Построение возрастных комплексов упражнений для детей от 1,5 месяцев до 1 года 2 месяцев

Занятия гимнастикой можно начинать с полуторамесячного возраста ребенка. принимая во внимание, что в течение первого месяца жизни необходимый контакт ребенка с сестрой в организованном занятии не может быть обеспечен из-за отсутствия у него в этом возрасте зрительного и слухового сосредоточения. Наряду с этим надо учитывать непродолжительность и неустойчивость отрезков бодрствования в этом периоде жизни; организация режима сна и бодрствования налаживается только к 1,5 месяцам, и до 3 месяцев продолжительность бодрствования ребенка не более одного часа. Кроме того, принимается во внимание несовершенство терморегулирующих механизмов ребенка и связанную с этим опасность охлаждения, так как гимнастика проводится с обнаженным ребенком.

В связи с анатомо-физиологическими особенностями детей при составлении возрастных комплексов упражнений ранний возраст удобно делить на 8 периодов:

I — от 1,5 до 3 месяцев жизни, II — от 3 до 4 месяцев, III — от 4 до 6 месяцев, IV — от 6 до 10 месяцев, V — от 10 месяцев до 1 года 2 месяцев, VI — от 1 года 2 месяцев до 1,5 лет, VII — от 1,5 до 2 лет, VIII — от 2 до 3 лет.

Первым пяти периодам соответствуют определенные комплексы гимнастических упражнений и массажа, а остальным — только упражнения.

Комплекс упражнений для детей 1,5 - 3 месяцев

2 . Поглаживающий массаж ног (4-6 раз). Исходное положение: на спине ногами к взрослому. Левую стопу ребенка берут в свою левую руку. Ладонью другой руки производят поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра. Затем переходят к массажу правой ноги. Ногу ребенка держат правой рукой, а массируют левой.

3 . Выкладывание на живот. Исходное положение: ребенок лежит на животе, руки его должны находиться под грудью, лицо повернуто в сторону. При поглаживании спины ребенок рефлекторно поднимает голову. Упражнение укрепляет мышцы спины.

Массаж спины (4-6 раз). Исходное положение: лежа на животе ногами к переднему краю стола. Взрослый производит поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, а от головы к ягодицам — поверхностью ладони. Затем проводят растирание и разминание кончиками пальцев в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажимом. В ответ ребенок приподнимает головку, плечевой пояс и смотрит вперед, выпрямляет ручки. Далее следуют слабое щипцеобразное разминание, разминание подушечками пальцев и растирание.

6 . Массаж и рефлекторные упражнения для стоп (3-4 раза). Исходное положение: лежа на спине ногами к взрослому. Левой рукой взрослый берет левую ногу малыша, так чтобы голень легла между большим и указательным пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растирают стопу. Указательный и средний пальцы при этом лежат на наружной поверхности стопы. Или же похлопывают тыльную сторону стопы и растирают ее.

Штриховое раздражение первым пальцем наружного края стопы ребенка от пятого пальца к пятке вызывает отведение его стопы кнаружи и веерообразное разведение пальцев. Вторым и третьим пальцами взрослый в области голеностопного сустава захватывает стопу ребенка, а первым пальцем нажимает на ступню у основания пальцев. Это вызывает сгибание пальцев. Затем штриховым движением первый палец взрослого продвигается по внутреннему краю стопы к пятому пальцу ребенка. Происходит сгибание стопы.

Упражнение для стимуляции шагового рефлекса. Исходное положение: ребенка ставят на ножки. Взрослый придерживает ребенка за подмышки и ставит его на стол до соприкосновения с поверхностью. Ребенка слегка наклоняют вперед, и он делает несколько шажков. Так стимулируется шаговый рефлекс.

Рефлекторное разгибание спины в положении на боку (1-2 раза в обе стороны). Исходное положение: на боку, ногами к краю стола. Ребенка кладут на правый бок. Левой рукой взрослый поддерживает таз ребенка, а правой (большим и указательным пальцами) осторожно ведет по обеим сторонам позвоночника по направлению от ягодиц к голове. При этой манипуляции ребенок прогибает позвоночник вперед. То же самое проделывают в положении ребенка на левом боку.

