сайт

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сагарчинская средняя общеобразовательная школа

Физические упражнения в жизни человека.

1. Введение.

2. Необходимость движений обусловлена всем историческим развитием человечества.

3. Здоровье, здоровый режим жизни, резервы здоровья человеческого организма.

4. Можно ли измерить здоровье человека?

5. Влияние регулярных занятий физическими упражнениями на все системы человеческого организма, умственную деятельность, успеваемость учащихся и лечение болезней.

6. Ученые физиологи о происходящих процессах в организме человека при выполнении физических упражнений, о физиологическом законе, об утомлении, о переутомлении.

Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, его неоценимое богатство. Занимаясь физическими упражнениями, мы укрепляем свое здоровье. Организм развивается и совершенствуется, особенно в детстве и юности, при выполнении физических нагрузок. Потребность в движении, физическом труде жизненно необходима.

Систематические занятия физическими упражнениями, особенно в сочетании с закаливанием, укрепляют здоровье, физически и духовно развивают человека, повышают устойчивость человеческого организма к неблагоприятным влияниям внешней среды, улучшают работоспособность, что ведет к продлению активной жизни.

Заповеди здоровья ученых, врачей, философов:

Не пропускай уроков физической культуры без уважительной причины: работай на уроке, не мешая другим; оказывай взаимопомощь; не имей дурных привычек; главное на уроке развивать физические качества; двигательные способности, что и улучшает здоровье человека, а не оценка.

Здоровье не купишь в аптеке.

Движение – это жизнь. Ежедневно активно выполняй двигательный режим дня. Лучшим лекарством признаны физические упражнения.

От лени человек болеет, а от занятий физическими упражнениями здоровеет.

Ничто так сильно не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие.

Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить целебные свойства движения.

Физические упражнения в жизни человека.

Необходимость движений обусловлена всем историческим развитием человечества, наши предки могли существовать (т.е. добывать себе пищу, бороться с врагами, дикими зверями, чтобы насытить себя пищей, охотиться и т.д.) только при значительной двигательной активности, преодолевая десятки, а то и сотник километров, суровые условия внешней среды. Чувство голода человека заставляло бороться со своей ленью, а также борьба за выживание в схватке с дикими зверями. В процессе физического труда (бег, борьба) улучшалась умственная деятельность, мышление, память у наших предков. Сначала они научились изготавливать каменное оружие, потом – железное, огнестрельное. Физический труд за выживание в природе развивал на только физические качества (ловкость, силу, быстроту, гибкость и т.д.). Человек послушно действовал природе.

Еще 70 – 90 лет назад промышленный и сельскохозяйственный труд требовал значительных мышечных усилий, отсутствие широкой сети транспортных средств заставляло человека много передвигаться пешком. Этих напряжений хватало для поддержания функций организма на достаточно высоком уровне, укрепляло здоровье людей.

С ростом и бурным развитием науки и техники за последние десятилетия резко изменился характер трудовой деятельности человека. Автоматизация и механизация труда, широкое развитие средств связи, транспорта, улучшение условий быта лишают человека возможности применения мускульных усилий в достаточной степени для развития физических качеств, двигательных способностей, увеличения производственности труда, то есть пагубно сказалось на здоровье человечества.

Академик А.И.Берг приводит интересные сведения: в середине XIX века из всей энергии производимой и потребляемой на земле, 94% приходилось на мускульную силу человека и домашних животных, 6% энергии вырабатывали водяные колеса, ветряные мельницы и паровые машины. В наше время лишь 1% энергии производится мускульной силой людей.

Миллионы лет человеческий организм формировался и совершенствовался под влиянием физических нагрузок. Так может ли человеческий организм за столь короткий срок (70 – 90 лет) полностью приспособиться к современным условиям цивилизации, болезненно переносить отсутствие полной физической нагрузки? Конечно нет.

Так появился термин «гипокинезическая болезнь », которая встречается у школьников. Её симптомы таковы: расстройство нормальной деятельности сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной и других систем организма, нарушение обмена веществ, быстрая утомляемость. А причина всех этих бед одна – недостаточная физическая активность.

