/ Ti_MFV_i_sporta_Kholodov_2003g_2v

спортивные соревнования, спартакиады.

4. Разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных ба­зах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.

5. Занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в фнзкультурно-спортивных клубах (ФСК).

6. Учсбно-трсннровочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на туристско-экскурсионных базах).

Разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуаль­ных физкультурных и спортивных интересов и запросов подраста­ющего поколения за счет широкого диапазона форм и видов физ­культурных и спортивных занятий, проводимых во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях, для спе­циализированного учебно-материального обеспечения физкуль­турно-спортивной базы, высокой квалификации специалистов по физической культуре и спорту, которыми располагают внешколь­ные учреждения.

11.8.3. Формы физического воспитания в семье

К наиболее распространенным формам физического воспита­ния детей школьного возраста в семье относятся;

1) утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

2) физкультурные минутки (пауза) во время выполнения до­машних заданий. Проводятся после 30—35 мин непрерывной ра­боты со школьниками младшего возраста и через 40—45 мин ра­боты со школьниками среднего и старшего школьного возраста;

3) индивидуальные занятия различными физическими упражнени­ями в домашних условиях:

— силовая (атлетическая) гимнастика;

оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг);

— стретчинг, калланетика и др.;

4) активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время. Он включает в себя прогул­ки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня

от 1,5 до 3 ч.;

5) участие совместно с родителями в различных соревнованиях-кон­курсах (типа «Мама, папа, я — спортивная семья) ;викторинах;

6) семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные) в выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями;

7) закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, са­мостоятельные занятия физическими упражнениями или перед сном.

Физическое воспитание детей в семье требует от родителей опре­деленных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны; периодически проводить беседы со своими деть­ми на темы здорового образа жизни; приобщать их к системати­ческим занятиям физическими упражнениями и спортом; участво­вать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физичес­кой культурой; следить за состоянием физического развития, осан­кой, здоровьем детей.

11.9. Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений

Физическое воспитание в системе среднего профессионально­го образования осуществляется на протяжении всего периода обу­чения по расписанию учебного дня и во внеурочное время в соот­ветствии с государственной программой физического воспитания учащихся. Содержание учебного материала каждого из ее разделов имеет преемственность с программой по физическому воспита­нию общеобразовательной школы.

Задачи физического воспитания. В процессе физического воспи­тания учащихся решаются следующие основные задачи:

— формирование осознанной потребности в физической куль­туре, здоровом образе жизни;

— обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, необходимым в жизни и конкретной трудовой деятельности и при прохождении военной службы;

— всестороннее развитие физических качеств и обеспечение на этой основе крепкого здоровья и высокой работоспособности уча­щихся;

— совершенствование в избранном виде спорта.

Добиться практического решения поставленных задач возмож­но путем систематического использования средств физического воспитания: физических упражнений, оздоровительных сил при­роды (солнца, воздуха, воды) и гигиенических факторов.

Основные разделы программы физического воспитания. Програм­ма предусматривает проведение занятий с учащимися по следую­щим четырем основным разделам.

1. Уроки физической культуры. Основные виды физического воспитания на уроках физической культуры следующие.

Гимнастика. В нее входит изучение строевых, общеразвивающих, акробатических упражнений, упражнений на гимнастичес­ких снарядах.

Легкая атлетика. В нее входят разновидности бега, прыжков, метаний.

Спортивные игры включают в себя занятия по баскетболу, волей­болу, футболу, ручному мячу (гандболу). В течение всего срока обучения в профессиональном училище учащиеся должны овла­деть техникой и тактикой одной из спортивных игр. Выбор спортив­ной игры зависит от условий, которыми располагает учебное за­ведение, специализации преподавателя и желания учащихся. Ре­комендуется принимать во внимание профессионально-приклад­ную значимость спортивной игры.

