Аквааэробика как нетрадиционное средство для улучшения физического состояния студенток

В работах многих исследователей (В.К. Бальсевич 1996; В.И. Бондин, 2004; Ю.И. Евсеев, 2005; Виленский М.Я. 1996; А.И. Зайцев, 2003) отмечены тенденции ухудшения здоровья у выпускников гуманитарных и технических вузов - будущих специалистов и будущих родителей, за время обучения. Особое беспокойство вызывает физическое здоровье девушек, которое на 80% определяет здоровье будущего ребёнка. Существует мнение, что современная педагогическая наука, занимающаяся проблемами высшей школы (в частности, технической), недостаточно принимает во внимание гендерные особенности формирования физического развития и здоровья студенток (Заводевкина Т.В. 2006).

Приходится констатировать, что имеет место проблема, связанная с необходимостью повышения физического состояния и здоровья студенток и одновременно с трудностями ее разрешения в рамках традиционной системы физического воспитания в высших учебных заведениях.

В настоящее время преподавателям вузов нелегко привлекать студенток к занятиям по физической культуре, которые по форме и содержанию мало отличаются от традиционных. Среди молодёжи стало модным проводить время в спортивных клубах, посещать горнолыжные базы, заниматься нетрадиционными видами спорта (А.А.Русяева, Е.Б. Коломейцева, Л.С. Черкасова, 2006). Отмечается повышенный интерес студенток к различным видам оздоровительной аэробики (Е.В.Бондаренко, 2003; О.Г. Ванина, Л.П. Канакова, 2003), которые предоставляют возможности для одновременного решения ряда задач физического воспитания, формирования культуры движений. Одним из таких видов является аквааэробика.

Исследования, проведенные Н.Ж. Булгаковой, И. А. Лысовой (1994); Л. Насоновой (1995), Т.С. Лисицкой (2002); Т. Г. Полухиной (2005) показали, что двигательная активность в условиях водной среды является одним из эффективных средств повышения физической подготовленности и физического здоровья у девочек и женщин среднего и старшего возраста. В зарубежных исследованиях по этой теме наибольшее внимание также уделено представителям старших возрастных групп (Lanza M. Raffaelli C. 2005).

Одновременно с этим необходимо отметить недостаток научно обоснованных данных о влиянии занятий водной аэробикой в виде комплексов на физическое состояние и здоровье девушек в возрасте 17-19 лет. Поэтому нами была выдвинута гипотеза о возможности эффективного применения комплексов упражнений аквааэробики как средства улучшения физического состояния и повышения здоровья девушек-студенток 17-19 лет.

Цель нашего исследования состояла в разработке научно-обоснованной, педагогически организованной системы оздоровительных мероприятий на основе упражнений в воде и определении положительного воздействия комплекса средств аквааэробики на физическое состояние девушек в возрасте 17-19 лет в виде систематических занятий в бассейне.

Для достижения указанной цели нами с 2003 по 2006 год проведено педагогическое исследование в виде трехэтапного эксперимента с участием девушек-студенток высших и средних учебных заведений в возрасте 17-19 лет на базе бассейна «Темп» города Чайковский Пермского края. Первые два этапа представляли собой формирующий эксперимент, третий этап был контрольным для изучения отдаленных последствий эксперимента.

В качестве основного метода при подготовке эксперимента был использован метод проектирования, который предусматривал формирование педагогической системы обучения комплексам физических упражнений в воде для девушек экспериментальной группы в виде научно-обоснованной системы мероприятий, позволяющей эффективно совершенствовать их физическую подготовленность и физическое здоровье на основе средств аквааэробики.

Для решения поставленных в эксперименте задач при его реализации были сформированы две группы. Девушки экспериментальной группы (29 человек) участвовали в систематических занятиях аквааэробикой, которые проводились по разработанной нами программе.

Программа включала три комплекса упражнений в воде: вводный с пониженной интенсивностью упражнений, основной с повышенной и тренирующий с высокой интенсивностью. На всех этапах темп выполнения упражнений задавался с помощью музыкального сопровождения.

На первом этапе эксперимента вводная часть занятия составляла 10-12% времени всего занятия, музыкальный темп 128-135 уд/мин. длительность занятий один месяц. Основная часть занимала 80% времени занятия, темп 130146 уд/мин. длительность два месяца. Тренирующая часть - 8-10%, темп 130150 уд/мин. длительность три месяца.

На втором этапе вводный комплекс был сокращен до 2 недель, основной до одного месяца, длительность тренирующего комплекса соответственно увеличена до 4,5 месяцев. Темп музыкального сопровождения остался таким же, как и на первом этапе.

