Скачать:

Предварительный просмотр:

Значение физической культуры в жизни ребенка.

Физическая культура — органическая часть культуры общества и личности. Понятие «физическая культура» объединяет все, что относится к физическому воспитанию, образованию, развитию человека в системе физического воспитания и вне ее. Если рассматривать физическую культуру во взаимосвязи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, эстетическим, трудовым и т.д. то можно говорить о духовной «физической культуре», как о явлении, которое воздействует на природу человека, изменяя ее в соответствии с закономерностями всестороннего развития личности.

Физические упражнении - это основные и специфические средства физического воспитания. Физические упражнения представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а так же подвижные игры.

Особую роль в формировании двигательной культуры играет подвижная игра. Будучи своеобразным «музеем культуры социума», она обеспечивает раскрытие двигательного и интеллектуального потенциала, приобщает к национальным традициям, обычаям, культуре движения, а через них - постижению общечеловеческих ценностей.  Данные средства физического воспитания оказывают разностороннее влияние на развитие детей.

Детский возраст — это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытие способностей становления личности. Вместе с тем, это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего гармоничного физического развития, образования, воспитания.

При использовании средств физической культуры необходимо ориентироваться на гуманистический подход к оздоровлению детей с учетом современных условий, в которых живет ребенок; на возрастные и индивидуальные физические и психические особенности детей; на широкое и умелое применение природных средств для закаливания.

Таким образом, приобщение к физической культуре - одна из важнейших программных  задач дошкольного воспитания.

Успешному разрешению ее в работе с детьми способствует организация здорового образа жизни. Положительным является то, что воспитатель имеет право выбора средств, форм и методов оздоровительно-культурной работы.

Практика подсказывает, что часто не хватает знаний, умений по использованию различных возможностей окружающей действительности при обучении детей движениям и двигательным действиям, формирование у них физических качеств, ознакомлении с правилами выполнения физических упражнений и приобщении к этим правилам с помощью игровых приемов.

Как правило, в дошкольных учреждениях установилась четкая система работы с детьми в области решения задач физического воспитания с учетом общих принципов, имеющих основополагающее значение. Это всестороннее гармоничное развитие личности, связь физического воспитания с трудовой и оборонной практикой, оздоровительная направленность физического воспитания в системе воспитания в целом.

Однако, чтобы овладеть методикой организации физической культуры детей дошкольного возраста, умением использовать специальные средства и методы физического воспитания с целью решения оздоровительных, воспитательных и образовательных задач, необходимо знать такие принципы, которые имеют значение именно для детей дошкольного возраста.

Особое внимание на занятиях физической культурой уделяется физическому развитию каждого ребенка, а деятельность воспитателя сводится к умению регулировать действия детей, побуждая их к проявлению духовных начал ко всему, что окружает.

Сюжетное занятие для средней группы.

«Мой веселый звонкий мяч».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Задачи:   учить сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади; закреплять умение прокатывать мяч в определенном направлении, подбрасывать и ловить мяч, не прижимая его к груди; совершенствовать навыки выполнения упражнений с мячами.

Планируемые результаты:   проявляет самоконтроль и самооценку при выполнении упражнений с мячом; адекватно воспринимает замечания педагога; доброжелательно взаимодействует со сверстниками в игре.

Оборудование:   мячи диаметром 40см по количеству детей, дуга (высота 50см), корзина, гимнастическая скамейка (высота 20см), мат, игрушечная лисичка.

Ход занятия:

Дети под музыку входят в зал и строятся полукругом.

Воспитатель   – К нам в гости сегодня пришла  Лиска - Алиска, и она очень хочет посмотреть, чем вы занимаетесь, поучиться у вас и поиграть с вами. Согласны? Отгадайте, с каким предметом будем заниматься: «Упадет - поскачет, ударят – не плачет». (Мяч)

    Ходьба друг за другом (мяч в прижатых к груди руках), (2 круга). Ходьба на носочках (мяч поднять вверх), (2 круга). Бег друг за другом с мячом в руках, (2 круга). Ходьба друг за другом с мячом в раках и построение в круг, (2 круга).

