Игры и игровые упражнения для физического развития детей в возрасте от 3 до 6 месяцев

Топотушки

Положите малыша на спину. Возьмите его ножки в нижней части голеней. Мягко, с легким встряхиванием, попытайтесь выпрямить одну ногу, скользя при этом стопой по поверхности стола. Затем таким же образом выпрямите другую ножку. Потом, слегка «притопывая» по поверхности стола, постепенно сгибайте сначала одну ножку, пока она не коснется пяточкой ягодицы. Повторите упражнение несколько раз, приговаривая:

С бугра на бугор

За ягодой в бор.

В зеленом бору

Тебе наберу

Черной черники,

Алой земляники.

Это упражнение способствует укреплению мышц ног.

Велосипедист

Положите малыша на спину в кроватку или на пеленальный столик. Возьмите ребенка за пяточки и осторожно, по очереди синхронно сгибайте и разгибайте его ножки: одну ножку согнуть, другую в это же время разогнуть — и наоборот. Постарайтесь делать это упражнение ритмично. Постепенно можно увеличивать скорость вашего «велосипеда» и чередовать быстрый темп «езды» с медленным. Можно также разнообразить игру — держа малыша за пяточки, согнуть и вытянуть обе ножки одновременно.

Напевайте при этом какую-нибудь веселую песенку типа «Мы едем, едем, едем в далекие края…» или проговаривать стихи:

Крути, крути педальки

Быстрей, быстрей, быстрей.

Чудесная прогулка,

Нам вместе веселей.

Закончите игру до того момента, как карапуз почувствует усталость. В конце игры ласково поцелуйте малыша, нежно погладьте и пощекочите его пяточки и ступни.

Игра способствует укреплению мышц ног.

Ребенок лежит на животе. Придерживая ноги малыша «вилочкой», подведите правую ладонь под его живот, осторожно поднимите ребенка над столом и удержите так в течение нескольких секунд. При этом малыш лежит в позе рыбки, опираясь на две точки — живот и стопы. Голова его и верхняя часть туловища приподняты, позвоночник разогнут, работают все мышцы.

Таким образом вы укрепляете мышцы шеи, спины, живота ребенка.

Покачивание на мяче

Положите ребенка животом на надувной мяч, широко разведите его ноги в стороны. Покачайте малыша в различных направлениях. При движении вперед следите, чтобы он вытягивал ручки и пытался опираться раскрытыми ладонями на поверхность стола. Для лучшего раскрытия кистей похлопайте его ладошками о мяч. При движении назад помогите малышу опереться о стол и побуждайте его самостоятельно оттолкнуться. Затем положите ребенка на мяч спиной и, поддерживая его в области груди, покачайте в разные стороны. Кроме этих упражнений вы можете повторять уже знакомые упражнения, которые больше всего понравились вашему чаду.

Такие упражнения способствуют укреплению мышц рук и ног, живота, спины и шеи, развивают вестибулярный аппарат ребенка.

Познакомимся с тобой

Положите малыша на свои колени в позе «на спине». Возьмите руку ребенка за локоть, поднимите ее до уровня головы, следя за тем, чтобы ладонь коснулась головы. Проведите рукой малыша вдоль его лица. Кулачок раскроется, и ребенок будет ощупывать свое лицо. Проводя его рукой по лицу, не забывайте называть то, до чего он дотрагивается.

Во время игры можно использовать и детскую потешку:

Ты умница, разумница,

Ты умница, разумница,

Про то знает вся улица,

Петух да кошка,

Да я немножко.

Затем, держа кисти ребенка «раскрывшимися», проведите ими по своему лицу. Погладьте ладошками малыша свои волосы, веки, щеки, дотроньтесь до носа и рта. Убедитесь, что ему нравится!

Эта игра развивает зрительную, слуховую и моторную координацию, тактильную чувствительность, укрепляет мышцы рук малыша.

Подберите игрушки для подвешивания — шарики разных цветов, размеров и форм, цилиндры из различных тканей, деревянные или пластмассовые, мягкие игрушки: животные, грибочки, овощи, ягоды и пр. Ребенка положите на спину. Поочередно вкладывайте в его руку предметы, отличающиеся друг от друга формой, цветом, весом либо материалом (тяжелый или легкий шарик, деревянная или металлическая ложка, зеленый огурчик или красная ягода, разноцветные кубики и т.д.). Называйте игрушки: «Ша-а-рик!», «Ку-у-бик!». Затем подвесьте одну из пар игрушек над кроваткой и дайте ребенку самостоятельно схватить и пощупать их. Если малышу еще трудно это сделать, помогите ему (см. предыдущую игру). Это занятие способствует формированию зрительной и моторной координации, упражняет в захватывании и удерживании предметов, укрепляет мышцы рук.

