Физическое развитие ребенка в 6 лет

Рост. 111,0— 119,0 см

Вес. 16,0—20,0 кг;

Окружность грудной клетки. 53,0-59,0 см.

Двигательная активность составляет 11000-14000 условных шагов в сутки

На шестом году жизни в физическом развитии детей происходят значительные изменения. Масса тела ребенка увеличивается примерно на 200 г в месяц, рост — на 0,5 см.

Улучшаются физиометрические показатели. Жизненная емкость легких у мальчиков достигает 1500—1800 куб. см, сила правой кисти — 6,0-10,0 кг, сила левой кисти - 5,2-8,1 кг, становая сила (сила мышц спины) — 20— 29 кг. У девочек эти показатели ниже: жизненная емкость легких около 1300— 1800 куб. см, сила правой кисти — 4,8 — 8,2 кг, становая сила (сила .мышц спины) - 20 — 29 кг.

Физическая работоспособность у мальчиков шести лет колеблется от 270 до 365 кгм/мин, у девочек — от 280 до 330 кгм/мин.

Оптимальный двигательный режим улучшает сердечную деятельность, гемодинамику и в целом повышает работоспособность организма. Ведущими физическими качествами в этом возрасте являются выносливость, скорость и сила.

На 6-м году жизни движения детей становятся все более осознанными и носят преднамеренный характер. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, осваивают различные спортивные упражнения и элементы спортивных игр, начинают упражняться в движениях по собственной инициативе.

Оценка детьми движений приобретает развернутый характер, возникает мысленное представление о движении, последовательности его выполнения.

В этом возрасте прослеживается различие интересов и возможностей двигательной деятельности девочек и мальчиков. Девочки менее инициативны, нуждаются в организации их двигательной деятельности, тогда как мальчики при наличии оборудования могут заниматься и играть самостоятельно.

Личностное развитие. Важными изменениями в личности шестилетнего ребенка являются изменения в его представлениях о себе и в осознании им отношения к нему окружающих. Наряду с представлениями о себе на сегодняшний день, что умеет, что любит и т. п. («Я - реальное»), появляются представления о том, кем и каким ребенок хотел бы быть и кем и каким он не хотел бы быть («Я — потенциальное»). В результате «образ Я» приобретает к шести голам сложное строение и существенно влияет на все стороны поведения ребенка. Малыш чувствует, понимает, осознает отношение других и может это сформулировать. Появляется чувство долга, отчетливо проявляются мотивы достижения успеха, возникает желание быть красивым, здоровым. Обнаруживается особая активность и смелость в экспериментировании с движениями, позитивное самоощущение, жизнерадостность, эмоциональное принятие себя.

Следует направлять внимание ребенка на осознание своих действий и своих возможностей, развивать самокритичность.

Гигиенические умения: уметь самостоятельно полоскать рот после еды, чистить зубы, мыть лицо, шею, руки, ноги, обрабатывать себя после дефекации, следить за чистотой и длиной ногтей; выполнять закаливающие процедуры (ежедневно обтираться прохладной водой); по необходимости чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы.

Задачи физического воспитания:

1. Учить детей видеть и понимать красоту движений.

2. Развивать умение действовать по собственному плану, а также подчинять свое поведение интересам коллектива.

3. Развивать стойкую мотивацию достижений.

4. Учить оценивать свое двигательное поведение с точки зрения цели, процесса, способа действия.

5. Способствовать творческому применению двигательного опыта в новых условиях.

6. Прививать понимание возрастной дозволенности обращения со своим телом (в плане возможных физических нагрузок).

7. Воспитывать желание совершенствовать свое физическое развитие и укреплять здоровье, развивать охранительное самосознание. Двигательно-оздоровительный режим

Специально организованные физкультурные мероприятия:

— утренняя гимнастика (ежедневно) - 10—12 мин;

— физкультурное занятие (ежедневно) — 25 —30 мин;

— физкультминутка (ежедневно) — 3 мин;

игры и физические упражнения на прогулке (ежедневно) — 20 мин;

— гимнастика после дневного сна (ежедневно) - 10 мин,

— физкультурные развлечения (2 раза в месяц). — 30 мин; физкультурный праздник, день здоровья (1 раз о квартал) —

60 мин;

- кружковая работа (2 раза в неделю) - 20-25 мин;

самостоятельная двигателъная деятельность:

— во время утреннего приема - 10- 15 мин;

— после завтрака, между занятиями - 8-10 мин;

— на первой прогулке - 40 50 мин;

— после сна — 15 мин;

— на второй прогулке 30 40 мин;

— в бытовой, творческой, трудовой деятельности — 30 мин.