Лыжная подготовка предусматривает изучение различных спо­собов передвижения на лыжах и развитие физических качеств. Проводится в виде урока длительностью до 90 мин.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Содержит материал, способствующий развитию физических качеств и психофизиологических функций, необходимых в конкретной тру­довой деятельности, а также формирование двигательных умений и навыков прикладной направленности. Удельный вес ППФП раз­личен в зависимости от периода обучения. Ее объем составляет на первом-втором годах обучения 30—40% времени, а на третьем — 50—60%. Увеличение содержания средств ППФП происходит по­степенно. Наиболее высокого уровня развития профессионально важных качеств учащиеся должны достигнуть к концу второго года обучения. Задача третьего года состоит в том, чтобы удержать дос­тигнутый уровень до начала самостоятельной работы.

Для развития профессионально важных качеств в процессе физического воспитания должны использоваться тренажеры и многокомплсктное спортивное оборудование.

Плавание как обязательный вид физической подготовки уча­щихся предусматривает изучение различных способов плавания и развитие физических качеств. Отмена занятий по плаванию воз­можна только при полном отсутствии условий в районе располо­жения учебного заведения.

Единоборства (юноши). В целях повышения уровня военно-прикладной подготовленности юношей предусматривается изуче­ние элементов из различных видов борьбы и других единоборств.

Элементы художественной, ритмической гимнастики (девушки). В художественной гимнастике осваиваются упражнения без пред­мета, с предметами, упражнения с элементами акробатики. В рит­мическую гимнастику включаются комплексы упражнений (в за­висимости от года обучения от 14 до 24 упражнений), которые вы­полняются в аэробном режиме под музыкальное сопровождение.

Факультативные и дополнительные занятия по физической куль­туре и спорту. Дополнительные занятия проводятся для учащихся, имеющих недостаточное физическое развитие и слабую физичес­кую подготовленность. Они планируются один раз в неделю после окончания основных уроков по дополнительному расписанию и

организуются для учащихся, не занимающихся в спортивных сек­циях и физкультурно-оздоровительных группах занятия прово­дятся по специальному расписанию еженедельно в объеме 2 ч на первом курсе и по 1 ч на последующих курсах. Основные цели занятий — повышение общей физической подготовленности, раз­витие профессиональных психомоторных способностей.

2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учеб­ного дня. Вводная гимнастика проводится в течение 5—7 мин пе­ред началом работы в мастерских и на производстве. Она стимули­рует функциональные возможности организма до уровня, обес­печивающего быстрое вхождение в работу и высокую работоспо­собность учащихся в течение дня. Комплекс состоит из 6—8 обще-развивающих упражнений.

Физкультурная пауза проводится в течение 3—5 мин в учебных мастерских и на производстве в середине учебного или рабочего дня, а также после утомительной работы, длительных неподвиж­ных или ограниченно подвижных поз, вызывающих чрезмерное напряжение отдельных групп мышц и психических процессов. Она предупреждает утомление и восстанавливает работоспособность учащихся. Комплекс состоит из 5—7 упражнений.

Физические упражнения на длинных (подвижных) переменах. Применяются комплексы физических упражнений оздоровитель­ной направленности, игры под музыку, комплексы упражнений игрового характера и др.

3. Физическая культура во внеучебное время. Утренняя зарядка проводится в течение 20—30 мин .

Занятия в группах (секциях) общей физической подготовки. Основ­ными задачами занятий являются рациональное использование свободного времени, укрепление здоровья и профилактика забо­леваний, разностороннее физическое развитие, улучшение дви­гательной функции и повышение общей работоспособности. В про­цессе тренировочных занятий используются гимнастические, ак­робатические и легкоатлетические упражнения, бег на лыжах, спортивные игры, плавание, занятия на тренажерах и др.

Занятия в спортивных и туристских секциях. В спортивных сек­циях учащиеся повышают свое спортивное мастерство, готовятся к выполнению разрядных норм и требований в избранном виде спорта и к участию в спортивных соревнованиях как внутри учеб­ного заведения, так и в проводимых вышестоящими спортивны­ми организациями.

В секции туризма проводятся практические занятия с учащи­мися по обучению приемам туристской техники и тактики, а так­же туристские соревнования, зачетные и тренировочные походы.

