Утренняя гимнастика для детей 2 - 4 лет (Комплексы упражнений)

Утренняя гимнастика с детьми этого возраста проводится в виде подвижной сюжетной игры, куда входят 3-4 физических упражнения имитационного характера.

Вначале нужно проводить упражнения для плечевого пояса типа дыхательных, например поднимание рук в стороны и опускание их вдоль туловища, покачивание руками вдоль туловища (вперед, назад) или хлопание ладонями приподнятых до уровня груди рук с последующим закладыванием их за спину. Такие упражнения способствуют выпрямлению туловища, а также формированию у детей правильной осанки.

Последовательность занятия такова: вводная ходьба; несколько имитационных упражнений, которые дети выполняют, подражая взрослому, бег, заключительной части ходьба.

Затем проводятся упражнения для укрепления мышц спины и живота, развития гибкости позвоночника, например, ребенок приседает на корточки с легким наклоном головы, затем встает выпрямляя ноги и туловище, или наклоняет туловище вперед, касаясь голеней руками, а затем разгибается, закладывая руки за спину, и др. При таких упражнениях нагрузка сравнительно большая, поэтому они должны следовать за более легкими упражнениями.

В заключение снова дается упражнение, способствующее расширению грудной клетки, например поднимание рук в стороны на уровне плеч и опускание их.

Количество повторений каждого упражнения зависит от характера движений и подготовленности детей. Упражнения с большой нагрузкой (приседания, наклоны) повторяются не больше 2-3 раз; упражнения с меньшей нагрузкой (для плечевого пояса) 5-6 раз.

За упражнениями следует кратковременный бег (10—15 секунд) или подпрыгивания. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с целью успокоить дыхание, выровнять работу сердца и привести организм в обычное спокойное состояние. При ходьбе необходимо следить за тем, чтобы ребенок держался прямо, расправив плечи, не напряженно, свободно двигал руками, не опускал голову, чтобы рот был закрыт. Ходьбу можно сопровождать музыкой, ударами в бубен или хлопками и словами «раз-два, раз-два, пошли». Можно проводить ходьбу под пение маршевой детской песенки.

Примерные комплексы утренней гимнастики для детей

Комплекс 1 «Как мы растем»

Начинаем утреннею гимнастику с ходьбы 1-1'/2 минуты.

  • Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, ладони обращены внутрь. Поднимание выпрямленных рук с обращенными вперед ладонями вверх и немного в сторону (шире плеч), опускание рук. Взрослый показывает, как надо делать это упражнение, говоря: «Какие мы выросли большие! Руки выше, выше, выше». Упражнение выполняется 2-3 раза.
  • Приседание. Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, ладони обращены внутрь. Взрослый сопровождает показ словами: «Какие мы раньше были маленькие, теперь встанем». Дети, подражая, приседают на корточки, кладут руки на колени и слегка опускают голову к коленям, затем встают и прячут руки за спину, выпрямляя корпус. Руки свободно лежат за спиной, кисть одной руки держит кисть другой, плечи отведены назад. Упражнение выполняется 2 раза.
  • Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, ладони обращены внутрь. Поднимание рук в стороны до уровня плеч. При показе говорите ребенку: «Опять растем, разведем руки шире, шире и опустим вниз». Ребенок, подражая вам, поднимает руки в стороны до уровня плеч и отводят их несколько назад (ладони обращены вниз), выпрямляя корпус и подняв голову, затем медленно опускает руки вдоль туловища; при этом он протяжно произносят слово «вниз», это способствует лучшему выходу. Упражнение выполняется 2 раза.
  • Бег, можно делать на месте (10-12 секунд). Говорим ребенку: «Теперь побежим быстрее».

Заканчиваем гимнастику ходьбой в течение 1/2-1 минуты.

Комплекс 2. «Пробуждение»

Начинаем утреннею гимнастику с ходьбы 1-1/2 минуты.

Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, ладони обращены внутрь.