Не заниматься физическим трудом, физическими упражнениями нельзя. Это губительно действует на человеческий организм, кто этим пренебрегает – расплачивается своим здоровьем и в большинство своем этого не осознают дети, так как лень преобладает над сознанием, нет тех стимулов, который были у древних людей (чувство голода, борьба с природой за выживание и др.) Оценка «5» не столь сильный стимул тот час влияющий на организм учащихся и для них предмет «физическая культура» в школе не основной предмет, а второстепенный, так как не осознают роль здоровья в дальнейшей своей жизни. Программа по предмету «физическая культура» в школе созданная учеными как и по другим предметам (математика, физика) соответствует, согласно возрастным особенностям детского организма, развивать не только умственную деятельность, но и физические качества, двигательные способности, укреплять этим самым здоровье растущего организма, ведь здоровье не купишь в аптеке. По словам известного итальянского физиолога Анджело Моссо, физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство не заменит целебных свойств физических упражнений.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое благополучие – это когда все органы человеческого тела в порядке, функционируют в пределах нормы и даже могут при необходимости работать со значительным повышением нормы, т.е. обладают резервом. Здоровье не является постоянной величиной, данной человеку раз и навсегда, на всю жизнь.

Здоровье обуславливается в значительной мере рациональным двигательным режимом, режимом сна и питания, условиями внешней среды, специальными факторами. Физическое воспитание является важнейшим фактором обеспечения высокой жизненной дееспособности. Без регулярных, специально организованных физических упражнений в наше время даже дети, унаследовавшие от родителей хорошее здоровье и развитие, живущие в хороших условиях, не достигают достаточной физической подготовленности.

Где же выход из создавшегося положения? Мускульный голод миллионов людей можно утолить только систематическими занятиями физической культурой, спортом. Другого пути нет.

Великий врач древности Авиценна образно сказал: «Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств», «Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезней».

Великий древнегреческий врач. Которого считают отцом медицины, Гиппократ (около 460 – около 370 г.г. до новой эры) не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и босновал принцип их применения. Он писал: «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта». «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, полноценную и радостную жизнь».

Приведем несколько примеров. Несколько лет назад американские ученые провели такой опыт: на ноги и нижнюю половину туловища группы добровольцев наложили гипс. Все время, пока эти люди проходили испытание бездействием, они получали обычную для себя пищу. За семь дней каждый доброволец накопил немало жира и прибавил в весе, но все они потеряли почти по 2 кг ценнейших белковых веществ (мышцы организма каждого уменьшились на 2 кг). С каждым днем потери эти становились более чувствительными и сопровождались явными нарушениями сердечно – сосудистой системы. Опыт стал опасным, и его пришлось прервать. Однако он доказал, что без движения невозможна нормальная жизнедеятельность организма человека.

Другой пример. В газете «Советский спорт» напечата заметка под названием «Люди, не знающие болезни». Несколько выдержек из нее: «Люди эти называются хунзакутами, живут они далеко в долине гор Каракорум, на северо – востоке Кашмира, на высоте 6 тыс. м, выше хаоса ледников и скал находится это удивительное племя. Люди эти знамениты тем, что они не знают никаких болезней. Они быстрые, сильные, выносливые. Им не составляет труда сбегать на рынок за 100 км. Это вполне обычное явление – бегущий хунзакут. У них нет вертолетов, автомобилей. Нужно сходить в магазин – бегом, на работу – бегом, за водой – бегом. Хунзакуты постоянно в движении. Их огороды расположены за 20 – 30 км от дома. Вся семья добирается до них бегом. И после марафонского пробега хунзакуты работают в поле. После работы хунзакуты возвращаются опять бегом.

Суровая, неприхотливая жизнь, трудолюбие и выносливость, воспитанная бегом, делают хунзакутов атлетами».

Можно привести яркие поучительные примеры из жизни выдающихся людей нашей страны: Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Д.И.Мендилеева, И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.В.Суворова, И.Е.Репина и многих других, которые регулярно занимались физическими упражнениями, гимнастикой, спортом, закаливанием организма. Известно, что все они отмечались прекрасным здоровьем и огромной творческой энергией.

Естественная потребность человека в движении, в физическом труде является жизненной необходимостью, особенно в молодом возрасте, когда происходит и рост и развитие всех органов человека (сердце, легкие, печень, почки, желудок), «закладка фундамента здоровья человека». Без фундамента здание долго не стоит, быстро рушится, так и органы человеческого организма из – за двигательного голода (гиподинамии) начинают хуже функционировать.

Здоровье, здоровый режим жизни, резервы здоровья человеческого организма.

Органы человеческого тела при посильной и правильно организованной работе развиваются, укрепляются и совершенствуются, а при длительном отсутствии движения атрофируются. Вот почему важно, чтобы все органы человеческого тела правильно развивались и функционировали, чтобы с каждым годом, особенно в детстве и в юности, движения становились все более совершенными, чтобы возрастала сопротивляемость организма заболеваниям и другим вредным влияниям внешней среды.

Физические упражнения не только поддерживают необходимый жизненный уровень организма, но и в значительной мере совершенствуют все его функции, развивают физические качества человека.

Физические упражнения воздействуют на определенные группы мышц, суставов, связок, которые становятся крепкими, развивается гибкость суставов, мышцы увеличиваются в объеме, повышается их растяжимость, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с повышенной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего тела, т.е. весь организм в целом.