Общеразвивающие упражнения :

Упражнения для рук и плечевого пояса. Поднимать руки вверх, вперед, в стороны из положения стоя, пятки вместе, носки врозь, руки внизу; поднимать руки вверх — в стороны из положения руки перед грудью; поднимать и опускать плечи; энергично разгибать вперед и в стороны согнутые в локтях руки (пальцы сжаты в кулаки); отводить локти назад и выпрямлять руки в стороны из положения руки перед грудью; делать круговые движения согнутыми в локтях руками; поднимать руки вперед - вверх со сцепленными в замок пальцами; совершать руками разнонаправленные движения.

Упражнения для ног. Приседать в положении ноги врозь; переносить вес тела с одной ноги на другую, делать выпад вперед, в сторону; махом вперед доставать носком выпрямленной ноги ладони вытянутых рук; свободно размахивать ногой вперед и назад; захватывать мелкие предметы пальцами ног.

Упражнения для туловища. Поворачиваться в стороны, полнимая руки вверх — в стороны; наклоняться вперед, держа руки в стороны; стоя, вращать верхнюю часть туловища; сидя, руки в упоре сзади, поднять обе ноги, оттянуть носки и удерживать ноги в этом положении; салиться из положения лежа на спине, закрепив ноги, и снова ложиться; прогибаться, лежа на животе; лежа на спине, поднимать одновременно обе ноги, стараясь коснуться положенного за головой предмета; группироваться лежа на спине не покачиваться в этом положении; подтягиваться на гимнастической скамейке; стоя на коленях, садиться на пол справа и слева от колен.

Спортивные упражнения

Катание на велосипеде. На двухколесном велосипеде прямо, по Кругу, повороты направо, налево, езда восьмеркой, друг за другом, торможение и остановка в заданном месте, управление велосипедом одной рукой и подача сигналов другой.

Катание на роликовых коньках. Принятие правильного исходного положения; сохранение равновесия, разбег и скольжение на двух ногах. Отталкивание одним коньком и скольжение на двух, катание прямо, по кругу, повороты направо, налево, торможение «плугом»; скольжение на одном коньке.

Ходьба на лыжах. Скользящим шагом, в колонне по одному, по кругу, в обход расставленных флажков, палок; проезд «воротиков» в приседе; ходьба по лыжне попеременным двухэтажным ходом. Ходьба но пересеченной местности; повороты на месте и в движении; подъем на горку ступающим шагом, «полуелочкой», «елочкой», «лесенкой». Спуск с горы основной, высокой и низкой стойкой. Торможение «плугом», «полуплугом». Ходьба на лыжах на расстояние 1 — 2 км.

Катание на санках. С горы по одному, по двое, «паровозиком»; повороты при спуске с горы налево, направо; катание друг друга. Выполнение разнообразных игровых заданий: проехать в «воротики», поднять при спуске с горки шишку и т. п.

Скольжение, но ледяным дорожкам после разогрева левым, правым боком, вперед; приседания, повороты, скольжение с невысокой горки.

Плавание. Скольжение на груди и спине с движением ногами; выдох в воду, открывание глаз в воде; гребки руками, скользя на груди и спине; сочетание плавательных движений с дыханием.

Спортивные игры

Бадминтон. Правильно держать ракетку, производить удар по волану. Направлять волан в заданную зону, передавать волан в парах, ударами сверху и снизу.

Баскетбол. Выполнять передачи мяча друг другу двумя руками снизу, из-за головы, от груди, одной рукой от плеча на месте и в движении. Ударом об пол отбивать мяч на месте левой и правой рукой. Выполнять ведение мяча по кругу, обводить предметы. Забрасывать мяч в кольцо двумя руками из-за головы, одной рукой от плеча.

Футбол. Жонглировать мячом, подбивая его подъемом ноги. Вести мяч ногой прямо, по кругу, обводить предметы. Подбивать мяч бедром, ногой и ловить; передавать мяч ногой друг другу. Ударять по мячу внутренней стороной стопы, средней частью подъема, внешней частью подъема, носком. Попадать мячом в предмет, ворота с 3 - 4 метров. Останавливать катящийся мяч внутренней стороной стопы и подошвой. Хоккей. Вести шайбу толчками клюшкой; передавать шайбу друг другу, обводить предметы, забивать в ворота с расстояния 2-3 м.

Останавливать шайбу клюшкой. Бросать шайбу черед планку или шнур, приподнятые на 10- 15 см. Настольный теннис. Подготовительные и подводящие упражнения: подбивать мяч на ракетке стоя на месте и с продвижением вперед. Выполнять одиночные и серийные удары о стенку; выполнять удары справа, чередуя их с ударами слева.

Источник: edetkam.ru