Занятия физическими упражнениями с детьми 2-го года жизни в условиях семьи

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, однако не все знают, как этого добиться, и результат: дети часто болеют, растут слабыми, физически плохо развитыми. Маленький - значит слабый, - считают родители, - его надо охранять, защищать, оберегать. Они забывают, что ключ к успеху в укреплении здоровья детей в разумном физическом воспитании.[3], [4].

Регулярные занятия физическими упражнениями укрепляют ребенка, развивают его организм. По мере овладения движениями они делаются все более четкими, уверенными, ребенок справляется все с более сложными играми и упражнениями. Поэтому родители должны много знать и уметь, чтобы сознательно заниматься с ребенком физическими упражнениями, укреплять его здоровье и содействовать его развитию. А для этого необходимо выбрать наиболее подходящие для него упражнения, посильную нагрузку, правильно судить о развитии ребенка, знать особенности детского организма и те изменения, которые происходят в нем по мере того, как он взрослеет. [7], [3]

Особенно затрудняет родителей организация занятий физическими упражнениями с малышами 2-го года жизни. Часто многие родители перекладывают заботу о физическом воспитании и развитии на дошкольные учреждения, которые дети начинают сейчас посещать в основном с 3-летнего возраста. Несмотря на то, что в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) уделяется большое внимание физической культуре, последние данные свидетельствуют о том, что из дошкольных учреждений выпускаются 10% здоровых детей. [5].

В современных условиях возрастает роль воспитательной функции семьи. При этом задачи физического воспитания ребенка в семье и ДОУ одинаковы. В Законе "Об Образовании" отмечается, что ДОУ создаются в помощь семье в деле воспитания ребенка. А проблема физического воспитания - особенности занятий физическими упражнениями с детьми 2-го года жизни в семье, разработана и отражена в литературе недостаточно. Поэтому родители должны быть обучены и подготовлены к проведению занятий физических упражнений с детьми 2-го года жизни в семье.

В раннем возрасте двигаться так же естественно, как дышать, есть, пить, спать, так как известно, что движение - это жизнь. Для характеристики маленького ребенка эти слова имеют особое значение, потому что они являются отражением образа жизни малыша. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание и достаточная двигательная активность не связаны так тесно с общим воспитанием и развитием, как в раннем. Совершенствуя двигательные умения малыша, побуждая его осваивать и выполнять все более сложные действия, взрослые вводят малютку в социальный мир, формируют посильную самостоятельность, вместе с этим - сообразительность, волю, характер, настойчивость, сообразительность. Известно, что подвижные дети развиваются быстрее, раньше начинают ходить, бегать, говорить. Они крепче телом, меньше болеют, проявляют активный познавательный интерес к жизни; у них чаще веселое и радостное настроение. Однако нельзя и перегружать ребенка физически, так как это приводит к задержке психического развития. [8], [14]

Ведущая система в организме ребенка - скелетно-мышечная, а все остальные развиваются коррелятивно, то есть в прямой зависимости от нее. [1] Это действует энергетическое правило скелетных мышц: процессы жизнедеятельности, прежде всего, зависят от двигательной активности. Чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек.[1], [13]

Ребенок до 2 лет отличается от взрослого прежде всего пропорцией своего тела: большая голова, короткие ноги, выпуклый живот, плоские стопы. Но все так и должно быть по физиологическому возрасту младенца. Непомерно большая голова с высоким лбом и маленьким подбородком "задумано" природой для быстрорастущего мозга, который к 2-м годам достигает 4/5 веса мозга взрослого человека, вогнутая спина и выпяченный живот необходимы для того, чтобы относительно объемные внутренние органы уместились в коротком туловище, однако это ведет к частым падениям при ходьбе. [9], [10], [12].

Позвоночник ребенка претерпевает определенные изменения на протяжении первых 2-х лет жизни. Когда малыш начинает держать голову (2-2,5 мес.), у него появляется шейный изгиб. В 7- 8 мес. появляется изгиб в грудной части позвоночника - выпуклостью назад. [9] На 2-м году у ребенка появляется поясничный изгиб, выпуклостью вперед.

Костная система ребенка 2-го года жизни характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса. Развитие мышечной системы у детей происходит за счет увеличения массы скелетных мышц, причем этот процесс происходит неравномерно. Функционирование мышечной системы зависит от развития нервной системы и от инорвации мышечных волокон.

