Физкультура для всех:

Классификация физических упражнений

Физических упражнений очень много и действие их на организм весьма разнообразно. Для удобства использования физических упражнений в занятиях лечебной физкультурой они систематизированы (Мошков В. Н. 1972). Эта классификация удобна, и ею необходимо пользоваться. Все физические упражнения разделены на 3 группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игры.

Гимнастическими называются упражнения, состоящие из искусственно сочетанных движений, которым можно произвольно выбирать ИП, амплитуду и темп движения, количество повторений и т. п. С помощью их можно избирательно и дозированно оказывать лечебное и тренирующее воздействие на отдельные сегменты аппарата движения, отдельные органы и на весь организм в целом. Они используются для восстановления подвижности в суставах и укрепления мышц, для растягивания плевральных спаек, улучшения перистальтики кишечника и др. Гимнастические упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие) и дыхательные. Дыхательные упражнения бывают статические и динамические.

Статические дыхательные упражнения не сочетаются с движениями конечностей и туловища, выполняются они в положении стоя, сидя и лежа.

Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Выполняют их в различных ИП с целью избирательного увеличения вентиляции легких, подвижности диафрагмы и ребер, предупреждения образования плевральных спаек или их растяжения и формирования наиболее рационального сочетания дыхания и движений. Вдох следует делать одновременно с движением, способствующим увеличению размеров грудной клетки, а выдох-уменьшению.

При различных заболеваниях часто нарушается механизм дыхания и проявляется несовершенство его произвольной регуляции. Поэтому необходимо обучать больных полному дыханию с первых занятий. Дыхательные упражнения применяют в чередовании с общеукрепляющими и особенно широко при заболеваниях кровеносной системы и дыхательного аппарата, дыхательную гимнастику в чистом виде не применяют, так как она вызывает гипервентиляцию. Для усиления или уменьшения вентиляции отдельных долей легкого при заболеваниях и при обучении правильному полному дыханию следует выбирать наиболее

рациональные ИП и помнить, что у женщин преимущественно грудной, а у мужчин брюшной типы дыхания.

Брюшному дыханию лучше всего обучать в ИП лежа на спине, ноги прямые, праваяладонь лежит на животе, левая — на груди. Начинают с продолжительного выдоха через рот при сжатых губах. Затем производится вдох через нос — диафрагма сокращается, уплощается, опускается в брюшную полость и в свою очередь поднимает уже снизившееся внутрибрюшное давление и вместе с ним переднюю стенку живота (живот выпячивается). При положении сидя на гимнастической скамейке брюшное дыхание значительно ограничивается, а грудное увеличивается и происходит наиболее полная вентиляция верхушек легких.

В положении стоя или сидя на обычном стуле с опорой туловища на спинку стула осуществляется лучше всего смешанное дыхание с полной вентиляцией средних долей легких. При необходимости увеличить вентиляцию в больном легком дыхательные упражнения выполняются в ИП лежа на здоровом боку или блокированием здоровой стороны путем нажатия на нее рукой в положении сидя или стоя. Если показано уменьшение вентиляции в больном легком, то упражнения проводят в положении лежа на больной стороне или в других положениях с блокированием ее рукой. Вдох следует всегда производить через нос. Только при длительном беге, других физических упражнениях большой интенсивности и тяжелой физической работе, когда не хватает носового дыхания, вдох можно и нужно делать через нос и рот одновременно. Фаза вдоха должна быть короче фазы выдоха во всех случаях.

Общеразвивающие упражнения применяются с целью повышения физической подготовки, восстановления и совершенствования физических качеств организма. Они просты и доступны, охватывают большое число мышечных групп. Они активизируют кровообращение и дыхание, повышают нервно-психический тонус, приводят весь организм в благоприятное функциональное состояние и тем самым облегчают лечебное действие специальных упражнений. В то же время почти каждое обшеразвивающее физическое упражнение может быть при лечении отдельных заболеваний специальным упражнением в зависимости от методики его применения.

Общеразвивающие упражнения делятся на следующие группы: 1) по анатомическому признаку; 2) признаку активности; 3) характеру упражнения; 4) в зависимости от используемого снаряда.

По анатомическому признаку различают упражнения для мышц шеи, пояса верхних конечностей (плечевой пояс) и верхних конечностей, туловища, мышц тазового дна и мышц нижних конечностей. По признаку активности упражнения подразделяют на активные и пассивные.