Забавные игрушки

Подготовьте разноцветные кольца от пирамидки — 3 больших (диаметром 4,5—5 см) и 3 маленьких (диаметром 3 см). Высота не больше 0,5 — 1 см. Когда малыш будет в хорошем настроении, положите его на животик, а прямо перед ним — большое кольцо. Рядом положите большие и маленькие кольца, чтобы у него была возможность брать их по своему усмотрению и в любом порядке. Чередование больших и маленьких предметов упражняет руку и пальцы, учит делать захват и манипулировать предметами. Величина отверстия в кольце тоже имеет значение. Попадая туда одним пальчиком, малыш вынужден другим придерживать кольцо. Чтобы интерес к игре не угасал, используйте разноцветные кольца. Со временем можно заменить кольца другими предметами, не обязательно круглой формы. Конечно, кубик, пирамидку или прямоугольный брусочек труднее схватить, а тем более удержать в руке. Новый для малыша предмет всегда располагайте в центре (так легче фокусировать внимание), а уже знакомый — справа или слева в ряду с другими игрушками. Упражнение способствует формированию зрительной и моторной координации, укрепляет мышцы шеи, живота, спины, рук, развивает тактильную чувствительность вашего малыша.

Кусочки ткани

Подготовьте для игры кусочки ткани размером с детский носовой платок, различные по фактуре и цвету. Предложите малышу кусочки ткани, удерживая их поочередно над его правой и левой рукой. Легко прикоснитесь к тыльной стороне руки кусочком ткани, а когда ребенок раскроет пальцы — к их кончикам. Он схватит край ткани. Предоставьте ему возможность ощупать ее и подержать в руке. С каждой последующей игрой малыш будет все увереннее захватывать и удерживать кусочки ткани.

Игра способствует формированию зрительной и моторной координации, упражняет в захватывании и удерживании предметов, укрепляет мышцы рук.

Шуршащий мешочек

Для этой игры сшейте или подготовьте тканевый мешок произвольного размера. Внутрь положите шуршащую бумагу или целлофан. Мешок положите или подвесьте над кроваткой таким образом, чтобы ребенок доставал до него ногами. Несколько небольших разноцветных мешочков, наполненных разными крупами, «шуршалками», «звенелками» можно повесить в ряд вдоль бортика кроватки и ребенок будет их с удовольствием изучать. Но перед тем как дать ребенку эту игрушку, убедитесь в том, что содержимое не просыплется. Мешок надежно завяжите или зашейте.

Эта игра способствует укреплению мышц ног, развитию слуховой и моторной координации.

Перевернись и схвати!

Подготовьте музыкальную игрушку (колокольчик, бубен, погремушка и т.п.) и маленькую картонную ширмочку. Положите ребенка на спину. Находясь сбоку от него, закройте колокольчик ширмочкой и несколько раз встряхните его, пока малыш не повернет к вам голову и не начнет искать источник звука. Затем уберите ширму и «подразните» ребенка колокольчиком, поднося его к руке малыша, но не давая ухватиться до тех пор, пока он не перевернется на живот. Помогите ему завершить поворот, если это необходимо, и дайте возможность схватить игрушку. В следующий раз поупражняйте ребенка в переворачивании уже в другую сторону. Это способствует развитию вестибулярного аппарата, слуховой, зрительной и моторной координации, укрепляет мышцы тела малыша.

Футбольная тренировка

Положите ребенка на спину, ноги приподнимите вверх. На стопы положите, придерживая, мяч среднего размера (диаметром 20 см). Легко отбивая мяч о ступни ребенка, стимулируйте малыша отталкивать его. При этом можно проговаривать стихотворение:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой —

Не угнаться за тобой.

Игра способствует развитию зрительной и моторной координации, укрепляет мышцы ног.

Яркие браслеты

Сделайте браслет для малыша из детских резиночек для волос с деревянными или пластмассовыми украшениями. Наденьте браслет на руку ребенка.

Подтолкните или приподнимите его локоть так, чтобы он мог увидеть этот браслет. Дайте ему возможность последить за своей рукой. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка и только тогда, когда убедитесь, что он не пытается схватить браслет другой рукой, помогите ему. Подтолкните его руку по направлению к браслету, помогите захватить руку и потянуть за браслет.

