Теория и методика физической культуры общие основы теории

Раздел III ^ ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ, ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Глава X ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

1. Разнообразие и общие черты форм построения занятий

Хотя процесс физического воспитания в принципе должен быть непрерывным, его по понятным причинам нельзя организовать иначе, чем в форме структурно обособленных занятий, отделенных друг от друга более или менее значительными интервалами време­ни, протяженность которых зависит от общего режима жизни занимающихся, характера их основной и иной деятельности, динамики восстановительных процессов и других факторов. Общие принципы построения физического воспитания как непрерывного, системно организованного процесса (гл. III) не исключают а предполагают сочетание в качестве его отдельных звеньев разно­образных форм занятий, видоизменяющихся применительно к oco-бенностям их содержания и конкретным условиям построения: уровню подготовленности и составу занимающихся, месту занятий в режиме жизни, средовым условиям, технической оснащенно­сти и т. д.

Основные и другие формы занятий. В официально организо­ванной практике физического воспитания и самодеятельном физ­культурном движении сложились разнообразные формы занятий: урочные формы, характерные, например, для занятий по физической культуре в учебных заведениях, соревновательные формы организа­ции физкультурно-спортивной деятельности, различные формы самодеятельных физкультурных занятий, так называемые малые формы занятий физическими упражнениями (в частности, такие своеобразные, как физкультпаузы и физкультминуты) и ряд других (см. схему на стр. 323). Разумеется, по роли и месту в общей систе­ме физического воспитания они далеко не равнозначны и не одно-порядковы.

К основным из них относятся сравнительно крупные формы занятий, которые структурно упорядочены (структурированы) так, как это необходимо для эффективного обучения двигательным действиям и (или) достаточно массированных развивающих либо поддерживающих повышенную тренированность воздействий на функциональные свойства организма, его физические качества и связанные с ними способности. Такими являются прежде всего урочные формы занятий. Вместе с тем на различных этапах много­летнего процесса физического воспитания в зависимости от кон-

322

^ Классификационная схема отдельных форм занятий в различных сферах физкультурной практики

Урочные формы занятий

Формы занятий неурочного типа

Собственно-уроч­ные формы занятий: урочные формы занятий по обязательному курсу физи­ческого воспитания в школе и других образовательно-воспитательных учреждени­ях (урок физической куль­туры по общешкольному расписанию, академические занятия по вузовскому кур­су физического воспитания и т. п.)

Формы занятий урочного типа (совпадающие по основ­ным признакам с уроч­ными):

занятия урочного типа, организуемые под руко­водством специалиста (на добровольных нача­лах) в секциях (груп­пах) ОФП, спортивных клубах, командах и т. п.

Крупные формы занятий (включающие упорядоченную двига­тельную активность в широком объеме):

развернутые формы самодеятельных (индивидуальных и групповых) заня­тий физкультурно-кондиционного или спортивно-тренировочного характера (напр. индивидуальные тренировочные занятия аэробным бегом или аэробной гимнастикой часовой и большей про­должительности);

соревновательные формы организации занятий — собственно-спортивные и по­добные им физкультурно-спортивные состязания (практикуемые на офи­циальных и самодеятельных началах); физкультурно-рекреативные формы за­нятий, имеющие характер расширенно­го активного отдыха (большие подвиж­ные перемены, спортивно-игровые за­нятия по свободному регламенту, само­деятельные туристские походы в выход­ные дни и т. д.)

Малые формы заня­тий

(типичные для относительно непродолжительных серий физических упражнений в повседневном режиме дня): вводная гимнастика, физ-культиаузы, физкультминуты и аналогичные формы исполь­зования элементов производ­ственной физической куль­туры;

общегигиенические сеансы за­рядки в режиме дня (утрен­няя зарядка и т. п.);

«микросеансы» отдельных уп­ражнений тренировочного ха­рактера 8 повседневном ре­жиме дня (включаемые в интервалы между бытовыми делами)

кретных условий и главных этапных задач используют в качестве основных и иные формы занятий, включая упорядоченные формы самостоятельных тренировочных занятий, соревновательные формы организации спортивной деятельности и некоторые другие.

^ В сочетании с основными формами немаловажную роль в оптимальной организации процесса физического воспитания играют д о п о л н я ющие их, условно говоря, неосновные формы занятий физическими упражнениями, в том числе малые формы, включаемые в общий режим жизни и подчиненные основной деятельности (вводная гимнастика, физкультпаузы, физкульт- минуты и т.п.), а также формы коллективной и индивидуальное организации двигательной активности как фактора активного отдыха, полноценного восстановления, здорового развлечения (специально-восстановительные сеансы физических упражнений» не строго регламентированные подвижные игры, рекретивные состязания, прогулки и т.д.).