Воспитатель  – Сейчас мы сделаем простые упражнения с мячами, чтобы подготовиться к более трудным заданиям.

* «Мячики стали большими».

И.п. – ноги на ширине ступни, руки с мячом внизу. 1 – 2 – поднять мяч вверх, встать на носочки, потянуться, посмотреть на мяч, 3 – 4 – и.п. (6 раз).

* «Покатаем мячик».

И.п. – ноги на ширине плеч, руки с мячом внизу. 1 – 4 – наклониться, прокатить мяч от ноги к ноге, 5 – 6 – и.п. (6 раз).

* «Мячик к пяточке».

И.п. – стоя на коленях, мяч в согнутых в локтях руках впереди. 1 – 2 – поворот влево, коснуться мячом левой пятки, 3 – 4 – и.п. 5 – 6 – поворот вправо, коснуться мячом правой пятки, 7 – 8 – и.п. (6 раз).

* «Попрыгаем».

И.п. – ноги слегка расставлены, мяч в руках впереди. 1 – 4 – прыжки на двух ногах вокруг своей оси, 5 – 8 – ходьба на месте (6 раз).

Воспитатель  – Хорошо подготовились к заданиям. А теперь мячик пройдет вместе с вами по мостику: ходьба по гимнастической скамейке с мячом в вытянутых вперед руках.

* «Мячик хочет покататься».

Прокатывание мяча под дугу двумя руками.

* «Мячик хочет полетать».

Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками, не прижимая к груди.

Воспитатель  - Какие наши мячики ловкие! Лисичка освоила все упражнения с ними. Теперь она хочет поиграть и с мячиком, и с вами.

Игра « Бери мяч».

Дети встают в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук и передают мяч из рук в руки соседу. Мяч надо брать и передавать двумя руками. Лисичка (В руках воспитателя) «старается догнать» мячик. (игра повторяется 2-3 раза).

Воспитатель – Лисичке очень понравилось у вас, ребята. Она приглашает вас к себе в гости. А теперь нам пора прощаться и с мячиками, и с Лисичкой!

Дети прощаются. Выход из зала под музыку.

Сюжетное занятие для средней группы.

«В гости к солнышку».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Задачи:  учить сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади; закреплять умение прыгать на двух ногах, пролезать в обруч, не задевая верхний край спиной и пол – руками; совершенствовать навыки выполнения упражнений с обручами.

Планируемые результаты:  самостоятельно находит способы решения познавательных задач; выразительно и эмоционально передает в движении игровые образы; доброжелательно взаимодействует со сверстниками в подвижной игре.

Оборудование: обручи по количеству детей, наклонная доска, нарисованное солнышко.

Ход занятий.

Ходьба по залу с обручами и построение в круг.

Воспитатель – Отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все - … (солнце).

Сегодня мы пойдем в гости к солнышку. На что солнышко похоже? Правильно, на круг, на обруч. У каждого из вас в руках сейчас маленькое солнышко. А большое солнышко будет заглядывать к нам в окно, и смотреть, как вы занимаетесь с его маленькими братиками.

    «Солнышко освещает нам дорогу» - ходьба друг за другом, обруч в вытянутых руках впереди. «Дотянемся до солнышка» - ходьба на носках, руки с обручем подняты вверх. «Солнышко нас обнимает» - ходьба на пятках, обруч на поясе, придерживаемый двумя руками. «Полюбуемся солнышком» - ходьба обычная, обруч в вытянутых вперед руках.

Воспитатель – Перед основными заданиями нужно сделать разминку.