10. Рефлекторное ползание (исчезает к 3 месяцам). Исходное положение: на животе ногами к взрослому, бедра притянуты к животу, голени к бедрам. Осторожно двумя ладонями прикоснуться к обеим стопам малыша. Рефлекторно ребенок активно отталкивается, разгибая ноги в тазобедренных и коленных суставах, продвигаясь вперед. Рефлекторное ползание укрепляет мышцы нижних конечностей.

Что умеет ребенок в 5 месяцев.

Сегодня я продолжаю публикацию «Маминой школы» по развитию детей первого года жизни. Эта серия статей включает подробные рекомендации по каждому месяцу развития ребенка с указанием всех норм развития и описанием базовых упражнений и игр с детьми на каждом месяце жизни.

Знаю, что этой статьи ждали многие мамы, которые писали мне письма, спрашивая: «Когда же наконец появится продолжение? Мы уже выросли! Нам так помог этот сайт. Нам уже 5 месяцев! А на сайте мамина школа только до 4 месяцев. Почему?» К сожалению, мамина школа была прервана, потому что я была занята проведением первой бесплатной Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху», которая прошла у нас в апреле 2013 года. Всё моё время занимала подготовка вебинаров, вручение призов и другая организационная работа, впрочем, очень приятная и интересная. И вот наконец – лето! Каникулы! Появилось свободное время! И я наконец продолжаю «Мамину школу на «Родной тропинке». И планирую за лето постараться завершить цикл  статей по первому году жизни малыша.

 1. Первое движение — п овороты тела.

В возрасте пяти месяцев малыш уже умеет делать повороты на бок, на живот, а на шестом месяце научится делать повороты с живота на спинку. К концу месяца малыш будет делать повороты сам в любую сторону без Вашей помощи.

Это важно знать всем родителям: во всех упражнениях с переворотами нужно помнить, что следует тренировать повороты в ОБЕ СТОРОНЫ. Нельзя постоянно делать повороты в одну и ту же сторону!

Для освоения поворотов тела, а в дальнейшем для овладения ползанием,  очень важно научить малыша удерживать равновесие. Для того, чтобы тренировать равновесие у ребенка есть специальные упражнения. Вот упражнения из книги Ю.А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста». Очень советую всем мамам эту книгу!

Вариант 1. Сядьте на коврик. Положите малыша на животик вдоль своей ноги. Наденьте на носок ноги куклу бибабо. Малыш ей заинтересуется. Покачивайте ногу и малыша из стороны в сторону, побуждая его переносить вес тела. Малыш будет наблюдать за покачивающейся куклой бибабо и одновременно стараться удержать равновесие тела.

3.   Третье движение — п опытки сесть (попытки овладения сидением).

Ребенок на шестом месяце жизни пытается садиться. Но не надо его насильно усаживать! Это вредно для неокрепшего позвоночника малыша. Ребенок окончательно научится уверенно и длительно сидеть сам, примерно к 8-9 месяцам, когда его организм будет к этому готов. И спешить вперед здесь не нужно!

5.   Развитие умения ровно и устойчиво стоять на твердой поверхности при поддержке под мышки.

Положите большой мяч в ноги малышу. Согните его ножки и потолкайте мяч ножками ребенка. При этом приговаривайте: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!». Затем возьмите ребенка под мышки вертикально и помогите ему делать движения, напоминающие прыжки: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!».

Игрушки для ребенка 5 месяцев: как выбрать и какие они должны быть.

А) Очень важно покупать только качественные игрушки. Нужно, чтобы в изготовлении игрушки использовались только экологически безопасные красители !  Любая игрушка должна иметь  сертификат качества.

В) Игрушки для ребенка в 5 месяцев быть размером не менее 5-6 см. Меньшие по размеру игрушки или детали игрушек всегда должны быть прочно прикреплены к большой детали или к ленточке (веревочке). С игрушками меньшего размера ребенок может играть только в присутствии мамы.