Такое разнообразие форм занятий возникло в физкультурном практике, конечно, не случайно. Оно расширяет возможности рациональной организации системы занятий применительно к их конкретной направленности и реальным условиям проведения с учетом специфики контингента занимающихся, их групповых и индивидуальных особенностей, позволяет придать необходимую гибкость организации занятий, обеспечить соответствие форме занятий их содержанию, закономерно изменяющемуся в процессе физического воспитания. Существенно вместе с тем, что при всем многообразии форм занятий их структура имеет определенные общие черты. Более полно они выражены, естественно, в основных формах занятий.

Общие черты структуры основных форм занятий. Под «струк-турой» здесь подразумевается относительно постоянный порядок построения каждого отдельного занятия, который выражается в закономерной последовательности, взаимосвязанности и суборди-нации его составляющих: частей, компонентов, разделов.

Нетрудно заметить, что в общем виде типичные для физического воспитания основные формы занятий являются своего рода трех-компонентной конструкцией, в которой более или менее явно выражены три структурные части. Чаще всего их называют: первую часть — «подготовительной» («вводной» либо «вводно-подготови- тельной», а нередко и просто «разминкой»), вторую — «основ­ной» и третью — «заключительной». Это позволяет представить структуру занятия лишь в самых общих чертах. В деталях она, конечно, не столь проста — ее характеризует и последовательная структурная компоновка фрагментов занятия в рамках (внутри) названных частей.

Подготовительная часть занятия является таковой в том смысле, что осуществляемые в ее рамках действия подчинены закономер­ностям оптимальной оперативной подготовки занимающихся к выполнению главной задачи. Она направлена на то, чтобы сформировать адекватную смысловую установку на

реализацию главной задачи, соответственно настроить эмоциональ­но-волевые факторы поведения занимающихся, обеспечить опти­мальное врабатывание систем организма в соответствии с требова­ниями деятельности, которая составит основное содержание занятия*, — создать всем этим, а также организацией согласован­ных взаимодействий занимающихся (в групповых занятиях), подготовкой технических и других условий занятия необходимые предпосылки его эффективности и полезности.

Эта часть занятия имеет тем большее значение, чем выше степень сложности, интенсивности и травмоопасности предстоящей основной двигательной деятельности. В этой части занятия необ­ходимо, кроме прочего, обеспечить профилактику функциональных рассогласований в организме и травм, которыми чревата плохо упорядоченная двигательная активность. Первостепенную роль в этом отношении играет адекватное построение разминки, позволяю­щее исключить чрезмерное форсирование функциональных нагру­зок, гарантировать постепенную, соразмерную мобилизацию функций всех систем организма при выполнении подготовительных упражнений.

Содержание и параметры подготовительной части занятия зависят, с одной стороны, от особенностей исходного функциональ­ного состояния занимающихся, а с другой — от того, в какой мере и в каком направлении нужно изменить его в конкретных условиях, чтобы оно стало возможно более благоприятным для выполнения основной двигательной деятельности. Вытекающая отсюда вариа­тивность этой части занятия в различных ситуациях не исключает, однако, определенного единообразия ее структуры. Иначе говоря, при всех особенностях содержания и условий занятий порядок построения каждого из них в подготовительной части остается принципиально одинаковым. Целостно это должно находить свое выражение прежде всего в относительно постоянной последователь­ности таких ключевых компонентов подготовки, как вводно-орга-низующие и установочные действия, общая и специальная размин­ка, а также в относительно постоянной тенденции динамики предъявляемых функциональных нагрузок (подробнее см. раздел 2.2).

Граница между подготовительной и следующей за ней основной частью занятия в известном смысле условна, поскольку первая по ходу оперативной подготовки занимающихся к выполнению основной задачи занятия постепенно как бы перерастает во вторую (фазой их органической состыковки является специальная раз­минка) .

^ Основная часть занятия представляет собой то, что образует определяющую часть его содержания и занимает преобладающую долю в общем объеме времени, затрачиваемого на занятие.

* О физиологических и психологических закономерностях настройки, врабатьь вания и разминки см. соответствующие разделы курсов физиологии и психологии Для институтов физической культуры.

325

В зависимости от особенностей содержания занятия его струк- тура в основной части бывает гомогенной (однородной в определен­ном отношении) либо гетерогенной (неоднородно комплексной, комбинированной). Гомогенная структура характеризуется тем, что основная часть занятия строится без подразделения на неод-нопорядковые разделы, по логике последовательного развертывания одной осуществляемой в ней деятельности. Такая структура типич-на для занятий, имеющих однопредметное содержание, где все направлено на реализацию одной главной задачи (например, первоначальное или углубленное разучивание сложного двигатель-ного действия либо избирательно направленное, концентрированное, развивающее воздействие на те или иные функциональные свойства организма, лимитирующие уровень качественно определен- ных двигательных возможностей: силовых или скоростно-силовых, или выносливости, или иных). Гетерогенная же структура типична для занятий с неоднопредметным, комплексным содержанием, в которых решаются в качестве основных несовпадающие задачи (например, разучивание нового двигательного действия и повышение общего уровня тренированности занимающихся, для чего исполь­зуют, скажем, гимнастические и легкоатлетические упражнения). В таком случае в рамках основной части выделяются разделы, отличающиеся друг от друга как содержанием, так и внутренней структурой. Часто, особенно в базовом курсе физического воспита- ния, эти разделы следуют друг за другом в относительно постоян­ном порядке (подробнее см. раздел 2.2).