Занятия в секциях проводятся 2—3 раза в неделю по 1,5 ч.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями допол­няют уроки физической культуры. В процессе самостоятельных занятий учащиеся совершенствуют физические качества и двига­

тельные навыки, закрепляют теоретический и практический ма­териал по предмету, готовятся к сдаче учебных нормативов. Со­держание самостоятельных занятий разрабатывается с учетом фи­зической подготовленности конкретного учащегося, а их эффек­тивность проверяется преподавателем на уроках физической куль­туры.

4. Массовые спортивные и туристские мероприятия включают в себя:

1) дни здоровья и спорта, в которых принимает участие весь контингент учебного заведения; проводятся раз в месяц;

2) соревнования по видам спорта: соревнования по программе спартакиады учащихся профобразования; массовые соревнования под девизом «Стартуют все!», соревнования по спортивным иг­рам и профессионально-прикладным видам спорта; соревнова­ния по летним и зимним видам спорта и др.;

3) туризм: туристские походы, туристские слеты и соревнова­ния (по туристским навыкам, по туристской технике и по ориен­тированию на местности).

Итоговыми показателями эффективности физического воспи­тания в колледжах профессионального образования и средних спе­циальных учебных заведениях служат состояние здоровья и физи­ческая подготовленность в соответствии с требованиями программы физического воспитания учащихся и избранной профессии.

11.10. Урок — основная форма организации занятий физическими упражнениями и его построение

Главенствующее положение урока физической культуры (как основной формы занятий физическими упражнениями) опреде­ляется тем, что в нем заложены возможности для решения стра­тегических задач физической культуры — всестороннего, гармо­ничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни (к трудовой деятельности, военной службе и др.). Относительно всех других форм физического воспитания учащихся урок физической культуры имеет следующие преиму­щества: 1) является самой массовой формой организации, систематических занятий школьников физическими упражнения­ми; 2) проводится на основе научно обоснованной программы физического воспитания, рассчитанной на длительный срок обу­чения; 3) осуществляется под руководством педагогов по физи­ческой культуре и спорту с учетом возрастно-половых и индиви­дуальных особенностей школьников; 4) способствует направлен­ному развитию и физической подготовке учащихся, оптимизации их физического состояния.

Требования к уроку. Урок физической культуры обладает особен­ностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексно­стью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований к его организации и проведению. К основным из них относятся сле­дующие.

1. Четкость постановки целей и задач. Урок решает оздорови­тельные, образовательные и воспитательные задачи. В ходе орга­низации учебной деятельности на уроке преподаватель обеспечивает не только овладение двигательными умениями и навыками, развитие основных физических качеств, усвоение обязательного минимума знаний по физической культуре, но и содействует вос­питанию личностных качеств учащихся (смелость, настойчивость, коллективизм и т.д.). Формулировки задач урока, как правило, предельно конкретны, лаконичны, учитывают состав учащихся, их возраст, физическое развитие и подготовленность, обеспечивают преемственность предыдущих занятий с последующими и с воз­можно большей определенностью отражают планируемые конеч­ные результаты. Оптимальное количество задач, решаемых на од­ном уроке, не более 2—3.

2. Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач. Внепрограммный материал может использоваться лишь с целью индивидуализации обучения.

3. Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока. Ни одна дидактическая цель или задача не может быть успешно решена без заранее обдуман­ного отбора учебного материала с учетом конкретных особеннос­тей темы, с одной стороны, и достигнутого уровня подготовлен­ности, возрастно-половых особенностей учащихся, с другой,

4. Тесная связь уроков с предыдущими и последующими. Каждый урок имеет преемственную связь по направленности педагогичес­ких задач, содержанию учебного материала, объемам и интенсив­ности нагрузок с последующими и предыдущими уроками.

5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Учебный процесс становится эффективным только при условии учета индивидуальных особенностей занимающихся и учебного материала.

6. Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения. Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения урока способствует формированию интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями и побуждает их к активной деятельности.

