Общеразвивающие упражнения в парах

Общеразвивающие упражнения в парах являются прекрасным средством повышения эмоционального фона подготовительной части урока. И, казалось бы, на первый взгляд, столь положительное явление зачастую у неопытных учителей приводит к негативным последствиям. Непосредственный контакт учащихся друг с другом, необычность упражнений нередко вызывают нарушения дисциплины, шум на уроке, отклонение от правил выполнения заданий, что может привести к травматическим явлениям. Поэтому учителя нередко вовсе исключают их из своей практики. И совершенно зря. Систематическое применение парных упражнений не только способствует повышению эмоционального фона урока, интереса учащихся, но и решает целый ряд важнейших задач:

1. Обогащение двигательного опыта учащихся.

2. Более дифференцированно соизмерять свои действия по силе, амплитуде,

времени, согласовывая их с партнером.

3. Эффективнее происходит развитие основных двигательных качеств, т. к. партнер зачастую оказывает дополнительную нагрузку.

4. Решаются воспитательные задачи: внимательное отношение друг к другу.

Успешность проведения ОРУ в парах обеспечивает учет следующих положений:

правильный подбор партнеров (по полу, росто-весовым показателям, физической подготовленности);

четко придерживаться дидактического принципа доступности. Подбирать

посильные упражнения. Но в то же время выполнение их должно представлять

определенную трудность, иначе дети теряют к ним интерес. Более сложные упражнения следует опробовать по частям;

внимательно относиться к размещению учащихся при выполнении упражнений. Исключить возможные столкновения и помехи;

четко продумывать объяснение упражнений. Лучше всего объяснение сопровождать одновременной демонстрацией на показательной паре учеников.

5-6 классы

КОМПЛЕКС № 1

Упражнение 1

Назначение: на ощущение правильной осанки и дыхательную систему. И. п.

– стойка лицом друг к другу, взявшись за руки. 1-2 – поднимаясь на носки, руки

через стороны вверх; 3–4 – И. п.

Методические указания:

1. Проследить за осанкой в И. п.

2. Руки прямые.

3. Смотреть на руки.

4. Поднимая руки – вдох, опуская – выдох.

Упражнение 2

Назначение: на мышцы ног. И. п. – стойка лицом друг к другу, носки партнеров сомкнуты, взявшись за руки, тело отклонено назад на вытянутые вперед

руки. 1-2 – присед; 3-4 – И. п.;

Методические указания:

1. Проверить правильность выполнения И. п. – туловище прямое, руки прямые. Голова прямо, партнеры уравновешивают друг друга.

5. Дыхание не задерживать.

Назначение: на мышцы спины. И. п. – стойка ноги врозь лицом друг к другу,

руки на плечи партнера. 1–3 – три пружинящих наклона вперед прогнувшись,

активно нажимая на плечи партнера; 4 – И. п.

Методические указания:

1. Обратить внимание на осанку в И. п.

2. Смотреть вперед (при наклоне).

4. Спина прогнута (при наклоне).

5. В И. п. – вдох, наклоняясь – выдох.

Упражнение 4

Назначение: на мышцы брюшного пресса. И. п. – первый сед с согнутыми ногами, руки за голову, второй – в стойке на колене удерживает ноги партнера хватом за подъемы. 1–2 – первый ложится на спину; 3–4 – И. п.

Методические указания:

1. Показать упражнение на паре учеников в профиль.

2. Ложиться мягко.

3. Положение рук (на пояс, за голову, вверх) – зависит от индивидуальной подготовленности учащихся.

Упражнение 5

Назначение: общего воздействия. И. п. – стойка спиной друг к другу взявшись за руки. 1–2 – выпад левой, руки через стороны вверх: 3–4 – И. п.; 5–8 – то же, но с правой ноги.

2. Голову назад (при выпаде).

Упражнение 6

Назначение: развитие прыгучести и дыхательной системы.

Методические указания:

1. Проверить осанку в И. п.

2. Прыгать мягче, на носках.

3. Дыхание – свободное.

Упражнение 7

Назначение: на успокоение дыхания, воспитание двигательной памяти. Повторить первое упражнение комплекса самостоятельно. Отметить лучшую пару.