    «Солнышко просыпается».  И.п. – ноги на ширине плеч, руки с обручем внизу. 1 – 2 – поднять руки с обручем вперед, 3 – 4 – и.п. «Солнышко смотрит – проснулись ли ребятки?».   И.п. – ноги на ширине ступни, руки с обручем внизу. 1 – 2 – поднять руки с обручем вперед, поворот вправо, 3 – 4 – и.п. 5 – 6 – поднять руки с обручем вперед, поворот влево, 7 – 8 – и.п. «Солнышко совсем проснулось».   И.п. – ноги вместе, руки с обручем внизу. 1 – 2 – присесть, руки с обручем вытянуть вперед, 3 – 4 – встать на носочки, руки с обручем вверх, прогнуть спину, потянуться, посмотреть в обруч, 5 – 6 – и.п. «Солнышку весело с ребятками».   И.п. – ноги вместе, обруч на полу, руки на поясе. 1 – 2 – прыжок в обруч, 3 – 4 – прыжок из обруча, 5 – 6 – ходьба на месте. «Солнышко проснулось, потянулось, улыбнулось».   И.п. – ноги вместе, руки с обручем внизу. 1 – 2 – дети поднимаются на носочки, обруч вверх – вздох, 3 – 4 – и.п. – выдох, улыбнуться.

Воспитатель  – Солнышко большое, сильное и красивое, оно хочет поиграть с ребятами.

    «Солнышко гуляет по небу» - ходьба по наклонной доске, обруч в вытянутых вперед руках. «Маленькие облака стараются закрыть солнышко» - пролезание в обруч друг за другом. Воспитатель держит обруч, дети по очереди пролезают в него, стараясь не коснуться пола и края обруча руками. «Тучки собрались вокруг солнышка» - ползание вокруг своего обруча, затем прыгнуть в обруч и поднять его над головой. «Солнышко старается спрятаться от тучек» - прыжки на двух ногах с продвижением вперед с обручем на поясе (расстояние – 2см).

Игра «Догони солнышко».

Дети катят обручи из конца в конец зала и бегут за ними (3-4 раза).

Воспитатель – Весело вы играли с солнышком. Посмотрите в окно, как оно ярко светит и улыбается вам!

Ходьба по залу (20с). Выход из зала.

Спортивный досуг (средняя группа)

«На сказочной поляне»

Дети гуляют на участке. Неожиданно сверху спускается маленький красивый парашют. Он весь сделан из снежных звездочек. К одной из них прикреплено письмо.

Воспитатель рассматривает парашют, а дети просят поскорее прочитать письмо. В письме приглашение Деда Мороза на сказочную поляну (звучит музыка). Дети идут на ее звук и попадают на физкультурную площадку, украшенную цветными льдинками, китайскими фонариками. На площадке расставлен инвентарь: санки, лыжи, в корзине лежат снежки.

Появляется Дед Мороз со словами:

Улицей гуляет Дедушка Мороз.

Иней рассыпает по ветвям берез.

Ходит, бородою белою трясет,

Топает ногами, только треск идет.

Здоровается с детьми и говорит, что он выполнил свое обещание, и снова пришел поиграть с детьми, повеселиться.

Воспитатель  – Дедушка Мороз, а это твоих рук дело? Это ты смастерил такой парашют? Почему он из снежинок?

Дед Мороз раздает снежки и предлагает девочкам потанцевать с ним. Танец снежинок (повтор движений. что были на Новогоднем утреннике). Дед Мороз  –     Какое прекрасное время года зима.

У зимы есть свои ласки,

Есть чудесные деньки,

Лыжи есть, гора, салазки,

Лед зеркальный и коньки.

Эти интересные вещи я приготовил для вас.  Покажите, как вы умеете ими пользоваться.

Эстафета с санками.

Дед Мороз  – ну, ребята молодцы! Я тоже хочу размяться.  Заморожу-ка я вас.

Игра «Замороженные».

Дед Мороз  – Ну, и ловкие же вы!

А как у вас со смекалкой?

Загадаю вам загадку:

На снегу – две полосы,

Удивились две лисы.

Подошли поближе:

Здесь бежали чьи-то ….(дети – лыжи).

Дед Мороз  – У меня тоже есть лыжи. Посмотрю, какие вы у меня лыжники?

Игра «Ледяная карусель».

Дети на лыжах идут по кругу в одну сторону, потом в другую – по сигналу Деда Мороза.