Пассивные физические упражнения выполняются другим лицом, а больной находится в пассивном состоянии. Применяются они, когда активные движения у больного полностью отсутствуют или сильно ограничены (параличи и выраженные парезы конечностей).

Благодаря пассивным упражнениям сохраняется нормальная подвижность в суставах, а это предохраняет их от контрактур и сращений, сохраняется эластичность сухожилий и связок, меньше нарушаются трофические процессы в мышцах.

Активные упражнения составляют основную группу гимнастических упражнений. Они выполняются без снарядов, со снарядами и на снарядах. Упражнения без снарядов (вольные упражнения) выполняют свободно, без выраженного силового напряжения, с полной амплитудой, в среднем темпе и с умеренной нагрузкой. Их разновидность — упражнения с помощью и усилием.

Упражнения с помощью являются облегченными для мышц больной конечности и выполняются с помощью здоровой руки или другого лица.

Упражнения с усилием создают относительно большую нагрузку и выполняются с волевым напряжением мышц для преодоления какого-либо сопротивления — сопротивления соупражня- ющегося или самосопротивление.

По характеру (форме и особенности) все активные упражнения подразделяют на подготовительные, корригирующие, на координацию, равновесие, с сопротивлением, статические, на расслабление, идиомоторные, висы и упоры.

Подготовительные упражнения проводят в начале занятий с целью подготовить занимающихся к последующим физическим упражнениям, в числе которых будут и специальные. Начинают с более простых и легких упражнений. К ним относятся и строевые упражнения, которые применяют для организации занятий и состоят из построения, перестроений и ходьбы.

Корригирующими упражнениями называют упражнения, с помощью которых можно достигнуть исправления неправильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей.

Упражнения на координацию весьма разнообразны и применяются из разных ИП и в различных сочетаниях движений рук и ног в разных плоскостях. Эти упражнения необходимы при заболеваниях и травмах ЦНС и у больных после продолжительного постельного режима.

Упражнения на равновесие широко применяют при многих заболеваниях. Нагрузка и тренирующее влияние упражнений на равновесие будут определяться положением рук по отношению к туловищу, а туловища — к общему центру тяжести тела и линии гравитации. Чем выше центр тяжести тела и чем дальше линия гравитации от центра площади опоры, тем упражнение труднее и его тренирующее влияние более выражено.

Статические упражнения (изометрическое сокращение мышц) — это такие упражнения, при которых длина мышц не изменяется, а тонус значительно увеличивается. Они не вызывают движения упражняемой части тела, но поддерживают в активном состоянии нервную и мышечную системы и особенно эффективны при иммобилизации. Различают также изотоническое сокращение мышц, при котором они сокращаются свободно, не преодолевая никакого сопротивления, и укорачиваются, не изменяя своего тонуса (движения при расслабленной мускулатуре).

Упражнения на расслабление мышц создают условия отдыха, поэтому их следует применять в чередовании с динамическими и статическими упражнениями и тем чаще, чем слабее больные.

Идиомоторные упражнения, или упражнения, выполняемые мысленно, применяют при иммобилизации, периферических параличах и парезах. Их по возможности осуществляют одновременно с выполнением тех же упражнений пассивно.

В зависимости от используемых снарядов гимнастические упражнения подразделяют на упражнения без снарядов и предметов, упражнения с предметами и упраж¬нения на снарядах. К упражнениям без предметов и снарядов относятся, за исключением висов и упоров, все ранее перечисленные гимнастические упражнения, которые выполняются свободно, без особых усилий. Упражнения с предметами: гимнастическими палками, гантелями, булавами, медицинболами (набивными мячами), скакалками, эспандерами и т. п. применяют с целью разнообразия, усложнения, а в отдельных случаях и облегчения различных движений.

Лечебное влияние упражнений с предметами усиливается в сравнении с подобными упражнениями за счет массы предмета, увеличения инерции и удлинения рычага перемещаемого сегмента тела, повышения эмоциональности занятий — упражнения с предметами усиливают интерес к ним. Упражнения на снарядах применяют с целью увеличения общей физической нагрузки, а также для облегчения выполнения отдельных упражнений преимущественного избирательного воздействия на отдельные группы мышц и суставов, разнообразия и повышения эмоциональности занятий.