  • Наклон туловища вперед. Взрослый говорит обращаясь к ребенку: Здравствуй «Имя». Ребенок кладет руки на пояс. Большой палец направлен назад, а остальные пальцы прижаты один к другому, направлены вперед. Наклоняя туловище вперед, ребенок отвечает: «Здравствуй». Упражнение выполняется 2 раза.
  • Поднимание и опускание рук. Взрослый говорит: «Ты сегодня хорошо спал. Когда дети хорошо спят, они вырастают большие, посмотрим, как ты вырос. Потянулись выше, выше. Теперь опустим руки вниз». Ребенок, подражая, поднимает одновременно обе руки вверх шире плеч (ладони обращены вперед), потом опускают руки вдоль туловища, протяжно произнося слово «вниз». Упражнение выполняется 2 раза.
  • Поднимание выпрямленных рук вперед, вращение кистей ладонями вверх и вниз и опускание рук вдоль туловища. Взрослый говорит: «Ты сегодня умывались, руки мыл? Покажи, чистые ли у тебя руки; покажите: пальцы, ладони, пальцы ладони. Опускаем руки». Упражнение выполняется 3-4 раза.
  • Приседание. Взрослый говорит: «Посидим немного, отдохнем, а теперь встанем и спрячем руки за спину, еще раз отдохнем». Ребенок, подражая, приседают на корточки, обхватывают голени руками и слегка наклоняют голову вперед, после чего встают, заложив руки за спину. Упражнение выполняется 2 раза.
  • Бег (10-12 секунд). Взрослый говорит: «А теперь побежим быстрее, как ветерок». Заключительная ходьба в течение 1/2 - 1 минуты.

Комплекс 3. «Часики»

До этого ребенку нужно показать маятниковые часы с боем. Начинаем утреннею гимнастику с ходьбы 1—1/2 минуты.

Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены вдоль туловища, ладони обращены внутрь.

  • Качание рук вдоль туловища («тик-так»). Взрослый говорит: «Будем играть в часики. Покажи, как часики идут: тик-так, тик-так». Ребенок, подражая, свободно раскачивают руки вдоль туловища. Упражнение выполняется 4-6 раз.
  • Наклон туловища вперед (имитация звона часов). Взрослый говорит: «Часики звонят - «бом, бом, бом». Ребенок, подражая, наклоняет туловище вперед и выпрямленными руками одновременно производят хлопок о колени или ниже колен, произнося: «Бом, бом, бом». После этого выпрямляется и закладывают руки за спину. Упражнение выполняется 2-3 раза.
  • Приседание с постукиванием кулаками о колени и выпрямление. Взрослый говорит: «Часики сломались. Починим часики молоточком: «тук, тук, тук». Ребенок, подражая, приседает на корточки, слегка сгибает голову вниз и постукивает несколько раз кулаками о колени. Упражнение выполняется 2-3 раза.
  • Повторение упражнения 1. Взрослый говорит: «Починили часики, теперь они опять идут: «тик-так, тик-так». Упражнение выполняется 4-6 раз.
  • Поднимание выпрямленных рук вверх с легким подпрыгиванием. Взрослый говорит: «Теперь повесим часики выше, еще выше». Ребенок, подражая, слегка подпрыгивая, поднимают руки вверх, шире плеч, ладони обращены вперед. Упражнение выполняется 2-3 раза.
  • Бег (10 - 15 секунд) Взрослый говорит: «А теперь побежим быстро, как ветерок». Заключительная ходьба в течение 1/2 -1 минуты.

Комплекс 4. «Птичка»

Начинаем утреннею гимнастику с ходьбы 1-1/2 минуты.

Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, вдоль туловища, ладони обращены внутрь.

  • Поднимание рук в стороны до уровня плеч. Взрослый говорит: «Поиграем в птичек, поднимем руки и покажем, как птички машут крылышками». Ребенок, подражая, машет несколько раз кистями рук и опускает руки вниз со звуком «пи-и-и». Упражнение выполняется 2-3 раза.
  • Приседание с постукиванием пальцами о колени («птички клюют») Взрослый говорит: «Птички захотели поесть, они присели и клюют зернышки. Теперь встанем и спрячем руки за спину». Подражая, ребенок, присев на корточки, постукивают пальцами о колени, пригнув немного голову вниз; потом встает и прячет руки за спину. Упражнение выполняется 2 раза.
  • Подпрыгивание. Взрослый говорит: «Птички поели и радостно запрыгали». Подражая, ребенок. держа руки на поясе, подпрыгивает обеими ногами несколько раз. Упражнение выполняется 4-6 раз.
  • Бег на носках и помахивание кистями поднятых в стороны рук в течение 10-15 секунд. Взрослый говорит: «Птички подняли крылышки и полетели. Летят быстро - быстро». Заключительная ходьба в течение 1/2 - 1 минуты.

Комплекс 5. «Самолеты»

Начинаем утреннею гимнастику с ходьбы 1-1'/2 минуты.

Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены вдоль туловища, ладони обращены внутрь.