Назначение: на ощущение правильной осанки и дыхательную систему. И. п. –

сомкнутая стойка лицом друг к другу, носки партнеров соприкасаются, взявшись за руки. 1–2 – отклоняясь назад, руки вперед; 3–4 – И. п.

1. Проверить осанку в И. п.

2. Спина прямая (при движении назад).

3. Смотреть прямо.

4. Ноги на месте.

5. Отклоняясь назад – вдох, возвращаясь в И. п. – выдох.

Упражнение 2

Назначение: на косые мышцы туловища и плечевого пояса. И. п. – стойка спиной друг к другу, взявшись за руки. 1 – шаг в сторону, руки в стороны; 2 – наклон в сторону одноименные наклону руки – вниз, разноименные – вверх; 3 –

выпрямиться, руки в стороны; 4 – И. п.; 5–8 – то же, но в другую сторону.

нога зажата между ног партнера, руки за голову. 1–2 – лечь на спину; 3–4 – И. п.

Методические указания:

1. Проверить правильность выполнения И. п. – спина прямая, локти отведены

выдох.

Упражнение 6

Назначение: развитие прыгучести и дыхательной системы. И. п. – стоя рядом,

взявшись руками скрестно. 1 – прыжком стойка ноги врозь левой; 2 – прыжком стойка ноги врозь правой.

3. Спину держать прямо.

Упражнение 7

Назначение: закрепление ощущения правильной осанки, формирование внимательности и двигательной памяти. Повторить самостоятельно первое упражнение комплекса.

7-8 классы

Назначение: на ощущение правильной осанки и дыхательную систему. И. п.

– стойка лицом друг к другу, взявшись за руки. 1 – шагом в сторону, стойка ноги врозь, руки в стороны; 2 – поднимаясь на носки, руки вверх; 3 – опускаясь на полный след, руки в стороны; 4 – приставляя ногу, И. п.

1. Проверить осанку в И. п.

2. Руки прямые.

3. Смотреть на руки (поднимая вверх).

Назначение: на мышцы ног. И. п. – стойка спиной друг к другу, руки сцеплены в локтевых суставах 1–2 – присед; 3–4 – встать.

Методические указания:

1. Проверить осанку в И. п.

2. Приседать на носках.

3. Приседая – вдох, вставая – выдох.

4. Менять ритм выполнения упражнения; на раз – присед, на два–четыре

встать и наоборот.

Упражнение 3

Назначение: на мышцы спины. И. п. – стойка ноги врозь, лицом друг к другу

на расстоянии шага, взявшись за руки, руки вперед – в стороны. 1 – наклон вперед, прогнувшись; 2 – поворот туловища в сторону; 3 – поворот туловища в другую сторону; 4 – И. п.

Методические указания:

1. Проверить осанку в И. п.

2. Смотреть друг на друга (при наклоне).

3. Спина прогнута (при наклоне).

4. Дыхание не задерживать.

Упражнение 4

Назначение: на мышцы брюшного пресса. И. п. – лежа на спине головой друг к другу, взявшись за руки, руки в стороны. 1 – 2 – поднимая ноги коснуться носками носков партнера; 3–4 – И. п.

Методические указания:

1. Ноги прямые.

Упражнение 5

Назначение: на мышцы плечевого пояса. И. п. – стойка лицом друг к другу, первый – руки в стороны, кисти в кулак, второй – взявшись за лучезапястные суставы. 1–2 – второй, преодолевая сопротивление первого, опустить руки вниз;

3–4 –первый, преодолевая уступающее усилие второго, – руки в стороны; 5–8

3. Спина прямая.

Упражнение 6

Назначение: развитие прыгучести и дыхательной системы. И. п. – стойка левым боком друг к другу, левые руки сцеплены в локтевом суставе, правые – на пояс. 1–4 – четыре прыжка на левой ноге с поворотом на 360° против часовой

1. Проверить осанку в И. п.

3. Дыхание не задерживать.

4. Дыхание свободное.

Упражнение 2

Назначение: общее воздействие. И. п. – стойка спиной друг к другу вплотную, руки на пояс. 1–2 – первый полуприсед с полунаклоном вперед, второй ложится ему на спину; 3–4 – И. п.; 5– 8 – меняются ролями.

