Правила безопасного поведения на занятиях физической культурой

КОНТРОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

(1-ый этап экзамена)

1. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Практика показывает, что в результате нарушения правил безопасного поведения занятий по физической культуре и спорту могут возникать травмы и происходить несчастные случаи.

К факторам риска, которые напрямую или косвенно влияют на возможный травматизм, можно отнести:

незнание и несоблюдение учащимися правил безопасного поведения в учебное и внеурочное время;

нарушения правил безопасности со стороны учителя физической культуры;

занятия на физкультурно-спортивных сооружениях (приспособленные спортивные и тренажерные залы, открытые игровые площадки и др.), не отвечающих требованиям правил безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям;

использование во время занятий пришедшего в негодность (травмоопасного) спортивного оборудования и инвентаря;

незнание и несвоевременное оказание первой доврачебной помощи.

Учебные программы по физической культуре предусматривают обязательное изучение всеми учащимися правил безопасного поведения на занятиях физической культурой, а также во время подготовки и участия в спортивных соревнованиях. При этом в перечень общих обязанностей для учащихся входят:

знание и строгое соблюдение правил безопасности на физкультурных занятиях и спортивных соревнованиях;

соблюдение правил личной и общественной гигиены, предварительная подготовка к физкультурным занятиям спортивной формы и обуви, сохранение их в опрятном и чистом виде, регулярная стирка спортивной одежды и носков;

использование спортивной обуви только для физкультурных занятий, а не для повседневной носки;

соблюдение чистоты в раздевалках и на спортивных объектах (спортивные площадки, спортивные залы, тиры, бассейны и др.);

своевременное и точное выполнение распоряжений и команд учителя;

не опаздывать на уроки физкультуры и не пропускать их без уважительной причины;

не выполнять упражнения без разрешения учителя, особенно на спортивных снарядах и с использованием инвентаря;

беречь физкультурный инвентарь и спортивное оборудование;

не отвлекать от выполнения заданий других учащихся.

Уроки физической культуры включают в себя различные виды двигательной деятельности учащихся, соответствующие определенным видам спорта. С учетом их специфики к учащимся предъявляются следующие основные требования.

На уроках с элементами гимнастики и акробатики учащиеся обязаны:

входить в спортивный зал только с разрешения учителя;

заниматься на гимнастическом оборудовании и матах только в присутствии учителя;

не стоять и не проходить близко к гимнастическому оборудованию во время выполнения упражнений другими учащимися;

соблюдать безопасные интервалы при выполнении физических упражнений;

выполнять прыжки и соскоки с гимнастических снарядов только на гимнастические маты.

На уроках с элементами легкой атлетики учащиеся обязаны:

заниматься в специально отведенных местах физкультурно-спортивных сооружений, указанных учителем;

на стадионах бежать только по обозначенной беговой дорожке, не пересекая линии разметки;

при массовом старте соблюдать безопасный интервал между бегущими;

во время бега по дорожке стадиона соблюдать указанный учителем интервал;

не переходить и не перебегать беговые дорожки во время бега по ним других учащихся;

после вскапывания и выравнивания песка не оставлять в прыжковой яме инвентарь (грабли, лопату и др.);

прыгать в прыжковую яму только по команде учителя;

после приземления выходить из прыжковой ямы вперед по ходу разбега;

не подавать друг другу предметы метания броском;

метать снаряд только по команде учителя;

перед метанием убедиться в отсутствии людей в направлении метания.

На уроках с элементами лыжной и конькобежной подготовки учащиеся обязаны:

заниматься на уроках в спортивной форме, соответствующей погодным условиям;

не выходить на занятия без шапочки и перчаток;

соблюдать указанный учителем интервал на лыжне при движении друг за другом, особенно при спуске с гор;

при катании на коньках осуществлять движение по направлению со всем классом;

после спуска не останавливаться у подножия горки;

не пересекать поперек горку, по которой другие учащиеся осуществляют спуски.

На уроках с элементами подвижных и спортивных игр учащиеся обязаны:

заниматься в обуви, имеющей жесткое сцепление с поверхностью пола или площадки;

начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде учителя;

избегать падений и столкновений с игроками, ударов по различным частям тела других игроков;

уметь пользоваться игровым инвентарем и оборудованием;

при получении травмы прервать игру, поставить в известность учителя и, при необходимости, обратиться за медицинской помощью.

На уроках плавания (в бассейне) учащиеся обязаны:

строго выполнять правила поведения в бассейне;

входить или погружаться в воду только по разрешению учителя, тренера, инструктора по плаванию;

выполнять указания дежурного персонала, тренера, инструктора по плаванию, учителя;

не заплывать за установленные знаки ограждения водного бассейна, отведённого для купания;

до начала занятий обратиться к учителю или врачу при недомогании и повышенной температуре, а также при наличии кожных заболеваний или повреждении кожных покровов.

2. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Физическое состояние человека невозможно рассматривать в отрыве от его физического развития. Физическое развитие – это естественный процесс постепенного становления и изменения форм и функций организма человека. В ходе физического развития можно выделить три фазы: повышение уровня, относительная стабилизация и постепенное снижение физических возможностей человека. Наиболее бурное развитие приходится на дошкольный и младший школьный возраст и продолжается в течение всего периода обучения в школе.

Физическое развитие подчинено закону единства развития организма и среды. Применительно к школьникам следует учитывать условия учебы, труда, самостоятельной работы, организации досуга. Все это сказывается на его физическом развитии.

Характеристиками физического развития являются:

показатели телосложения: длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения;

показатели здоровья: функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, органов пищеварения и выделения, других органов;

показатели развития физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости.

Предпосылками физического развития являются природные задатки ребенка, которые передаются ему по наследству. По этой причине высоких спортивных результатов может достигнуть не каждый ученик. Но каждый занимающийся физической культурой и спортом может физически себя развивать при условии добросовестных, систематических, целенаправленных занятий.

Физическими упражнениями называют осознанные двигательные действия, специально подобранные и проводимые для решения задач физического воспитания. Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы, внешне проявляемой в виде перемещений тела и его частей во времени и в пространстве. Слово «упражнение» означает направленную повторность действия. Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное действие (в этом случае говорят: «Я выучил новое физическое упражнение»), с другой – как процесс многократного повторения (говорят: «Физические упражнения развивают силу»).

Воздействие физических упражнений на организм человека зависит от условий, в которых они проводятся. Такими условиями являются:

- сами упражнения, так как они могут быть различными по своему воздействию на организм;

- место и время выполнения упражнений;

- дозировка, то есть продолжительность и количество упражнений в зависимости от возраста, пола, степени подготовленности и т.д.

Следовательно, систематически выполняя физические упражнения, мы можем влиять на показатели физического развития.

Так, выполнение упражнений «на осанку» и упражнений, регулирующих массу тела (уменьшение или увеличение), улучшает показатели телосложения.

Общеразвивающие, подготовительные и дыхательные упражнения, а также упражнения на восстановление и расслабление будут оказывать влияние на улучшение показателей здоровья.

На показатели развития физических качеств будут оказывать влияние специальные упражнения:

силы – упражнения с отягощением, в сопротивлении (партнера), с внешним сопротивлением, противодействием других предметов и т.д.;

быстроты – бег на короткие дистанции, челночный бег, эстафетный бег, плавание, езда на велосипеде (на короткие дистанции) и т.д.;

ловкости – упражнения в равновесии (на ограниченной площади опоры), упражнения на точность движений в пространстве и во времени (метания, акробатические упражнения, старты из различных исходных положений, подвижные и спортивные игры);

гибкости – упражнения на растягивание (статические и динамические);

общей выносливости – упражнения умеренной интенсивности, выполняемые длительное время (кросс, бег на длинные дистанции, плавание, езда на велосипеде и т.д.).

3. ВИДЫ ТУРИЗМА, ИХ ОСОБЕННОСТИ

Понятие «Туризм» можно определить как путешествие, поездку с познавательными, развлекательными, оздоровительными или спортивными

целями. Исходя из этого выделяют:

познавательный туризм, который включает в себя экскурсионные поездки или походы по историческим местам, ознакомление с музеями, историческими и архитектурными достопримечательностями;

рекреативный (или оздоровительный) туризм, связанный с лечением, отдыхом и развлечениями;

спортивный туризм, который предусматривает преодоление значительный расстояний, сложных препятствий и требует серьезной физической, волевой и технической подготовки участников.

В зависимости от способа передвижения спортивный туризм подразделяется на следующие виды туризма: пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, водный и велосипедный, а также конный и пещерный (спелеотуризм).

Основой спортивного туризма являются туристские походы. Продолжительность и степень сложности похода определяют его спортивную категорию. Самая низкая категория – первая, самая высокая – шестая. Единая спортивная классификация Республики Беларусь учитывает походы продолжительностью от 6 до 20 дней. Походы меньшей продолжительностью называются некатегорийными и широко используются для оздоровления или подготовки туристов к спортивным категорийным походам.

Чтобы представить уровень физической подготовленности туриста можно отметить, что он должен в пешеходном походе I категории сложности преодолеть за 6 дней не менее 130 километров, а в походе наивысшей VI категории - за 20 дней пройти более 300 километров. Но это в условиях высокогорья или вечной мерзлоты! С учетом географического расположения и рельефа местности в Республике Беларусь возможна организация походов только I или II категории сложности.