Дыхание у малыша 1-х лет жизни поверхностное, чем у взрослого, а частота дыхания значительно больше. Сердце весит к концу 1-ого года 40-50 г, а к концу 2-го года - около 60 г. Пульс ребенка составляет к 1 году 120-140 ударов, к 2-м годам - 90-120 ударов. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу - постепенное уменьшение частоты пульса.

Поэтому основное содержание физического воспитания детей составляют различные виды физических упражнений, которые должны выполняться и в ДОУ и в семье.

На 2-м году жизни постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте.

В начале 2-го года дети много лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на лесенку-стремянку. Они также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После 1,6 лет у малышей кроме основных движений развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику), что можно назвать первоначальным проявлением двигательного творчества. В простых подвижных играх дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при числе участвующих не более 8-10).

В "Программе воспитания и обучения в детском саду" упражнения распределены согласно принятым классификациям в Теории и методике физического воспитания [6], [10], [14]: гимнастика, к которой отнесены строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие упражнения (для отдельных групп мышц); подвижные игры с различными видами физических упражнений; спортивные игры (городки, баскетбол, настольный теннис, хоккей); спортивные виды упражнений (коньки, санки, лыжи, велосипед, самокат, плавание). В учебно-методической литературе рекомендуются занятия туризмом в виде прогулок-походов.

Знание возрастных особенностей и физической подготовленности ребенка поможет родителям самостоятельно подобрать физические упражнения, посильную нагрузку, методы и приемы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям.

Следует принимать во внимание психофизиологические особенности детей 2-летнего возраста (слабость тормозных процессов и склонность к возбуждению, легкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость). Необходимо учесть, что они нуждаются в частой смене работы и отдыха.

На 2-м году жизни развитие основных движений (ходьба, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, катание, бросание) идет главным образом в направлении улучшения их качества, все большей согласованности движений и сформированности умений управлять своими движениями в соответствии с окружающими условиями.

В физическом воспитании ребенка 2-го года жизни в семье необходимо применять следующие физические упражнения: ходьба, упражнения с равновесием, метание, лазание, простейшие подвижные игры, общеразвивающие упражнения.

Родители должны систематически прививать интерес детям к физическим упражнениям. Должны соблюдать относительную непрерывность процесса занятий физическими упражнениям, соблюдать определенную последовательность занятий и их взаимосвязь.

Подбирать упражнения для обучения, начиная с простых, постепенно увеличивая объем и интенсивность нагрузок. Ставить реальные задачи, решение которых требует определенных усилий, что обеспечивает успешность в выполнении физических упражнений.

Родители должны всемерно использовать изначальную предрасположенность ребенка к зрительному (наглядному и чувственному) восприятию окружающего мира. Опираясь на чувствительность ребенка, можно успешно формировать у него образы движений, их ритмический рисунок, пространственную, силовую и временную характеристики. Иногда наглядность может быть непосредственной (показ упражнения) и опосредственной (через чувства, восприятие, движения.)

Физические нагрузки давать адекватно возрасту, полу ребенка, уровню физического развития и состоянию здоровья; сочетать двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами и т.д. (Таблица 1)

Таким образом, уже у детей 2-го года жизни необходимо развивать некоторые физические качества с учетом их возможностей. Развитие физических качеств в раннем возрасте является предпосылкой для дальнейшего их развития в дошкольном возрасте. Состояние здоровья и общего физического развития ребенка необходимо знать не только для устранения болезненных явлений или исправления недостатков физического развития. Эти сведения должны стать для родителей одним из исходных пунктов в понимании влияния физического состояния ребенка на развитие его психики и на формирование определенных особенностей ребенка, чтобы своевременно предупредить возникновение у него нежелательных, с воспитательной точки зрения черт характера.

Однако в домашних условиях вполне возможны занятия физическими упражнения, подобные занятиям физическими упражнениями в ДОУ. [2], [3] и др. При этом занятие физическими упражнениями как организационная форма двигательной деятельности ребенка в семье сохраняют за собой структурные части (вводная, основная, заключительная) и включающие в себя приемы организации и методы обучения движениям.

Если родители будут составлять комплексы занятий сами необходимо придерживаться следующих положений:

1. Части занятия и их последовательность остаются неизменными.

2. Необходимо правильно сочетать игры и упражнения с учетом возможности детей и уровня имеющегося двигательного опыта.

З. Новый материал обязательно следует сочетать с пройденным.