Доказано, что здоровье человека только на 8 – 10% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 18 – 20% - от генетических факторов, на 17 – 20% - от состояния окружающей среды и на 49 – 53% - от здорового образа жизни людей (ЗОЖ).

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление его здоровья.

Основой здорового образа жизни также является здоровый режим жизни. Здоровый режим жизни – это режим, обеспечивающий сохранение и расширение резервов человеческого организма. Под резервами человеческого организма академик Н.М.Амосов понимает разницу в показателях работоспособности отдельного органа, системы, всего организма при максимальном напряжении и состоянии покоя. Например, в состоянии покоя сердце перекачивает 4 – 5 л крови в минуту. При напряженной работе у хорошо тренированных людей может достигать 40 л, т.е. резервный коэффициент равен 10 л.

Казалось бы, зачем в наш век механизации и автоматизации нужны человеку резервы здоровья человеческого организма? Такие вопросы задают часто учащиеся, да и родители. Резервы здоровья нужны человеку для успешного сопротивления болезням, для выздоровления после несчастных случаев, аварий, стихийных бедствий, заболеваний тяжелыми видами гриппа, воспалений легких и других органов организма. При болезненном повышении температуры до + 40 0 обмен веществ в организме человека увеличивается в два раза. То есть в минуту сердце должно перекачивать 8 л крови. Человек, обладающий такими резервами (сильным сердцем), легко переносит болезнь. Нетренированное сердце, не обладающее такими резервами, увы, не справляется с возрастными требованиями. Человек умирает от «сердечной недостаточности». Такое положение и с другими системами организма.

Можно ли изменить здоровье человека?

Такие попытки известны. Профессор Г.Л.Апанасенко, исследуя людей различной тренированности, пришел к выводу, что все дело в максимальном потреблении кислорода (МПК). У нетренированных людей оно равно 20 мл в минуту на 1 кг массы тела. У хорошо тренированных – 83 мл. Уровень, обеспечивающий сердечно – респираторное благополучие, равен 40 – 43 мл. Этот уровень обеспечивает результат в беге на 3 км у мужчин в пределах 14 – 15 мин, и в беге на 2 км у женщины – 11 – 11,30 мин. Вот почему так важно поддерживать этот уровень тренированности.

Людям нужно знать, особенно молодым, например, что, ограничивая свое физическое совершенствование силовыми упражнениями (гирями, штангой, …), они не могут достичь такого сердечно – респираторного благополучия (40 – 43 мл кислорода в минуту на 1 кг массы тела), и наоборот, это может привести к сердечно – сосудистым заболеваниям (ишемия, стенокардия, инфаркт миокарда).

Приведем факты. Лесорубы Финляндии занимают первое место в мире по числу смертей от инфаркта миокарда, а за ними идут работники железных дорог США. Дело в том, что работа финских лесорубов отличается высокими силовыми нагрузками, а американских железнодорожников – большими нервными нагрузками. А вот среди жителей швейцарского городка Блатендорф не зафиксировано ни одного случая инфаркта миокарда. Город расположен в гористой местности, исключающий использование всякого транспорта. И все там передвигаются только пешком!

Если человек занимается только силовыми упражнениями, у него возрастает атерогенный коэффициент, а следовательно, и риск сердечно – сосудистых заболеваний. Работа слабой интенсивности около 30 мин (бег, передвижение на лыжах и на велосипеде, гребля и прочее), выполняемая три – четыре раза в неделю, способствует снижению жира в организме и повышению доли липопротеидов высокой плотности (ЛПВП), что ведет к снижению атерогенного коэффициента, а значит предостерегает сердце человека от заболеваний инфарктом миокарда.

Влияние регулярных занятий физическими упражнениями на все системы человеческого организма, умственную деятельность, успеваемость учащихся и лечение болезней.

Сердце человека, не занимающегося физическими упражнениями, спортом, в состоянии покоя при каждом сокращении выбрасывает в аорту 50 – 60 г крови. За сутки сердцу приходится сжиматься около 100 тысяч раз. У тренированных людей сердце приспосабливается к очень большой нагрузке, в состоянии покоя проталкивает в аорту при одном сокращении 80 – 100 г крови, а за сутки сжимается около 860 тысяч раз. Отсюда видно, что у не тренирующихся людей (физически малоактивных) сердце выполняет за сутки примерно 14000 лишних сокращений и быстрей изнашивается.

Систематические занятия физическими упражнениями снижают частоту сердечных сокращений (пульс). У нетренированного человека в состоянии покоя сердце сокращается около 70 раз в 1 минуту, у тренированного частота пульса ниже 60 ударов в минуту. Это говорит об экономичной работе сердца.