Каждый вид туризма по-своему интересен и имеет особенности.

Пешеходный туризм является наиболее массовым в нашей стране и отличается доступностью, большими познавательными возможностями, отсутствием дорогостоящего или сложного в эксплуатации оборудования и снаряжения. Является замечательным средством оздоровления и общефизической подготовки. Для занятий пешеходным туризмом не существует возрастных ограничений. В походы могут ходить все люди от дошкольного возраста до пенсионного.

Горный туризм характеризуется наибольшей физической нагрузкой и риском в условиях гор. Горный поход невозможен без специальной экипировки и владения техникой альпинизма. Подготовка и участие в горных походах требуют длительных специальных тренировок, а также медицинского обследования. Имеется ряд заболеваний (например, сердечно-сосудистые заболевания, гипертония и др.), при которых заниматься горным туризмом запрещено. В Беларуси есть много горных туристов, но в походы они выезжают на Кавказ, на Урал, на Тянь-Шань, на Памир…

Лыжный туризм требует хорошей технической подготовки передвижения на лыжах с рюкзаком, а также специальной закаленности участников похода. Во время лыжных походов туристы организуют ночевки в палатках, которые устанавливают на снегу. Наиболее посещаемым регионом нашей страны для зимних лыжных походов является Витебская область с ее разнообразным ландшафтом. Наиболее опытные туристы выезжают в Карпаты, на Кольский полуостров, Урал и др.

Велосипедный туризм отличается высокой скоростью передвижения и большой протяженностью маршрутов. Норма передвижения в день от 60 до 80 километров, а в горных или сильно пересеченных условиях от 30 до 40 километров. Туристы используют специально оборудованные для походов велосипеды.

В Беларуси велосипедный туризм развит практически в каждом регионе. Школьники и студенты с удовольствием изучают историю и географию своего родного края и своей страны, используя для этого недорогие, доступные всем велосипеды.

В последние годы в европейских странах активно развивается горный велосипедный туризм. Для этого промышленность выпускает специальные «горные» велосипеды.

Водный туризм предусматривает походы по рекам и озерам на байдарках, лодках, шлюпках, катамаранах. Большой популярностью пользуются сплавы по горным рекам на плотах или специальных судах – «рафтах». Отправляясь в водные походы, туристы должны уметь отлично плавать, обладать навыками гребли и управления судном на воде.

Беларусь – край рек и озер, которых насчитывается свыше десяти тысяч. Именно поэтому большой популярностью среди молодежи пользуется водный туризм. Наиболее посещаемые водными туристами места нашей страны – группы озер Нарочанского края, Браславские, Полоцкие. Лепельские озера, реки Березина, Неман, Западная Двина и их притоки.

4. ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ».

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ

НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

ВЛИЯНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Понятие «Здоровый образ жизни» подразумевает под собой образ жизни человека, который умеет рационально организовывать свою бытовую, трудовую, учебную деятельность и досуг в соответствии с физиологическими особенностями строения человеческого организма и нравственным развитием личности.

Понятие «Здоровый образ жизни» определяют:

отсутствие вредных привычек (табакокурение, прием алкоголя, употребление наркотиков и др.);

соблюдение правил личной и общественной гигиены;

соблюдение индивидуально оптимального (в том числе двигательного) режима дня;

полноценное регулярное питание.

В идеальном представлении «Здоровый образ жизни» - это нормальная естественная жизнедеятельность любого человека, не наносящая вред здоровью и окружающей среде.

Вместе с тем, на современного человека регулярно воздействуют последствия техногенных и экологических катастроф, он ежедневно испытывает влияние постоянно возникающих стрессовых ситуаций как в профессиональной деятельности, так и в семье. При этом возникают пагубные пристрастия, перерастающие во вредные привычки. Как следствие – образ жизни современного человека все больше характеризуется повышенной гиподинамией, нерациональным питанием, несоблюдением режима (в том числе и двигательного) дня.

Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни. При этом единственным наиболее доступным и эффективным средством, способным стабилизировать жизнедеятельность человека в состояние, соответствующее здоровому образу жизни, является физическая культура.

Регулярные занятия физической культурой обеспечивают приобщение к здоровому образу жизни по разным направлениям. Во-первых, человек, испытывающий на себе влияние физической нагрузки, понимает ее несовместимость с вредными привычками, нерациональным питанием, неправильным режимом труда и отдыха. Во-вторых, регулярные занятия физической культурой формируют у человека такие качества, как дисциплинированность, организованность, выдержка, самообладание, настойчивость, решительность, целеустремленность, которые способствуют рациональной организации режима труда и отдыха, отказу от вредных привычек.