В качестве снарядов в лечебной гимнастике ИСПОЛЬЗУЮТ: гимнастическую стенку, гимнастическую скамью, наклонную плоскость, канат, а также медицинскую кушетку, обычный стул и коврик для выполнения упражнений на полу в исходных положениях сидя, лежа и на четвереньках.

Применяют в занятиях лечебной гимнастикой и специальные аппараты в виде блоковых установок, аппаратов механотерапии, велоэргометров и др. В последнее время стали внедряться различные тренажеры с использованием пружин, маятников, рычагов и т. п. Упражнения на аппаратах и тренажерах должны проводиться на фоне общеразвивающих упражнений, которым отводится большая часть времени занятий лечебной гимнастикой.

Спортивно-прикладные упражнения применяют в лечебной физкультуре с целью восстановления целостных двигательных действий (умений) или их элементов. К ним относятся захватывание, сжимание и перемещение различных предметов, бросание и ловля мячей, бытовые и трудовые действия, ползание и лазание, ходьба, бег, прыжки, плавание, гребля, ходьба на лыжах и др. Сочетание гимнастических и спортивно-прикладных упражнений оказывает наилучший и более быстрый лечебный и тренирующий эффект.

Ходьба как наиболее автоматизированный навык, совершаемый с небольшой затратой энергии при участии большинства мышечных групп, широко применяется при самых различных заболеваниях и почти всех видах и формах физкультурных занятий. Физическая нагрузка при ходьбе определяется длиной пути, величиной шагов и темпом ходьбы, рельефом местности и сложностью. Существует много видов ходьбы: ходьба перед началом занятий как подготовительное и организующее упражнение, пешеходные прогулки, терренкур (дозированное восхождение), пешеходный туризм, усложненная ходьба — на носках, на пятках, ходьба крестным шагом, ходьба в полуприседе и с высоким подниманием коленей.

Специальная ходьба — на костылях, с палкой, на протезах, по специально размеченному полу, на ограниченной площадке опоры и изменением высоты снаряда, на котором выполняется ходьба, является упражнением на равновесие. Ходьбу по скорости подразделяют: на ходьбу медленную с темпом 60-80 шагов в минуту, среднюю – 80-100 шагов в минуту, быструю – 100-120 шагов в минуту и очень быструю — 120-140 шагов в минуту.

Дальнейшее ускорение переводит ходьбу в бег.

Бег оказывает большую физическую нагрузку и является упражнением, завершающим полное восстановление функции нижних конечностей, органов сердечнососудистой системы и дыхательного аппарата. Применяется бег с целью повышения выносливости и общей тренированности организма.

Плавание и упражнения в воде являются одними из лучших физических упражнений при заболеваниях и травмах аппарата движения, при общей слабости мышц (атрофия, парезы), ожирении, некоторых заболеваниях сердечнососудистой системы, а также для восстановления и повышения общей выносливости и закаленности. При нахождении в воде исключается влияние силы тяжести отдельных сегментов и всего тела, а это создает условия для тренировки ослабленных мышц и увеличения подвижности в суставах.

Игры, применяемые в лечебной физкультуре, подразделяются на малоподвижные, подвижные и спортивные. Они представляют собой различные по сложности сочетания разнообразных физических упражнений, выполняемых по определенным правилам. При играх используются прикладные упражнения-ходьба, бег, метание, прыжки и др. В групповых играх нет постоянного мышечного усилия, периоды относительно большого мышечного напряжения чередуются с паузами отдыха.

Положительные эмоции, которые возникают при успешном выполнении какого-либо игрового приема, доставляют занимающимся истинное удовольствие, а выполнение целевого задания вселяет уверенность в свои силы.

Малоподвижные и подвижные игры можно включать в групповые занятия лечебной гимнастикой.

Спортивные игры широко используют в санаторно-курортных учреждениях не только с целью физического совершенствования, но и с целью воспитания и совершенствования целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности, чувства товарищества, коллективизма и других моральных и волевых качеств. Из большого количества спортивных игр в лечебной физкультуре нашли применение настольный теннис, теннис, городки, бадминтон и волейбол.

Эти игры в зависимости от общего состояния и физической подготовленности проводят по общим или облегченным правилам. Например, при игре в волейбол может быть уменьшена высота сетки, увеличено число игроков и т. п. Важным условием проведения спортивных игр является необходимость подбора партнеров с одинаковой физической подготовленностью.

Источник: www.fizkultura-vsem.ru