Игра «Пройди не задень».

Дети идут ступающим шагом, огибая, поставленные на 3-5 метров друг от друга лыжные палки.

Дед Мороз  – Молодцы, ребята!

А вот еще одна загадка:

Вился белый рой.

Сел на землю – стал горой.  (дети – снег)

Игра Деда Мороза с детьми в снежки.

Дед Мороз  – Я вижу, вы действительно умелые и ловкие ребята. Давайте поиграем в «Перетяжки».  Крепко возьмитесь за руки. Как только я скажу: «Перетяжки начались», тяните друг друга в сугроб. Дети играют 2-3 раза.

Дед Мороз  -  А теперь пора прощаться.

Вам желаю закаляться,

Не болеть и не хворать,

Физкультурниками стать!

Дети прощаются с Дедом Морозом, он уходит.

Воспитатель под кустом находит цветные льдинки и предлагает детям выложить из них красивые узоры.

Физкультурный досуг для детей средней группы

«Заюшкина избушка».

Место проведения  – физкультурный зал.

Время проведения  – декабрь 2013г.

Участники – дети средней группы №7.

Оборудование и инвентарь  – гимнастические палки по числу детей, кубики – все, что есть в зале, «ушки для зайчиков» – по числу детей.

Дети в спортивной форме под музыку из сказки «Витя и Маша в стране диких гитар» заходят в физкультурный зал. Их встречает воспитатель по физкультуре.

Ведущий – Жил-был зайчик. Хорошо ему было в лесу летом: много корма, переночевать можно было под любым кустиком. Зайчик был непростой – он очень любил спорт. Каждое утро делал зарядку. Давайте и мы с вами сделаем заячью зарядку. Но сначала давайте превратимся с вами в зайцев. Надевайте «ушки» и повторяйте за мной волшебные слова, которые помогут нашему превращению:

Для того чтоб зайцем стать –

Раз, два, три, четыре, пять –

Нам в ладошки хлопнуть нужно

И кругом повернуться дружно.

(Дети надевают «ушки», произносят волшебные слова, и происходит «превращение»).

А когда зарядки мало

Начинает все сначала! Как?

Белки скачут очень быстро,

Машут хвостиком пушистым,

Целый час играют в прятки –

Это беличья зарядка! Так сумеете?

(Дети показывают придуманные упражнения, каждый по – своему. Под музыку польки зайчата весело прыгают, водят хоровод, кружатся).

Ведущий – А вы молодцы! Хорошо делаете зарядку!

Зайцы, а ведь скоро совсем холодно будет. Давайте подумаем, как же нам от морозов спасаться?

(Дети предлагают разные варианты: бегать, прыгать, чтобы согреться. Ведущий предлагает детям провести соревнование: «Кто дальше прыгнет?»)

Ведущий – Ну ночью мы прыгать не будем, ночью спать надо. Где же мы будем спать?

Дети решают строить домики.  Ведущий предлагает детям в качестве строительного материала кубики и гимнастические палки. Каждый ребенок берет по 2 кубика и 1 гимнастической палке и строит «домик». Но домик получается очень маленький. Зайчики могут легко его перепрыгнуть. Дети прыгают через свой домик и домики других зайцев. Потом дети берут еще по 2 кубика и делают домик повыше. Через такой домик можно прыгать и можно его перешагивать. Так дети строят домик, пока не закончатся кубики. Такие домики можно по предложению детей перепрыгивать, перешагивать, можно проползать под ними. Потом дети объединяют свои домики, строя их шире и выше, каждый раз выполняя упражнения в перепрыгивании, перешагивании или ползании.

Ведущий – Вот  какие домики мы построили для зайчишки. Теперь ему не страшны будут ни метели, ни вьюги, ни даже лиса с волком.

Игра «Зайцы и волк».

Ведущий  – Вот закончилась наша игра.  Вы отлично потрудились.  Сейчас вы снова превратитесь в мальчиков и девочек.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вы мальчики и девочки опять!

Источник: nsportal.ru