  • Медленное поднимание прямых рук до уровня плеч. Взрослый говорит: «Поиграем в самолеты, сделаем крылья, как у самолетов, а теперь опустим руки вниз». Ребенок, подражая, медленно поднимает выпрямленные руки до уровня плеч (ладони обращены вниз), потом опускает руки вдоль туловища; протяжно произнося слово «вниз». Упражнение выполняется 2 раза.
  • Боковые наклоны туловища с поднятыми в стороны руками (ладони обращены вниз). Взрослый говорит: «Самолеты закачались вправо, влево, вправо, влево». Ребенок, подражая взрослому, наклоняется по 2-3 раза в каждую сторону, дотрагиваясь ладонями до колена, и опускает руки.
  • Вставание на колени («самолеты приземлились»). Взрослый говорит: «Самолеты опустились на землю». Ребенок, подражая, встает на колени. Упражнение выполняется 1 раз.
  • Кружение перед грудью согнутыми в локтях руками в положении стоя на коленях и поднимание рук в стороны. Взрослый говорит: «Заведем моторы трр-трр; теперь моторы хорошо работают и самолеты полетят». Ребенок, подражая, стоит на коленях, сжимает кулаки и кружит согнутыми в локтях руками перед грудью, произнося «трр-трр». Потом разжимает кулаки и поднимает руки в стороны на уровне плеч; затем опускают руки вниз и встает. Упражнение повторяется 2-3 раза.
  • Бег на носках с поднятыми в стороны руками в течение 10-12 секунд. Взрослый говорит: «Самолеты полетели быстрее, быстрее, быстрее». Ребенок быстро бежит на носках сначала с поднятыми в сторону руками, потом опустив руки.

Заключительная ходьба в течение 1/2- 1 минуты.

Комплекс 6. «Мотылек»

Начинаем утреннею гимнастику с ходьбы 1-1'/2 минуты.

Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены вдоль туловища, ладони обращены внутрь.

  • Поднимание рук в стороны до уровня плеч. Взрослый говорит: «Будем играть в мотылька. Мотыльки раскрыли крылышки широко-широко и опустили их». Упражнение повторяется 2-3 раза.
  • Хлопки ладонями перед лицом. Взрослый говорит: «Мотылек летит, давайте ловить мотылька». Ребенок, подражая, делает 2-3 хлопка перед лицом, произнося слово «хлоп», выпрямляет и прячет за спину руки. Упражнение повторяется 2-3 раза.
  • Приседание. Взрослый говорит: «Мотылек устал, опустил крылышки и присел». Ребенок, подражая, приседает, обхватывает голени руками и слегка опускает голову, потом встает и прячет руки за спину. Упражнение выполняется 2 раза.
  • Бег с помахиванием поднятыми в стороны руками в течение 10-15 секунд. Взрослый говорит: «Мотылек отдохнул и полетел». Во время бега ребенок машет руками.

Заключительная ходьба в течение 1/2- 1 минуты.

Комплекс 7. «Бабочка»

Начинаем утреннею гимнастику с ходьбы 1-1'/2 минуты.

Исходное положение ноги поставлены «а ширину плеч, руки опущены вдоль туловища, ладони обращены к ногам.

  • Сгибание рук в локтях на уровне плеч, пальцы прикасаются к плечам. Взрослый говорит: «Поиграем в бабочки, сложим крылышки, как у бабочек». Ребенок, подражая вам, сгибает руки в локтях и кладет пальцы на плечи. Упражнение выполняется 1 раз.
  • Отведение согнутых в локтях рук назад на уровне плеч, приведение их перед грудью с приближением локтей, опускание рук вдоль туловища. Взрослый говорит: «Бабочки крылышки свернули и развернули, свернули и развернули, еще раз свернули и развернули, потом крылышки опустили». Ребенок, подражая вам, положив пальцы рук на плечи, отводит согнутые в локтях руки назад, хорошо выпрямляя плечи, потом приводит локти по возможности ближе друг к другу. Проделав такое упражнение 2-3 раза, ребенок опускает руки вдоль туловища.
  • Приседание. Взрослый говорит: «Бабочки присели на цветочки, посидели немного, потом встали, расправили крылышки и еще раз присели». Ребенок, подражая вам, приседает на корточки, кладет руки на колени и слегка опускает голову. Потом встает, поднимает руки в стороны на уровне плеч и прячет руки за спину. Упражнение выполняется 2 раза.
  • Поочередное поднимание рук со сжиманием и разжиманием пальцев и легким подпрыгиванием. Взрослый говорит: «Давайте ловить бабочку». Ребенок, глядя на вас, подражает ловле бабочек сачком: поочередно поднимает каждую руку вверх, сжимая и разжимая кисть, слегка подпрыгивая. Упражнение выполняется по 2-3 раза каждой рукой.
  • Бег на носках с помахиванием поднятыми в стороны руками в течение 10-12 секунд. Взрослый говорит: «Бабочки испугались и улетели, летят быстро-быстро и машут крылышками». Заключительная части ходьба в течение '/2-1 минуты.

Комплекс 8. «Паровоз»

Начинаем утреннею гимнастику с ходьбы 1-1'/2 минуты.

Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки согнуты в локтях на высоте груди, пальцы сжаты в кулаки.