Упражнение способствует развитию зрительной и моторной координации, укрепляет мышцы рук.

Носочек-звоночек

Подготовьте яркий носок. Пришейте или прикрепите на кончике носочка малыша маленькую погремушку или колокольчик. Положите ребенка себе на колени. Если он уже не помещается на ваших коленях, подложите ему под голову небольшую подушку. Покажите яркий носочек, наденьте его на руку ребенка. Подтолкните или приподнимите его локоть так, чтобы малыш мог увидеть яркий носочек, услышать звук колокольчика (погремушки). Дайте ему возможность последить за своей рукой. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка и только тогда, когда убедитесь, что малыш не пытается его схватить другой рукой, помогите ему. Подтолкните его руку по направлению к яркому носку, помогите ему захватить и потянуть носок. Далее попробуйте выполнить эти игровые действия с другой рукой ребенка. Малыш научится дотягиваться до своей руки.

В следующий раз при повторении игры положите малыша на спинку в кроватку или на пеленальный столик. Разведите его бедра и согните ноги так, чтобы его подошвы находились перед ним, соприкасаясь друг с другом. Пятки и наружные края стоп должны соприкасаться. Теперь малыш может рассматривать свои ноги. А чтобы ему было интереснее, наденьте ему на одну ножку простой носочек, а на другую — носочек-звоночек. Если малыш лежит неподвижно, то потрогайте его за ножку, чтобы обратить внимание на погремушку-звоночек. Помогите схватить кончик носочка на правой ноге левой рукой. В следующий раз наденьте носочек-звоночек на другую ножку малыша.

Игра способствует развитию зрительной, слуховой и моторной координации, укрепляет мышцы рук и ног.

Пальчики погладим

Спросите малыша: «Где твои ножки?». Помогите ему захватить свою ногу рукой и потянуть ее на себя. Пощекочите его пальцы на ноге, покажите, как можно перебирать и ощупывать пальцы руками. Возможно, чтобы побудить ребенка к действиям, вам придется вначале нежно растереть пальцы его ног, напевая:

Мы пальчики погладим,

Так-так и вот так,

Мы пальчики потрем,

Так-так и вот так!

Способствует развитию зрительной, слуховой и моторной координации, тактильной чувствительности, укрепляет мышцы рук и ног.

Поехали-поехали! (для самостоятельно сидящих детей)

Посадите ребенка к себе на колени и начинайте слегка подбрасывать его, меняя темп, ритмичность и направление движения. Малыш научится держать равновесие.

Поехали с орехами на бочке, на бочке

По ровной дорожке, по кочкам, по кочкам.

По оврагам, по оврагам,

По ухабам, по ухабам,

На высо-о-окую горку,

В ямку бух!

Поехали, поехали,

С орехами, с орехами,

Поскакали, поскакали,

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскочку

По кочкам, по кочкам —

Бултых в ямку!

Если ваш ребенок еще не уверенно сидит, попробуйте старинный способ качания. Сядьте, закинув нога на ногу, посадите малыша на свою стопу так, чтобы он лег животом на голень. Держите его за ручки и покачивайте.

Игра укрепляет мышцы шеи, спины, рук, развивает вестибулярный аппарат.

Уважаемые родители, помните! Игры и упражнения, выполняемые с малышом, могут быть самыми различными. Главное — делать все с любовью, получать искреннюю радость от общения с малышом.

Горелова Любовь Александровна ,

методист высшей категории отдела методического обеспечения дошкольного образования

Методического центра Национального института образования

1. Авдеева, Н.Н. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества / Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова, В.Г. Ражников. — М. АСТ, 1996.

2. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. — М. 1982.

3. Первушина, Е. Развивающие игры для детей от рождения до года / Е. Первушина. — СПб. Издательский Дом «Литера», 2001.

4. Разенкова Ю. Игры-занятия с детьми в возрасте от одного до трех месяцев / Ю. Разенкова, И. Выродова // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 8. — С. 94 — 95.

5. Разенкова Ю. Игры-занятия с детьми в возрасте от трех до шести месяцев / Ю. Разенкова, И. Выродова // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 11. — С. 110 — 111.

6. Разенкова, Ю. Игры с детьми младенческого возраста / Ю. Разенкова. — М. Школьная пресса, 2000.

7. Сигал, Мэрилин Ребенок играет от рождения до года / Мэрилин Сигал. — СПб. Питер Пресс, 1996.

Источник: rebenok.by