Продолжительность основной части занятия лимитирована, с одной стороны, работоспособностью занимающихся (точнее, тем, насколько она позволяет продолжать работу, необходимую для реализации основных в занятии задач, без ухудшения ее качества и эффективности, несмотря на усиливающееся утомление), с другой — временем, которое выделено на занятие в конкретных рамках общего режима жизни. Если это время жестко не ограни­чено стандартным расписанием, продолжительность основной части занятия может варьировать в довольно широких пределах (от величин, не превышающих часа, до нескольких часов). Практи­чески, однако, время занятия во многих случаях стандартизируется в рамках постоянного режима, как в учебных заведениях, причем так, что занятие приходится завершать подчас раньше, чем вынуж­дают факторы утомления. В такой ситуации особое значение приобретает разумная минимизация затрат времени в подгото­вительной и заключительной частях занятия для полноценного использования его в основной части.

^ Заключительная часть рационально построенного занятия по продолжительности сравнительно невелика — обычно не более нескольких минут (не считая, разумеется, времени, затрачиваемого на гигиенические, специально-восстановительные и другие процеду­ры, которые связаны с занятием, но осуществляются не в его структуре, а сразу после него). Тем не менее от содержания этой части существенно зависит конечный эффект занятия, динамика

326

восстановительных процессов и его влияние на последующую деятельность. Рациональное завершение занятия не мыслится без оценки его результатов и установочных выводов на дальнейшее. Вместе с тем в заключительной части занятия, предъявляющего повышенные физические нагрузки, должно быть обеспечено направленное переключение организма на восстановительный режим функционирования, т. е. адекватное изменение функциональ­ных сдвигов, вызванных по ходу занятия, в направлении, необхо­димом для развертывания восстановительных процессов. Это достигается более или менее постепенным уменьшением интенсив­ности выполняемых действий, переключением на действия, дающие эффект активного отдыха, использованием дыхательных, релакса­ционных и других упражнений, способствующих активизации восстановительных процессов (в их первой фазе — фазе так называемого быстрого восстановления — и при переходе их в сле­дующую фазу). Эти упражнения наряду с восстановительным имеют и профилактическое значение, поскольку предупреждают функциональные нарушения, которые могут возникать, особенно у малотренированных, в случае резкого, одномоментного прекраще­ния интенсивной двигательной деятельности.

Отмеченные черты характерны для структуры всех основных форм занятий в физическом воспитании. Их структурная общность заключается отнюдь не в формальном подразделении на некоторое стандартное число частей. Суть дела тут в ином — в необходи­мости соблюдать при построении занятия общие закономерности его развертывания, которые не позволяют в любой части делать то, что не соответствует ее роли и месту в общей структуре занятия, и обязывают строить его в определенной последовательности, соответствующей объективной логике формирования названных частей. Только в таком аспекте градация частей занятия приобретает не формальный, а конструк­тивный смысл.

2. Урочные формы занятий

2.1. Первостепенное значение урочных форм в педагогически направленной организации занятий

В качестве традиционной формы педагогически упорядоченной огранизации занятий урок, как известно, характеризуется прежде всего следующими признаками:

это основная форма занятий, имеющих образовательно-воспи­тательную направленность, содержание, время и место которых предопределяются программой, планом и расписанием, разработан­ными с педагогических позиций; в системе занятий отдельный урок лишь относительно самостоятельное звено, связанное в опре­деленной последовательности с другими равнозначными звеньями;

ведущей фигурой в уроке выступает педагог-специалист, кото-

327

рый целесообразно, исходя из педагогических принципов, органи­зует занятие, обучает, воспитывает занимающихся, направляет ия деятельность соответственно логике решения намеченных задаче

поведение и взаимоотношения участников урока, а также внешние условия его проведения (обстановка, техническое оснаще­ние и т.д.) регламентируются так, как это необходимо для его образовательно-воспитательного эффекта; контингент занимающих­ся, как правило, постоянен и относительно однороден (по крайней мере, в группах и подгруппах).

Занятия, в полной мере характеризующиеся такими признаками можно назвать собственно-урочными. В системе физического воспи- тания они наиболее широко представлены в общем обязательное курсе по программам образовательно-воспитательных учрежденной особенно школьных

Похожие:

Причины и результаты перехода от теории физического воспитания к теории физической культуры как вида физической культуры личности.

Как учебная дисциплина теория и методика физического воспитания способствует подготовке квалифицированных специалистов в области.

Источник: zadocs.ru