Самоконтроль и контроль учащихся при занятиях физическими упражнениями

Фото: самоконтроль

Самоконтроль предполагает понимание учащимися влияния физических упражнений на организм человека.

В большинстве случаев показатели тестирования работ, худшие по сравнению с показателями их товарищей, являются эффективным стимулом активизации отстающих не только на уроках физической культуры, но и во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Для самоконтроля можно рекомендовать и такие показатели, как вес (масса) тела, обхватные размеры, степень жироотложения и целый ряд субъективных ощущений: самочувствие, настроение, аппетит, сон, усталость и т.д. Ухудшение этих показателей – симптом переутомления вследствие чрезмерных нагрузок.

Самоконтроль учащихся за состоянием своего здоровья при занятиях физическими упражнениями самого различного плана (утренняя гимнастика, уроки физической культуры, занятия в спортивных секциях, группах ОФП, походы, экскурсии, самостоятельные занятия дома и т.д.) является обязательным условием повышения качества физического воспитания.

Прежде всего, самоконтроль предполагает понимание учащимися влияния физических упражнений на организм человека, главным образом – на показатели гемодинамики (артериальное давление, частоту сердечных сокращений и т.д.), а в старшем возрасте – и закономерностей физического развития.

Известно, что регулярные и методически правильно организованные занятия физической культурой оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую систему. У 15–16-летних школьников средняя частота пульса в покое колеблется в пределах 70–76 уд./мин. у 15–20% юношей наблюдается замедленный пульс 50–60 уд./мин. При значительных нагрузках частота сердечных сокращений (ЧСС) может достигать 180–220 уд./мин.

В начале урока пульс несколько выше, чем в условиях относительного покоя (82–85 уд./мин.), что объясняется условно-рефлекторной настроенностью организма на постоянную нагрузку. По мере увеличения мощности нагрузки в процессе урока ЧСС возрастает. При этом ее увеличение до 170 уд./мин. практически адекватно мощности нагрузки. Дальнейшее повышение мощности нагрузки вызывает меньшую реакцию ЧСС, но приводит к быстрому снижению работоспособности организма, поэтому необходимо оптимально использовать на уроке нагрузки, вызывающие реакцию ЧСС на участке пульсовой кривой от исходного уровня (82–85 уд./мин.) до 170 уд./мин. Средний показатель ЧСС за урок у юношей 10–11-х классов должен быть в пределах 130–140 уд./мин.

Артериальное давление (АД) у юношей несколько ниже, чем у взрослых, – 110–115 мм.рт.ст. Одной из причин повышения давления до 140–160 мм.рт.ст. (в покое) может являться неправильная тренировка.

ЧСС и АД одинаково важны для оценки деятельности сердечно-сосудистой системы. Произведение этих величин (умножение друг на друга) иногда используют как критерий такой оценки. У физически ослабленных юношей данное произведение может превышать 15 000, у здоровых, но не занимающихся физической культурой и спортом – 8 000–10 000, у тренированных – 6 000–7 000.

Для самоконтроля можно рекомендовать и такие показатели, как вес (масса) тела, обхватные размеры (окружность талии, плеча, бедра, шеи и т.д.), степень жироотложения (без специального инструмента это можно сделать следующим образом: взять двумя пальцами складку кожи на животе, измерить ее толщину на глаз и разделить на 2, если результат равен 10–12 мм – норма превышена в 2,0 раза и больше, что свидетельствует об изменении веса) и целый ряд субъективных ощущений: самочувствие, настроение, аппетит, сон, усталость и т.д. Ухудшение этих показателей – симптом переутомления вследствие чрезмерных нагрузок.

В практике самоконтроля вполне доступны простые, но вполне информативные пробы, позволяющие оценить функциональное состояние дыхательной и, в определенной мере, сердечно-сосудистой системы.

Например, проба Штанге. После обычного вдоха задерживать дыхание, зажав при этом нос пальцами. Длительность задержки дыхания тем выше, чем лучше тренированность организма, но для 15–17-летних подростков она не должна быть ниже 30–40 сек.

Интересна в этом плане методика Серкина, которая состоит из трех проб. Первая – определить время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Вторая проба – определить время задержки дыхания на вдохе сразу же после 20-го приседания за 30 сек. Третья проба – определить время задержки дыхания на вдохе после 1 мин. отдыха. Пробы Штанге и Серкина проводят до физической нагрузки после 6–8 мин. спокойного отдыха.

Говоря о правилах самоконтроля, надо иметь в виду следующее.

Все изменения проводить в одно и то же время, одними и теми же инструментами и в одинаковых условиях.

Данные самоконтроля заносятся в дневник.