  • Сгибание и разгибание рук перед грудью. Взрослый говорит: «Поиграем в Паровоз, покажите, как вертятся колеса, „чу-чу", „чу-чу"». Ребенок подражая вам, кругообразными движениями вытягивает одновременно обе руки вперед 4-5 раз и, сгибая руки в локтях, отводит их назад. При вытягивании рук вперед, ребенок произносит «чу-чу», «чу-чу», после чего опускают руки вдоль туловища.
  • Приседание с постукиванием пальцами по коленям. Взрослый говорит: «Паровоз сломался, починим колеса у паровоза, постучим молоточками хорошенько: „тук, тук, тук". Теперь встанем и спрячем молоточки». Ребенок приседает на корточки, слегка наклоняет голову и постукивает кулаками по коленям, произнося: «тук, тук, тук». Потом встает и прячет руки за спину. Упражнение выполняется 2 раза.
  • Сгибание и разгибание рук перед грудью и ускоренная ходьба. Взрослый говорит: «Паровоз пыхтит "пых-чу", "пых-чу", дает гудок и трогается». Ребенок повторяет за вами, кругообразными движениями вытягивает одновременно обе руки вперед 4-6 раз и отводит их назад, сгибая в локтях. При вытягивании рук вперед произносит «пых», а при отведении согнутых рук назад «чу». Затем поворачивается в и идет по кругу, издавая имитирующий гудок паровоза звук «ту-ту» и имитируя движения паровоза, начинает двигаться медленно, потом быстрее и быстрее.
  • Бег на носках с согнутыми в локтях руками в течение 10-12 секунд. Взрослый говорит: «Паровоз едет быстро-быстро, потом медленно и совсем останавливается». Ребенок бегает, подражая вращательными движениям рук вращению колес паровоза, произнося: «чу-чу» «чу-чу»; потом замедляет ход, и останавливается.

Заключительная спокойная ходьба в течение 1/2- 1 минуты.

Комплекс 9. «Цветок» (Этот комплекс рекомендуется проводить летом на открытом воздухе.)

Начинаем утреннею гимнастику с ходьбы 1-1'/2 минуты.

  • Приседание с легким наклоном вправо и влево и дотрагиваемся кистью каждой руки до земли (или пола), вставание с опусканием рук вдоль туловища. Взрослый говорит: «Как пахнет цветами! Сорвем цветок, сорвем еще один». Ребенок, подражая вам, приседает и, слегка наклонившись вправо, дотрагиваются до земли (или пола) кистью правой руки, после чего встает и опускает руки вдоль туловища. Потом снова приседает и, слегка наклонившись влево, дотрагиваются до земли (или пола) кистью левой руки, после чего встает. Упражнение выполняется 2 раза.
  • Поднятие согнутой в локте руки к лицу (пальцы сжаты в кулак) и опускание руки вдоль туловища (из положения ноги расставлены на ширину плеч, руки опущены вдоль туловища). Взрослый говорит: «Как хорошо пахнут цветы! Понюхаем цветок, а теперь подуем на него, опустим руку. Теперь понюхаем другой цветок, опять подуем и опустим руку». Ребенок, подражая вам, сжимает кисть в кулак, подносит ее к носу и делает глубокий вдох через нос (рот при этом закрыт); затем производит выдох через рот и опускает руку.
  • Приседание с вытягиванием руки перед собой и дотрагиваемся до земли или пола, затем выпрямление с закладыванием рук за спину. Взрослый говорит: «Давайте собирать цветы! Как их тут много! Сорвем беленький цветочек, теперь красненький, а вот желтенький, синенький. Уже сорвали много цветов! Теперь встанем и спрячем их за спину». Ребенок, подражая вам, приседает на корточки и, вытягивая перед собой каждую руку по 2 раза, как бы собирая цветы.
  • Сгибание рук в локтях, поднимание их перед грудью и вращение кисти одной руки вокруг кисти другой. Взрослый говорит: «Давайте сплетем венки из цветочков! Теперь опустим их». Ребенок, подражая вам, стоит, сгибает руки в локтях, поднимает руки перед грудью и несколько раз вращает кисти одну вокруг другой, затем опускает руки вдоль туловища.
  • Заканчиваем упражнения бегом в течение 10-15 секунд. Переходим на ходьбу в течение 1/2 - 1 минуты.

Комплекс утренней гимнастики сменяется после того, как вы убедитесь, что ребенок усвоили его; примерно через 8—10 дней.

После утренней гимнастики ребенок принимает водные процедуры, умывание, чистка зубов.

• Не надо давать детям длительных объяснений и указаний.

• Требования к качеству выполнения движений с возрастом должны повышаться.

Источник: medrich.ru