4. Обеспечить чередование нагрузки на все основные группы мышц.

5. Примерно половину упражнений проводить из исходного положения: сидя, на четвереньках, лежа на животе, спине, чтобы разгрузить мышцы ног и спины.

6. Особое внимание обращать на формирование правильной осанки и свода стопы, упражнения на развитие дыхания. [3]

Основная форма организации занятий физическими упражнениями в семье - индивидуальная, цель которых - совершенствовать индивидуальные умения детей в выполнении движений. [3] При этой форме организации взрослый должен поддерживать интерес ребенка к занятию физическими упражнениями через свою активность и увлеченность. Она позволяет организовать двигательную активность и нагрузку, соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям, позволяет заметить трудности ребенка в усвоении движений и обращать большее внимание на них.

Как форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ используются подвижные игры и упражнения в занимательной игровой форме (игровые упражнения). Эти средства упражнения и простейшие подвижные игры взаимосвязаны. Однако по целевому назначению и педагогическим задачам, содержанию и методике проведения, игра и упражнение не тождественны. [10]

Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых в выполнении конкретных заданий. Игровые физические упражнения позволяют более полно осуществить обучение движению, а в игре ребенок удовлетворяет свою потребность в движении и повторяет уже освоенный материал.

Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, в которых действующие лица хорошо известны ребенку из повседневной жизни (кот, птички), или с которыми его легко познакомить, используя картину, игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих играх очень просты и тесно связаны с сюжетом.

Для того чтобы игра прошла хорошо, взрослый должен тщательно подготовиться к ней: подобрать пособия, продумать расположение пособий. Он должен хорошо знать содержание игры, ее ход, правила, сопроводительный текст. Предварительная настроенность на выполнение действий обеспечивает радостное и активное отношение ребенка к выполнению задания, так как малыш лучше понимает его смысл и основные правила. Целесообразно повторить игру 2-3 раза подряд. В игре взрослому принадлежит ведущая роль. Выполняя ответственную роль, взрослый подсказывает им, как надо играть, показывает образец движений, подсказывая ход игры. Очень важно объяснение игры эмоционально, выразительно, интонациями голоса подчеркивал характерные черты каждого персонажа. Необходимо четко выделить сигналы, по которым придется изменить свои действия. Действия моторного характера ребенок выполняет лучше, если сопровождает его пояснением, подсказкой.

Для детей 2-го года жизни в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр может быть 6-8 минут. В другие дни общая длительность может доходить до 10-15 минут.

Подвижные игры и упражнения проводятся ежедневно: до и после завтрака, более подвижная игра может заменить утреннюю гимнастику, на утренней и вечерней прогулке, спокойные игры и упражнения после ужина, перед сном. [3]

С детьми 2-го года возможна ситуация, когда они отказываются играть и упражняться по предложению взрослых. Но постоянное общение с ребенком, ласка, внимание, постепенно приведут к положительным результатам, и малыш по собственному желанию включится в игру.

Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков. [9]

Рациональная организация занятий физическими упражнениями в режиме дня позволит детям быть физически развитыми и подготовленными в соответствии с возрастными нормами.

Занятие физическими упражнениями как организационная форма двигательной деятельности ребенка в семье сохраняет за собой структурные части (вводная, основная, заключительная) и включает в себя приемы организации и методы обучения движениям. Занятие целиком строится на сенсомоторной активности малыша, заложенной в природе детства, на желании двигаться и осваивать окружающий мир.

Таким образом, учитывая возможности ребенка, особенности организации, руководства подвижным и играми и игровыми упражнениями, они будут активным средством физического воспитания.

Следует отметить, что детям наиболее интересны занятия физическими упражнениями, где участвуют оба родителя и дети (если в семье несколько детей). Пример других развивает у ребенка привычку и желание заниматься физкультурой. Трудность здесь в том, что необходимо распределять нагрузку допустимую достаточную для всех. [1], [13].

Для того, чтобы правильно заниматься физической культурой в домашних условиях необходимо изучить литературу по данной теме. Также необходимо наладить контакт с ДОУ, которое будет посещать ребенок, консультироваться со специалистами: физкультурным руководителем, музыкальным работником, медработником, воспитателями и заведующим ДОУ. Для проведения занятий физическими упражнениями с детьми дома рекомендуем:

1. На занятиях физическими упражнениями учитывать психолого-физиологические особенности ребенка.