Г) Ребенку в 5 месяцев нужны игрушки и погремушки с РАЗНОЙ формой ручки для захватывания (это очень важно для развития движений руки),   разного цвета и формы,  из разных материалов. В чем здесь отличие с предыдущим месяцем жизни малыша? Если четырехмесячному малышу нужны были очень удобные ручки погремушек для захвата (он еще этому учился, осваивал первые движения),то для пятимесячного малыша уже нужны самые разные ручки  погремушек – в виде палочки, булавы, петельки, кольца, гантельки, хвоста попугая или другого персонажа. Ведь ему нужно научиться делать самые разнообразные движения по захватыванию игрушки и в своих движениях учитывать ее форму.

Д) Будьте очень осторожны с использованием пуговиц в текстильных игрушках. Малыш может запросто их  отгрызть и проглотить. В семье моей приятельницы именно в этом возрасте ее малыш умудрился проглотить 5 пуговиц с развивающей текстильной игрушки, сшитой мамой (к счастью, всё закончилось вполне благополучно и съеденные пуговицы просто вышли естественным путем). Лучше для пятимесячных малышей покупать игрушки с нарисованными деталями.

Е) В игрушках должны быть подвижные детали, которые будут удивлять малыша, стимулировать его к действиям с игрушкой. Такими интересными для ребенка элементами могут быть: пищалка (игрушка запищит, когда малыш нажмет на деталь игрушки), разный цвет шарика с разных сторон погремушки (побуждает вращать шарик), шнурок для подтягивания детальки игрушки (если потянешь за одну деталь, приходит в действие другая деталь) и другие.

Для каждого вида ручки рука делает свой тип движения – петлеобразные действия или скользящие. Их можно выполнить рукой ребенка (рука в руке), если захватывание какой-либо игрушки вызывает у ребенка затруднения. Так Вы обучите малыша разным способам захватывания предметов с учетом их формы.

Ж) Важно, чтобы игрушки имели разную фактуру (шероховатый и гладкий, мягкий и твердый). Для этого нужно проследить чтобы игрушки были сделаны из разных материалов (резина, пластмасса, ткань, вязаные игрушки)

Для игр с ребенком можно использовать подушечки, сделанные из ткани разной фактуры -  шелк и шерсть, лен и флис, ситец и фланель, махровая ткань и бархат.

В дальнейшем, когда малыш чуть подрастет, Вы сможете играть с ним в более сложные игры — искать пары подушечек – по фактуре, по цвету, по рисунку на ткани.

Совсем не обязательно шить игрушки. Ребенку в 5 месяцев можно давать для игр не только подушечки, но и лоскутки ткани разной фактуры (вельвет, сукно, ситец, шелк, бархат, шерсть, трикотаж). Дайте малышу возможность схватить пальчиками кусочек ткани. Как только ребенок захватит лоскуток, потяните медленно за другой уголок лоскутка, стимулируя малыша крепко удерживать ткань в руке. Это развивает его ручки.

Регулярно 2-3 раза  в неделю для игр и упражнений с ребенком меняются игрушки, так как они быстро надоедают малышу, и он теряет к ним интерес. Поэтому удобно разделить все домашние игрушки на 3-4 набора и предлагать их ребенку по очереди.

Почему иногда малыш в 5 месяцев тянет руку к игрушке не по прямой, а петлеообразно, с отклонением от кратчайшего пути?

Хватание – это то движение, которому тоже надо учиться, как и речи или ходьбе. Движения малыша в 5 месяцев еще несовершенны. А если с ребенком специально не заниматься, то он будет хватать все предметы одним и тем же способом – прижимая пальцами к ладони. Поэтому для того, чтобы малыш научился уверенно захватывать предметы разными способами и их удерживать в своей ручке, ему нужна тренировка.

К концу месяца малыша важно научить хватать игрушку из любого положения тела и удерживать ее крепко в своей руке. На основе хватания в дальнейшем формируются другие движения (например, ходьба  с поддержкой за опору).

Источник: iamtiptop.ru