Для правильной и эффективной организации здорового образа жизни необходимо соблюдать следующие условия:

соблюдать рациональный режим труда и отдыха;

обеспечить оптимальную двигательную активность путем систематических занятий физическими упражнениями (по возможности круглый год на свежем воздухе);

придерживаться регулярного полноценного питания (не рекомендуется принимать пищу перед выполнением физических упражнений, а также сразу после них);

закаливать свой организм, используя для этого такие природные факторы, как солнце, воздух и воду (закаливание повышает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям);

соблюдать правила личной и общественной гигиены;

отказаться от вредных привычек.

Отсюда следует, что здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Одним из важных факторов, оказывающих воздействие на физическое состояние человека, является его двигательная активность. Движение является основной формой жизни. Все живые организмы в природе умеют двигаться, но человеку дано уникальное средство управления своей деятельностью посредством сознания. Это позволяет ему овладеть знаниями для приобретения жизненно необходимых умений и навыков.

Физическое здоровье достигается путем регулярных занятий физической культурой и спортом. Оно основано в первую очередь на адаптационных возможностях человека. Посредством систематического выполнения физических упражнений (например, гимнастика, бег, плавание и т.д.) можно приучить свой организм к нагрузкам, в результате чего в повседневной жизни любые нагрузки будут переноситься гораздо легче. Кроме этого, занятия физической культурой и спортом являются активным отдыхом для учащихся, студентов, работников умственного труда.

По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье обусловлено на 50%-55% образом жизни, на 25%-30% воздействием внешней среды, а остальное – факторы наследственности и усилия медицины. Именно поэтому в здоровом образе жизни основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, т.е. физкультурным занятиям.

Под здоровьем понимают такое комфортное состояние человека, при котором все его органы и системы работают эффективно и экономно, легко переносят неблагоприятные климатические условия, различные отрицательные экологические ситуации, а также высокие физические напряжения. Человек с крепким здоровьем обладает высокой работоспособностью, быстро восстанавливается после трудового дня. Он бодр и жизнерадостен.

Систематические и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье человека, оказывают благоприятное воздействие на жизнедеятельность его организма. Например, под влиянием регулярных занятий физической культурой возрастают функциональные возможности сердца. Оно оптимально увеличивается в объеме и работает с большей силой. Сердечная мышца легко проталкивает кровь по сосудам. Сердечно-сосудистая система обеспечивает полноценную циркуляцию крови в организме, своевременное и достаточное поступление питательных веществ и кислорода различным мышечным тканям, и их активность постоянно поддерживается на высоком уровне.

Занятия физическими упражнениями повышают возможности дыхательной системы. Увеличивается емкость легких, и благодаря этому в организм поступает большее количество кислорода, который необходим для образования энергии. Увеличение же энергетических возможностей позволяет человеку больше и плодотворнее трудиться, вести физически активный образ жизни. При этом организм легче справляется с болезнями, эффективно противостоит простудным и инфекционным заболеваниям.

Можно констатировать, что оздоровительный эффект от систематических занятий физическими упражнениями заключается главным образом в следующем:

физическая активность задерживает развитие коронарного атеросклероза и тем самым предупреждает возникновение многих болезней сердца;

увеличивается жизненная емкость легких, повышается эластичность межреберных хрящей и подвижность диафрагмы, развивается дыхательная мускулатура и, как следствие всего этого, улучшается процесс газообмена в легких;

под влиянием тренировок улучшается функция поджелудочной железы, вырабатывающей инсулин - гормон, расщепляющий глюкозу. Благодаря этому улучшаются условия накопления и рационального расходования энергии организма;

улучшается работа печени - главной биохимической лаборатории организма. Активизируется выработка ферментов и других важных биологически активных веществ, ускоряется очистка организма от шлаков, образующихся в процессе жизнедеятельности;

снижается содержание холестерина в крови. Под влиянием спортивных тренировок жиры не откладываются на стенках кровеносных сосудов или в подкожной клетчатке мертвым грузом, а расходуются организмом.

Люди, регулярно занимающиеся физической культурой, обладают большими резервными возможностями организма, высоким психофизическим потенциалом, хорошей устойчивостью к широкому спектру неблагоприятных воздействий среды. У таких людей в среднем функциональный биологический возраст на 10-15 лет меньше, заболеваемость в 2-2,5 раза ниже, профессиональная работоспособность на 20%-25% выше, а реальный производственный стаж на 5-10 лет больше, чем у тех, кто в своей жизни игнорирует занятия физической культурой и спортом.

Источник: gigabaza.ru