7. Обеспечение травмобезопасности урока. Повышенная травмо-опасность урока физической культуры обусловлена тем, что его специфическим содержанием является разнообразная двигатель­ная деятельность на гимнастических снарядах, со снарядами и без снарядов. Неправильная организация учебно-воспитательного про­

цесса может привести к различным травмам учащихся (ушибы, вывихи, сотрясения, переломы и др.). Хорошо продуманная орга­низация урока, приемы и способы помощи и страховки, особое внимание, уделяемое упражнениям с повышенной травмоопас-ностью (соскоки с гимнастических снарядов, лазание по канату, метание гранаты и др.), позволяют исключить травмированце на уроках.

8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной дея­тельности учащихся. На каждом уроке обеспечивается оператив­ное управление деятельностью учащихся. Оно осуществляется на основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занима­ющихся.

Структура урока и характеристика его частей. Каждый урок физи­ческой культуры состоит из трех функционально связанных со­ставных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изме­нения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию по­коя за счет постепенного повышения функциональной работо­способности своих органов и систем. Это называется фазой враба-тывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону се увеличения и снижения. Это называется фазой устой­чивой работоспособности, которая соответствует основной части урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления, ко­торая соответствует заключительной части урока.

1. Подготовительная часть урока. Основная ее цель — подгото­вить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Исходя из этого в подготовительной части решаются сле­дующие методические задачи:

— обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие;

— активирование внимания и повышение эмоционального со­стояния занимающихся;

— обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных фи­зических упражнений);

— обеспечение специальной готовности к первому виду уп­ражнений основной части урока (выполнение подводящих и под­готовительных упражнений).

В подготовительную часть урока включают игровые задания (2— 3 мин) для активизации внимания и повышения эмоционального

состояния занимающихся («Класс, смирно!», «Делай наоборот», «Мы не слышим», «Мы не видим» и др.), упражнения умеренной интенсивности, строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, упражнения в движении; комплекс общеразвивающих уп­ражнений в строю и отдельные специально подготовительные уп­ражнения (на месте в разомкнутом строю) без предметов, с пред­метами и отягощениями; упражнения на гимнастической стенке и скамейках и др.

Упражнения с высокой интенсивностью не включаются в подготовительную часть, так как могут снизить работоспособность занимающихся.

В комплекс средств для разминки включают упражнения с поочередным воздействием на основные группы мышц и посте­пенным возрастанием нагрузки.

Проводя уроки с одним и тем же классом (группой), следует стремиться разнообразить упражнения в подготовительной части, всегда включая в ее содержание элементы новизны. Разнообразие обеспечивается путем обновления в каждом занятии нескольких общеразвивающих упражнений; изменения исходных положений (стоя, сидя, на коленях, лежа); выполнения упражнений преиму­щественно с большой амплитудой и в разных направлениях и плос­костях, под счет и самостоятельно без счета — по заданию; при­менения упражнений с набивными мячами, гимнастическими палками, булавами и др.; применения различных построений.

Рекомендуется такой порядок выполнения общеразвивающих упражнений: ходьба, бег, упражнения для^ рук и плеч, упражне­ния для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление,

Общая продолжительность подготовительной части составляет 10—20% от общего времени урока и зависит от продолжительно­сти занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.

2. Основная часть урока. Цель основной части — решение наи­более значимых оздоровительных, образовательных и воспитатель­ных задач, предусмотренных учебной программой и планом дан­ного урока,

В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование ус­военных ранее навыков проводится в середине или конце основ­ной части урока. Упражнения, требующие проявления скорост­ных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движений, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, свя­занные с силой и выносливостью, — в конце. Причем воспитание специальной выносливости, если она запланирована, осуществ­ляется раньше, чем воспитание обшей выносливости. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.

Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления прой­денного на уроке материала преподавателю следует завершать ос-яновную часть подвижными играми и игровыми заданиями и уп­ражнениями с включением движений, разученных на уроке. Продолжительность основной части урока зависит от продол-|жительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др. В рамках школьного урока физиче­ской культуры она обычно длится 25—30 мин. 3. Заключительная часть урока. Цель заключительной части уро­ка — постепенное снижение функциональной активности орга­низма занимающихся и приведение его в относительно спокой­ное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методи­ческих задач:

— снижение физиологического возбуждения и излишнего на­пряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, са­момассаж);

— регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);

— подведение итогов урока с оценкой преподавателем резуль­татов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмот­реть дальнейшее стимулирование сознательной активности зани­мающихся на последующих уроках);

— сообщение домашнего задания для самостоятельных заня­тий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест».

Длительность заключительной части урока 3—5 мин.

Постановка задач. Перед каждым уроком обязательно должны ставиться конкретные задачи. В методике физического воспитания все задачи принято делить на три группы, исходя из их направ­ленности: образовательные, оздоровительные и воспитательные. Педагогические задачи необходимо формулировать, возможно, конкретнее, образовательные же—с указанием уровня овладе­ния техникой движения,

Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физичес­кие упражнения.

В теории и практике проведения урока приняты следующие правила постановки и формулировки задач.

При обучении двигательным действиям задачи урока форму­лируются следующим образом:

1) при ознакомлении с двигательным действием: «Ознакомле­ние с техникой. » (и далее указывается то упражнение или от­дельный его элемент, которое осваивается);

2) при разучивании двигательного действия: «Разучивание тех­ники выполнения. »;

3) при совершенствовании двигательного действия: «Совершен­ствование техники выполнения. »;

Первой на уроке решается задача ознакомления с техникой. того или иного двигательного действия, второй — разучивания, третьей — совершенствования.

Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возмож­ного в определенном возрасте физического развития и физичес­кой подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния уп­ражнений на организм занимающихся.

Формулирование оздоровительных задач осуществляется следующим образом: «формирование правильной осанки, добиваясь свободного ненапряженного положения туловища во время ходь­бы и бега», «развитие общей выносливости, используя кроссовый бег» и т.д.

При решении задач воспитания физических качеств рекомен­дуются формулировки с краткой терминологической записью, например: «Воспитание быстроты движений в беге на короткие дистанции», «Воспитание скоростно-силовых качеств при выпол­нении прыжка в длину с разбега» и т.д. Как видно из примеров, первое слово формулировки задачи — это «воспитание», далее указывается конкретное физическое качество и затем обязательно то упражнение, с помощью которого решается данная задача.

Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося.

При решении задач воспитания личности формулировки конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и спецификой содержания учебного материала, например: «Воспитание смелости при соскоке с гимнастического козла», «Воспитание чувства выдержки в лыжных гонках на дис­танции 5 км» и т.д.

Классификация уроков в зависимости от решаемых задач. По приз­наку преимущественной направленности на решение образова­тельных, оздоровительных или воспитательных задач различают четыре разновидности уроков [10].

1. Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания.

2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью проводятся в двух вариантах: первый — развивающие (формирую­щие) уроки, служащие развитию различных систем организма, второй — восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направ­ленные на восстановление сил и работоспособности.

3. Уроки с преимущественно воспитательной направленностью дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравствен­ного или эстетического воспитания.

4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидакти­ческих задач: вводные уроки, уроки изучения нового материала,

уроки совершенствования, смешанные (комплексные) уроки,

контрольные (зачетные) уроки.

Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четвер­ти, при изучении нового раздела учебной программы. На этих уро­ках преподаватель знакомит учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетны­ми требованиями и учебными нормативами. I Уроки изучения нового материала (обучающие). Их основные задачи — ознакомление учащихся с новыми двигатель­ными действиями и их первоначальное освоение.

Уроки совершенствования применяются для углублен­ного изучения и закрепления учебного материала.

Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков. В таких уроках могут совместно решаться задачи обучения, разви­тия физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широ­ко используется в практике физического воспитания.

Контрольные уроки направлены на выявление успеваемо­сти или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы и т.п.

Источник: www.studfiles.ru