Методические указания:

1. Проверить осанку в И. п.

2. Спина прогнута (у приседающего).

3. Низко не наклоняться.

4. Полуприседая – вдох, вставая – выдох.

Упражнение 3

Назначение: на плечевой пояс, координацию движений. И. п. – стойка лицом друг к другу, руки вперед, взявшись за предплечья друг друга: 1–2 – два пружинящих наклона вперед прогнувшись; 3–4 – выпрямляясь, поворот на 360°, не разъединяя рук.

Методические указания:

1. Проверить осанку в И. п.

2. Разучить упражнение по частям: вначале наклоны, а затем отдельно поворот.

3. Смотреть вперед, спина прогнута (при наклоне).

4. Голову назад (при повороте на 360°).

5. Дыхание свободное.

Упражнение 4

Назначение: развитие подвижности позвоночника. И. п. – первый – стойка на

левом колене, второй – стойка на правой, левую согнутую на левое колено первого. Первый захватывает голень второго.1–2 – второй – наклон назад, руки на

4. Выполнив по восемь раз, поменяться местами.

Упражнение 6

Назначение: развитие прыгучести. И. п. – стойка на одной лицом друг к другу, руки на плечи партнера, разноименными согнутыми ногами выполнить сцепление. 1–3 – три прыжка на одной; 4 – поменять положение ног.

4. Прыгать на носках.

Упражнение 7

Назначение: проверить внимание учащихся и двигательную память. Повторить первое упражнение комплекса.

Методические указания:

1. Отметить лучшую пару.

КОМПЛЕКС № 1 (для юношей) Упражнение 1

9-11 классы

Назначение: на ощущение правильной осанки и на дыхательную систему. И. п.

– стойка спиной друг к другу, взявшись за руки. 1 – шагом в сторону, стойка

ноги врозь, руки в стороны; 2 – поднимаясь на носки, руки вверх; 3 – руки в стороны; 4 – приставляя ногу, И. п.; 5–8 – то же в другую сторону.

Методические указания:

1. Обратить внимание на осанку в И. п.

2. Руки прямые.

3. Смотреть на руки (при положении вверх).

4. Поднимая руки – вдох, опуская – выдох.

Упражнение 2

Назначение: на мышцы ног. И. п. – первый лежит на спине, ноги согнуты, колени к груди, второй – ложится спиной на ступни первого. 1–2 первый выпрямляет ноги, поднимая второго; 3–4 – И. п.

Методические указания:

1. Спина второго напряжена.

2. Сгибая ноги – вдох, выпрямляя – выдох.

3. Выполняя 6–8 раз, поменяться местами.

Упражнение 3

Назначение: на мышцы спины и брюшного пресса. И. п. – стойка ноги врозь спиной друг к другу, руки сцеплены в локтевых суставах. 1 – первый – наклон вперед, поднимая на спине второго; второй – ноги вперед (в угол); 2 – второй ноги врозь; 3

– второй соединить ноги; 4 – И. п. 5 – 8 – то же, но наклоняется второй.

Методические указания:

1. Проверить осанку в И. п.

2. Наклон вперед прогнувшись.

3. Ноги точно вперед.

Упражнение 4

Назначение: общее воздействие. И. п. – первый в упоре лежа, ноги врозь, второй в стойке между ног партнера, держа ноги за голеностопы. 1 – первый сгибает руки; 2 – выпрямляет руки; 3 – второй приседает; 4 – встает.

1. Проверить правильность выполнения И. п.

3. Дыхание ритмичное.

Упражнение 5

Назначение: на подвижность в тазобедренных суставах и мышцы ног. И. п. – стойка лицом друг к другу на расстоянии шага, взявшись за руки. 1 – глубокий выпад влево; 2–3 – пружинящие покачивания в выпаде; 4 – И. п.; 5–8 – в другую сторону.

1. Проверить осанку в И. п.

3. Шире выпад.

4. Дыхание не задерживать.

Упражнение 6

Назначение: на развитие прыгучести и дыхательную систему. И. п. – стойка в затылок друг к другу, сзади стоящий руки на плечи впереди стоящего. Прыжки. Сзади стоящий во время выпрыгивания, надавливая на плечи, создает сопротивление.

Источник: studik.net