Занятия девушек контрольной группы (28 человек) проводились по программе оздоровительной аэробики в спортивном зале. Построение занятий и задаваемые нагрузки были такие же, как и в экспериментальной группе. Таким образом, методика эксперимента предусматривала возможность выявления эффекта влияния водной среды на состояние испытуемых «в чистом виде».

Все испытуемые на этапах эксперимента проходили врачебный контроль и не имели противопоказаний к занятиям оздоровительной аэробикой и посещению бассейна. Для обеих групп занятия проводились три раза в неделю, продолжительность занятия - один час.

В процессе реализации эксперимента непосредственно на занятиях использовался метод педагогических наблюдений. Проводились оценки и вводились коррективы правильности выполнения задаваемых комплексов упражнений как для всей группы целиком, так и для каждой студентки. В процессе наблюдений регистрировались характеристики педагогического процесса в виде дозировки упражнений, времени их выполнений, плотности и моторной плотности занятий.

Этапный контроль физического состояния участниц эксперимента был организован на основе метода тестирования с регистрацией антропометрических, силовых и функциональных показателей организма.

В процессе эксперимента для оценки психо-эмоционального состояния девушек применялась методика экспресс-анкетирования Н.М.Пейсахова и Л.Н.Тишиной в виде «градусника» с максимальной величиной шкалы 20 баллов.

Оценки результатов этапного контроля формировались на основе анализа и сравнений среднегрупповых характеристик на основе статистических критериев в зависимости от вида их распределения как случайных величин. При формировании выводов о достоверности среднегрупповых результатов измерений учитывались величины погрешности измерений, которые составляли в среднем 4-5%.

Динамика групповых характеристик по этапам определялась с помощью метода регрессионного анализа. Во всех случаях критическое (расчетное) значение критерия Фишера (Fкрит) составляло величину 3,11. Превышение этой величины (Fрасч >Fкрит ) означало достоверное превышение групповых дисперсий результатов повторных измерений на этапах контроля над среднегрупповыми.

Все расчеты производились с помощью компьютерной программы Microsoft Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

Наиболее интересные результаты трехэтапного контроля групповых показателей состояния испытуемых по данным регрессионного анализа в виде средних арифметических величин X и средних квадратических отклонений S рядов измерений показаны в табл.1-4.

Динамика некоторых функциональных показателей у девушек экспериментальной и контрольной групп.

Примечание: ИГСТ - индекс Гарвардского степ-теста, ЖЕЛ - жизненная емкость легких. В таблице 1 условным знаком «1/2%» обозначены изменения изучаемых показателей на первом и втором этапах исследования в процентах. Все достоверные изменения величин показателей показаны жирным шрифтом.

По данным табл. 1 для девушек экспериментальной группы можно отметить достоверные улучшения всех изучаемых показателей как по двум, так и по трем этапам эксперимента. В контрольной группе зафиксированы отличительные особенности в виде значительного ухудшения величины пробы Штанге на третьем этапе исследований, т.е. через год после окончания экспериментальных занятий. В то же время у девушек экспериментальной группы значения пробы при тех же условиях сохранились на прежнем уровне. По показателю ЖЕЛ в контрольной группе все среднегрупповые изменения недостоверны, в экспериментальной группе зафиксирована положительная динамика.

Таким образом, имеются основания для утверждения о большем положительном влиянии занятий аквааэробикой на функциональное состояние организма девушек экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.

Данные по динамике антропометрических показателей и результатов контроля физической подготовленности показаны в табл.2 и 3.

Динамика антропометрических показателей у девушек.

Динамика показателей физической подготовленности девушек

По данным антропометрии (табл.2) заслуживающие внимание результаты в обеих группах получены на третьем этапе исследований. У девушек экспериментальной группы показатели массы тела, окружности бедер и талии статистически не изменились, кроме показателя «Окружность живота», величина которого уменьшилась уже на втором этапе и в дальнейшем осталась статистически неразличимой на третьем. Для контрольной группы все без исключения показатели на третьем этапе достоверно ухудшились после прекращения экспериментальных занятий.

По первым трем показателям физической подготовленности (табл.3) зафиксированы положительные изменения в обеих группах, однако степень сохранения их уровня к третьему этапу в экспериментальной группе оказалась достоверно выше.

В процессе исследования была зафиксирована динамика психоэмоциональных показателей состояния испытуемых, представленная в виде среднегрупповых медиан. Достоверность последовательных разниц по группам определялась по критерию Уилкоксона.

Динамика показателей психоэмоционального состояния девушек на первом и втором этапах эксперимента (начало-конец) по среднегрупповым показателям.

Источник: bmsi.ru