2. В процессе выполнения физических упражнений, игр следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, чередовать движение с отдыхом.

3. Приобрести для занятий необходимое количество предметов, которые должны способствовать развития движений: шары, мячи, разные по величине и цвету, цветные кубики высотой 5-20 см, палки длиной 25-40 см, обручи и другой физкультурный инвентарь.

4. Учитывая гигиенические факторы, которые являются своеобразным средством физического воспитания. Несоблюдение чистоты помещения, игрушек, одежды может привести к различным заболеваниям и снизить положительное влияние физических упражнений на развитие малыша. Кроме того, полезно сочетать занятия физическими упражнениями с гигиеническими процедурами.

5. Помнить, что физкультурные упражнения, игры способствуют выработке координации движений, развитию необходимых для жизни двигательных умений.

6. Использовать физические упражнения и игры, в основном имитационного характера: "Птички машут крыльями, мышки ходят тихо, утята ходят по лужице". Для этого опираться на знакомые детям образы.

7. При подборе физических упражнений и игр нужно предусматривать разнообразие движений, их равномерное виляние на развитие различных мышечных групп.

8. При выполнении физических упражнений необходимо, чтобы ребенок понимал требования взрослого, как своеобразную двигательную задачу, так как учебную задачу ребенок начнет понимать не раньше трех лет. Взрослый должен поддерживать желание ребенка двигаться и осваивать окружающий мир.

9. Побуждать ребенка к самостоятельности и проявлению усилий, путем использования игровых упражнений и на этой основе создать мотив для двигательной деятельности. Здесь важны аргументы взрослого: "подлезь и не задень колокольчик" и т.п.

10. При регулярном выполнении физических упражнений поддерживается эмоциональный тонус ребенка, обеспечивается общий и двигательный режим.

11. Продолжительность занятий с ребенком не должна превышать 10 минут. Необходимо придерживаться частей занятия (вводная, основная, заключительная), что обусловлено физиологической особенностью организма и постепенным наращиванием и снижением физической нагрузки на занятиях.

12. В течение дня проводить режимные процессы, оздоровительно-закаливающие мероприятия, специально организованные игры-занятия физическими упражнениями.

Библиографический список

1. Аршанавский, И.А. Очерки возрастной физиологии. [Текст]/ И.А. Аршанавский М. "Медицина", 1967, 476 с.

2. Бальсевич, В.К. Ваши дети. [Текст]/В.К. Бальсевич (Книга для родителей). - М. Физкультура и спорт, 1985, 384 с.

3. Вильчковский, Э.С. Физическое воспитание детей в семье. [Текст] Э.С. Вильчковский (библиотека для родителей).- Киев, 1987, 128 с.

4. Волкова, С.С. Как воспитать здорового ребенка. [Текст]/С.С. Волкова (Библиотека для родителей). - Киев: 1981, 137с.

5. Горькова, Л.Г. Обухова, Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. [Текст]/Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова - М. Просвещение, 2005.- 112 с.

6. Кенеман, А.В. Хухлаева, Г.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. [Текст]/ А.В. Кенеман, Г.В. Хухлаева. - М. Просвещение, 1985. 316 с.

7. Красногорская, Л.И. Роль семьи в воспитании дошкольника. [Текст]/ Л.И. Красногорская. -М. Учпедгиз. 1959. 62 с.

8. Курамшина, Ю.Ф. Теория и методика физического культуры учебник /под ред. Ю.Ф. Курамшина.- 2-е изд. испр. -М. Советский спорт, 2004. 464 с.

9. Павлова, Л.Н. 365 дней и ночей из жизни ребенка. От года до двух. [Текст]/ Павлова.- М. Айрис-пресс, 2003. 304 с.

10. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. [Текст]/ Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./под ред. Э.Я. Степаненкова. - М. "Академия", 2001.- 368 с.

11. Физиология развития ребенка. [Текст]/ Под ред. В.И Козлова, Д.А. Фабер.- М. 1983. 478 с.

12. Фролова В.Г. Юрко Г.П. Физкультура на воздухе с детьми дошкольного возраста. - М. Просвещение. 1998

13. Холодов, Ж.К. Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 2-е изд. испр. и доп. -М. "Академия", 2001. - 480 с.

14. Хухлаева, В.Д. Теория и методика физического воспитания в дошкольном учреждении. [Текст]/В.Д. Хухлаева.- М. Просвещение, 1984. 205 с.

Источник: festival.1september.ru