НАГРУЗКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

НАГРУЗКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ - величина воздействия физич. упражнений на организм занимающихся. Если соблюдаются определенные условия, нагрузка ведет к повышению функциональных возможностей организма, к развитию физич. способностей. Этим пользуются в практике физич. воспитания. Повторно применяя нагрузки, постепенно увеличивая их и чередуя с необходимым отдыхом, добиваются совершенствования организма занимающихся, обеспечивают развитие необходимых физич. качеств.

Нагрузка имеет две различные стороны: объем и интенсивность. Под объемом нагрузки понимают суммарное ее колич. (за данное занятие, неделю, месяц и т. д.), выраженное в мерах времени, расстояния (метраж и километраж), веса, а также в колич. выполненных физич. упражнений и др. конкретных показателях. Интенсивность же нагрузки означает степень напряженности усилий занимающихся, степень "концентрации" нагрузки во времени. Мерой интенсивности могут служить: скорость движений, мощность работы, величина применяемых отягощений и т. п.

Оценивая Н. при в. ф. у. необходимо учитывать как внешнюю величину воздействия, выраженную в указанных выше мерах объема и интенсивности, так и величину ответных реакций организма, т. е. степень физиологических и биохимических сдвигов в организме при выполнении данного физич. упражнения - изменение динамики нервных процессов, деятельности органов дыхания, кровообращения и т. д.

Внешняя нагрузка и величина ответных сдвигов в организме при одном и том же состоянии организма соразмерны: одна и та же внешняя нагрузка вызывает одну и ту же ответную реакцию; чем больше внешняя нагрузка, тем значительнее сдвиги в организме, чем меньше внешняя нагрузка, тем меньше сдвиги. По при различном состоянии организма между ними нет прямого соответствия. Здесь неодинаковые внешние нагрузки могут дать один и тот же эффект, а одинаковые внешние нагрузки - различный эффект. Так, по мере повышения функциональных возможностей организма одна и та же внешняя нагрузка (напр. ежедневное пробегание 1 км с одной и той же скоростью) вызывает все меньшие и меньшие сдвиги в организме, поскольку происходит приспособление к данной нагрузке.

Нагрузки в процессе физич. воспитания варьируют от сравнительно небольших до максимальных (предельных). На каждом данном этапе они должны быть оптимальными, т. е. соответствующими наличному уровню возможностей и подготовленности занимающихся и ведущими к неуклонному повышению данного уровня. На определенных этапах оптимальными могут стать максимальные нагрузки.

В практике современного спорта бытует понятие "повышенные тренировочные нагрузки". По существу, речь идет не о к.-л. неоправданном завышении нагрузок, а о том, что прежние представления о возможностях организма человека оказались заниженными и в связи с этим за последние годы произошло значительное повышение уровня тренировочных нагрузок. Нек-рое представление об этом уровне в тренировке сильнейших спортсменов дают следующие примеры. Эксрекордсмен СССР в беге на длинные дистанции Ф. Ванин в процессе тренировочных занятий 1948 пробежал более 1200 км, в 1949 - 1800 км, в 1950 - 2700 км. Подобный объем тренировочной нагрузки считался исключительно большим, в сопоставлении же с объемом нагрузок стайеров междунар. класса последующих лет он выглядит довольно скромно. Так, олимпийский чемпион 1952 Э. Затонек всего за месячный срок тренировки пробегал 800 км и более (напр. только в одном занятии - 100 раз по 400 м за 70 сек. и быстрее, через интервал медленного бега 150 м).

Нагрузки подразделяются на стандартные (повторные) и вариативные (меняющиеся по мере воспроизведения упражнения). Те и др. могут быть равномерными (как, напр. при беге с постоянной скоростью) и неравномерными (напр. при беге с ускорениями), прогрессирующими (возрастающими) и нисходящими. Эти признаки могут сочетаться. Эффект нагрузки, т. е. ее воздействие на организм занимающихся, зависит от ряда внешних и внутренних обстоятельств: уровня физич. развития занимающихся, их подготовленности (тренированности), возрастных, половых и индивидуальных особенностей, а также от состояния их организма в данный момент, к-рое, в свою очередь, зависит от общего режима жизни, трудовой или учебной деятельности, гигиенических и даже метеорологических и географических условий (температуры воздуха, атмосферного давления) и др. Эффект нагрузки во многом определяется и т. паз. психологическими факторами (характером взаимоотношений между преподавателем и занимающимися и между самими занимающимися, между занимающимися и окружающими, напр. зрителями на спортивном состязании, и т. д.). Определяя меру нагрузки на каждое конкретное занятие, преподаватель тщательно учитывает все эти обстоятельства. В зависимости от их изменения он вносит соответствующие коррективы в нагрузку.

Определяя воздействие нагрузки на занимающихся, преподаватель учитывает количественную и качественную стороны выполняемых упражнений, внешние объективные признаки, характеризующие состояние занимающихся (их внешний вид, окраска кожных покровов, внешнее дыхание, потоотделение и др.), а также их отзывы о самочувствии. Для более глубокого анализа привлекаются данные врачебного контроля. Единство педагогического и врачебного контроля - обязательное условие полноценных занятий физич. упражнениями.

Регулирование нагрузки достигается разнообразными методическими приемами. Наиболее распространенные из них: а) изменение отдельных сторон данного физич. упражнения (темпа, колич. повторений и т. д.) или замена одного упражнения др.; б) изменение внешних условий выполнения упражнений (применение внешнего отягощения в виде гантелей, гирь и т. д. выполнение упражнения, напр. бега, в условиях разного рельефа и т. д.); в) применение различных интервалов отдыха. Нагрузки в процессе физич. воспитания непременно сочетаются с отдыхом (активным и пассивным), поскольку отдых - необходимое условие восстановления и развития работоспособности. Рациональное чередование нагрузок и отдыха - исходная основа методов физич. воспитания (см. Метод упражнения ). Важно, чтобы каждая последующая нагрузка вела в конечном счете к повышению функциональных возможностей занимающихся, а отдых создавал бы для этого соответствующие условия.

Планируя и регулируя нагрузки, преподаватель опирается на свои знания в области теории и методики физич. воспитания, физиологии, анатомии, гигиены, психологии, а также на свой личный опыт занятий физич. упражнениями и педагогической деятельности. Наиболее важными принципами при этом будут: всесторонность (с точки зрения воздействия нагрузок), систематичность (в том числе повторность нагрузки, чередование ее с отдыхом и постепенное увеличение), доступность, учет индивидуальных особенностей занимающихся. Принцип доступности и индивидуализации имеет особое значение в спортивной работе с детьми и подростками. Учитывая это, в советской системе физич. воспитания установлены официальные нормы допустимых нагрузок в соревнов. юных спортсменов.

Литература: Теория физического воспитания, под ред. Новикова А. Д. Матвеева Л. П. М. 1959. Яковлев Н. Н. Коробков А. В. Янанис С. В. Физиологические и биохимические основы теории и методики спортивной тренировки. М. 1957. Физиология человека. Учебник для институтов физической культуры, под общ. ред. Жукова Е. К. М. 1959. Летунов С. П. и Мотылянская Р. Е. Врачебный контроль в физическом воспитании. М. 1951. Гандельсман А. В. Смирнов К. М. Физическое воспитание детей школьного возраста. М. 1960.

Источники:

  1. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 2. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М. 'Физкультура и спорт', 1962. 388 с.

Источник: sport-history.ru