Затем рассчитывается время для каждой из его частей. Наиболее оптимальное их соотношение: 20% времени для подготовительной части, 70% — для основной и 10% — для заключительной.

Необходимо конкретизировать содержание основной части ком­плекса — количество серий бега и прыжков, их длительность, соот­ношение времени выполнения упражнений стоя, сидя и лежа. Эти упражнения целесообразно включать в комплекс двумя сериями, одинаковыми по длительности.

Далее определяются количество и направленность упражнений. Для этого необходимо разделить время основной части комплекса (за вычетом длительности «пиковой» нагрузки) на среднюю длитель­ность одного упражнения. Для детей дошкольного возраста она со­ставляет около 30 сек.

При составлении комплексов необходимо учитывать следующие основные положения:

Методические основы физической культуры дошкольников

Источник: studopedia.ru