Большое значение имеет время восстановления ЧСС в период отдыха после нагрузки. В процессе урока учитель не менее трех раз (в начале и в конце урока, после скоростно-силовых нагрузок и т.д.) предлагает классу посчитать пульс за 6 сек. (начало и конец подсчета – по общему сигналу). Особенно важно – в начале учебного года. Следует помнить, что ЧСС очень быстро восстанавливается в перерыве 30–40 сек. (на 20–30 уд./мин.), поэтому задержка начала подсчета существенно искажает результат контроля.

ЧСС менее 12–14 ударов за 6 сек. после скоростно-силовой подготовки свидетельствует о слабой нагрузке или о нежелании учащихся «нагружаться». ЧСС 18–20 ударов за 6 сек. – показатель высоких функциональных возможностей, но при условии быстрого снижения (за 3–4 мин.) до исходного уровня. Если пульс долго не восстанавливается, необходима консультация врача.

Усвоение этого раздела программы особенно важно для учащихся, так как некоторые из них пытаются в кратчайший срок достичь высоких желаемых результатов и могут не рассчитать свои силы при проведении самостоятельных занятий. Уже на первых уроках я обращаю на это внимание и периодически возвращаюсь к этому вопросу в течение учебного года. Иногда опрашиваю учащихся с целью выявления степени усвоения методики самоконтроля в процессе занятия физическими упражнениями.

Кроме самоконтроля, важнейшее значение имеет контроль за физической подготовленностью школьников со стороны учителя физической культуры и учет этих данных в повседневной работе.

Наибольший интерес представляет динамика данных в течение учебного года. Практика показывает, что большинство юношей далеко не безразличны к уровню и оценке своей физической подготовленности. В большинстве случаев показатели тестирования работ, худшие по сравнению с показателями их товарищей, являются эффективным стимулятором активизации отстающих не только на уроках физической культуры, но и во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Задача учителя при этом – организовать систематический контроль физической подготовленности учащихся на уроках в течение учебного года и учитывать нежелание юношей, чтобы другие узнали об их отставании в том или ином упражнении (да еще девушки), сообщить им комплекс тестов для занятий дома. Каждый учебный год я начинаю и заканчиваю тем, что на первых и последних 6–8 уроках проверяю подготовленность юношей 10–11-х классов по нормативным требованиям учебной программы (на каждом уроке 1–2 вида); бег 100–200 м (бег на 200 м установлен для нашего стадиона, 10-й класс: «5» – 30,0 сек. «4» – 32,0 сек. «3» – 34,0 сек.; 11-й класс: «5» – 28,0 сек. «4» – 30,0 сек. «3» – 32,0 сек). Кросс – 1 км и 3 км, подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях; «угол» в упоре, метание гранаты на дальность; прыжки в длину. В 11-м классе даю полосу препятствий. Все результаты заносятся в журналы, обсуждаются с учащимися. В классный журнал оценки по результатам сдачи нормативных требований ставлю с учетом их динамики за период обучения. Например, оценку «2» за подтягивание в сентябре выставляю только в конце декабря, если за это время учащийся не выполнил данный норматив.

При проведении занятий в зале использую такие тесты: челночный бег 4ґ12 м, сгибание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты, руки на груди (кисти на плечах); сгибание туловища из положения сидя (тест на гибкость): комплексное упражнение на ловкость и комплексное силовое упражнение: с высокого старта пробежать 10 м, выполнить 2 кувырка вперед на матах, после второго кувырка – прыжок с поворотом на 180°, 2 кувырка в обратном направлении, бег 10 м. Нормативы: «5» – 9,4 сек. «4» – 10,0 сек. «3» – 10,6 сек. Комплексное силовое упражнение: и.п. – лежа на спине, руки за голову, сгибание и разгибание до и.п. в течение 30 сек. Быстро повернуться в упор лежа – сгибание и разгибание рук – 30 сек. Количество упражнений каждый раз суммируется. Нормативы: «5» – 48 раз, «4» – 44 раза, «3» – 40 раз.

Кроме этого, есть тесты для хорошо подготовленных учащихся. Их я использую в целях активизации слабых учеников. Во-первых, большинство из них можно выполнить в домашних условиях, во-вторых, каждый ученик осознает, что улучшение результатов зависит от него самого. Так, на первых порах я предлагаю выполнить тест только желающим и при этом самым главным считаю желание учащегося испытать себя, неудачи даже сильных юношей не вызывают у них огорчения. Чаще отмечается удивление: до сих пор все получалось, а тут вдруг нет. Дома они приложат максимум усилий, чтобы выполнить тест.

Тесты

Лазанье по канату на 4,5 м без помощи ног (2 раза без отдыха).

То, же но с помощью ног – 4 раза.

В упоре лежа на одной руке сгибание и разгибание ее, ноги на ширине плеч (свободная рука за спиной).

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на 4-х пальцах.

Прыжок в длину с места – 2,60 м.

Тройной прыжок – 7,50 м.

Источник: bmsi.ru