Педагогические науки/6. Социальная педагогика

К. биол. н. Семенова Л.М.

Орловский государственный университет, Россия

Коррекционная направленность физических упражнений в обучении детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения отстают от нормально видящих детей по показателям физического развития, физической подготовленности и функциональным изменениям в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем; у них снижен рост, вес, жизненная емкость легких; выявлено отставание в развитии мышечной силы кистей, в метании мяча вдаль правой и левой руками, в прыжках в длину с места. [2,3]. Это выражается в скованности движений, нарушении произвольной регуляции мышечного тонуса, нескоординированности движений. Трудности     в выполнении движений в условиях монокулярного зрения обусловлены рассогласованием в работе кинетической, кинестетической и зрительно-пространственной афферентации. Двигательная недостаточность возрастает при выполнении детьми сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, пространственно-временная организация двигательного акта.

Дети с трудом овладевают движениями вследствие недостаточности ориентировки в пространстве и поэтому нуждаются в систематическом обучении. Это достигается путем организации коррекционно-направленных физкультурных занятий, подвижных игр, упражнений, элементов ритмики, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряжения и расслабления мышц. Коррекционное воздействие на ребенка через физические упражнения, позволяют формировать двигательную активность, улучшить состояние мышц, зрения, обеспечить физическое воспитание ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями.

В нашу задачу входило определить влияние физических упражнений на коррекцию движений у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.

Для решения поставленной задачи сначала нужно было создать необходимые условия, а затем правильно подобрать физические упражнения.

К таким условиям относятся:

- физкультурный, коррекционный и тренажерный залы;

- гигиена окружающей среды (правильное освещение всей площадки зала и оборудования; спортивная форма и обувь);

- личная гигиена (чистые очки, прочность окклюдора, специальные приспособления для держания очков);

- специальный инвентарь, пособия, предметы для коррекции преодоления движений и вторичных отклонений,   рациональное размещение оборудования;

-   офтальмо-гигиенический контроль за физическим воспитанием.

При подборе физических упражнений учитывались особенности   имеющихся двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов; характер двигательных недостатков, возникших в результате нарушения зрения; отклонения в физическом развитии и недостатки моторики.

Для коррекции движений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения подобрали комплекс физических упражнений и игр.

Комплекс составили:

-   общеразвивающие упражнения с предметами – флажками, мячами, кубиками, палками, веревкой; из разных положений – стоя, лежа, сидя, у стены, на фитболах, стульчиках, скамейках, шведской лестнице;

- специальные упражнения, направленные на развитие координационных способностей - подлезания, перелезания, ползание,   забрасывание мячей в корзину, бросание   в мишень,   сбор кубиков, фишек определенного цвета (например, зеленого), предварительно разбросанных по столу или ковре, сбор цветов, листьев в вазы определенного цвета;

-   подвижные игры («Космонавты», «Самолеты», «Бабочки», «Зайчики», «Кролики и волки», «Лягушки и цапля», «Аист»);

- ритмические упражнения («Пружинки», «Балерина», «Шалтай-болтай»);

- релаксационные упражнения («Ласточка», «Штанга», «Кораблик», «Волшебный сон», «Поздняя осень», «Лягушки», «Звездочка»);

- коррекция различных недостатков моторики (пальчиковые игры, «Заборчик». «Мышки- шалунишки», «Зайка и ушки», «Часы»; игры со спичками; пуговичный массаж, игры с пуговицами («Аквариум», «Пуговичное море», «Пуговичное ожерелье», «Пуговичное лото», предлагаемые   Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой и Т.М. Грабенко) [1] ;

- упражнения на развитие элементарных зрительных функций (прослеживающие функции глаза, глазомера, гимнастика для снятия зрительного утомления, «Восьмерка», «Спираль»);

- упражнения на тренировку внутренних мышц глаза в процессе бросания и ловли мяча ( броски и ловля с передачей партне­ру, броски в стенку, в мишень, в кольцо, удары ногой по мячу в цель, броски мяча вверх, вниз).

Кроме того, с детьми в утреннее и   вечернее время, на прогулке, проводись индивидуальные   занятия. На индивидуальных занятиях с детьми использовались специальные упражнения: упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей), дыхательные и корригирующие упражнения, упражнения на расслабление и растягивание мышц, на равновесие; общеразвивающие, индивидуальные специальные упражнения, игры; индивидуальные специальные упражнения: упражнения для укрепления сводов стопы, мышечного корсета; упражнения на формирование навыка правильной осанки; упражнения, выполняемые в исходном положении лежа и сидя на полу, руки в упоре сзади, стоя и в ходьбе; упражнения для мышц брюшного пресса, для мышц боковой поверхности туловища; специальные упражнения для глаз. Особое значение придавалось строевым упражнениям, построениям и перестроениям, способствуя развитию ориентировке в пространстве.

Для занятий с детьми с нарушением зрения использовали нестандартное оборудование. Эти пособия вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть с ними. Использование этого оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с детьми, имеющими различную зрительную патологию, подготовить их к выполнению других, более сложных движений, упражнений, заданий. Использование ярких пособий и нестандартного оборудования способствовали комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-восстановительной работы. У детей развивалось зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика, мускулатура, активизируются зрительные функции.

Для проведения занятий было составлено 6 адаптированных комплексов физических упражнений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Комбинируя подобранные комплексы в соответствии с разработанной структурой проводились занятия по коррекции движений.

В результате исследования у детей отмечается улучшение статической и динамической координации движений, повышение скорости движений, отмечается одновременности движений в процессе выполнения упражнений, повышение силы движений, способность к выполнению упражнений на синкенезии. Также отмечается улучшение осанки, силы и выносливости мышц живота и спины, большая подвижность позвоночника.

Оценка выполнения тестов на статическую координацию показала, что 90% детей справились с 2 заданиями из 5 предложенных, что является успешным.

Результаты оценки   динамической координации и соразмерности движений показала, что 70% детей справились с 3 заданиями из 4 предложенных, 1 задание частично выполнено. И 30 % детей   выполнили 1 задание на соразмерность движений.

Оценка скорости движений показала, что 30% детей справились со всеми заданиями. 60 % детей выполнили 1 задание. И только один ребенок 10%   не выполнил задание.

Результаты анализа одновременности движений показала, что 70% детей   выполнили 1 задание из 4 предложенных и 2 задания выполнили частично. 30% детей   выполнили по 1 заданию.

Показатели силы движений свидетельствуют, что все дети ( 100% ) выполнили задания.

Оценка сопутствующих движений (синкенезий) показала, что все дети ( 100% ) выполнили задания.

Оценка осанки, силы и выносливости мышц, подвижности позвоночника показала, что нарушений осанки незначительны (дети научились контролировать себя), сила и выносливость мышц живота и спины у детей группы средняя, подвижность позвоночника достаточная.

В результате проведения исследования у детей отмечается улучшение статической и динамической координации движений, повышение скорости движений, наблюдается одновременность в процессе движений при выполнении упражнений, повышение силы движений, способности к выполнению упражнений на синкенезии. Также отмечается улучшение осанки, силы и выносливости мышц живота и спины, большая подвижность позвоночника

Таким образом, у детей с косоглазием и амблиопией старшего дошкольного возраста получена положительная динамика развития движений в результате проведения с ними адаптированных комплексов физических упражнений, что обеспечивало улучшение показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности детей и указывает на их коррекционную значимость.

Литература:

1. Зинкевич-Евстенгеева Т.Д. Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб. Речь,   2001.

2. Плаксина Л.И. Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи   детям с нарушением зрения. - М. 1988.

3. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – Нижний Новгород. 2001

Источник: www.rusnauka.com