Тренированное сердце при больших физических нагрузках выполняет колоссальную работу, недоступную нетренированному сердцу и без всякого для себя вреда. Частота пульса у спортсменов может доходить до 240 – 280 ударов в минуту и быстро приходить к своей нормальной величине.

Укрепление сердечной мышцы под влиянием физических упражнений и спорта подчиняется общему физиологическому закону, в силу которого мышца или орган, производящий усиленную работу, увеличивается в размере и делается более сильным. Вот пример: у зайца, ведущего подвижный образ жизни, масса сердца составляет 7,8% от общей массы тела, а у домашнего кролика всего 2,4%. У дикой утки масса сердца 11% всей массы тела, а у домашней – только 7%. Так и сердце спортсмена мало похоже на сердце человека, избегающего движений, оно у него толстостенное, способное при своем сокращении проталкивать больше крови в аорту, чем сердце дряблое.

Важное значение имеют физические упражнения для дыхательных органов. Под влиянием физических упражнений увеличивается жизненная емкость легких (ЖЕЛ), становятся более эластичными реберные хрящи, укрепляются дыхательные мышцы и усиливается их тонус.

В течение одних суток легкие поглощают и обрабатывают 16 м 2 воздуха. Бег, плавание, ходьба на лыжах способствуют увеличению легочной вентиляции почти в 20 раз (6 – 7 л воздуха в покое и 120 – 140 л при работе в 1 минуту). Жизненная емкость легких часто характеризует общее физическое состояние. Наиболее высокая ЖЕЛ у гребцов, пловцов, лыжников, бегунов. (5000 – 6500 см 2 ).

Постоянное воздействие на мышечную систему (а ее масса составляет 44% от всей массы тела) физических упражнений способствует ее укреплению, развитию и увеличению в объеме. Увеличение мышц в объеме часто достигает больших размеров. У людей, не занимающихся физическими упражнениями, спортом, мышцы мягкие и дряблые, тонус у них резко понижен, а у спортсменов тонус мышц несколько повышен и играет большую роль в сохранении правильной осанки тела. В покое функционирует в мышцах около 10% капилляров, а во время работы количество действующих капилляров увеличивается до 100%, т.е. в 10 раз.

На центральную нервную систему большое стимулирующее влияние оказывают импульсы возбуждения, поступающие от работающих мышц. Эти импульсы, воспринимаемые заложенными в мышцах окончаниями чувствительных нервов, беспрерывным потоком, поступая в мозг, приводят в деятельное состояние мозговые клетки.

Повышение уровня физического развития, укрепление здоровья и рост общей работоспособности, что достигается в процессе физического воспитания, вызывает также и повышение умственной способности детей.

По данным Научно – исследовательского института физиологии детей и подростков Российской академии образования, процент неуспевающих среди учащихся с низким или ниже среднего физическим развитием равен 40, среди учащихся среднего физического развития – 9, а у учащихся с хорошим физическим развитием – только 4.

В школе – интернате постоянно сопоставлялась успеваемость ребят, занимающихся спортом и тех, кто пренебрегал физической культурой. И выяснилось, что у школьников – спортсменов на протяжении всего учебного года неуклонно отмечался рост успеваемости на 7 – 8%, а у натренированных детей успеваемость за это время снижалась на 2 – 3%.

Большое положительное влияние физические упражнения оказывают на работу желудочно – кишечного тракта, обмен веществ, работу органов выделения, на функции кровеносной и лимфатической систем. Они действуют всесторонне на человеческий организм и не оставляют в покое ни одной клетки.

Занятия физической культурой, спортом оказывают положительное влияние на весь организм, активизируют жизненные процессы всех органов и систем.

Все это в целом ведет к продлению активной, творческой жизни человека.

Ученые физиологи о происходящих процессах в организме человека

при выполнении физических упражнений, о физиологическом законе,

об утомлении, о переутомлении.

Физические упражнения могут не только развивать и поддерживать нормальную функцию всех органов у здоровых людей, но и восстанавливать нарушенные функции у больных.

Можно привести много примеров, когда лечебная физкультура буквально творила чудеса, возвращая к труду людей, казалось бы совершенно обреченных. Так с помощью специально подобранных физических упражнений, можно исправить искривление позвоночника, сутулость в плечевом поясе, косолапие ног, плоскостопие ног, иксообразные и образные (искривленные) ноги сделать прямыми, осанку человека красивой с легкой походкой.

Мышечная работа оказывает положительное влияние на психику, на эмоциональное состояние человека. «Радость движений приносит и радость жизни» - писал великий русский ученый, физиолог И.П.Павлов.

После болезни гепатит (желтуха) ослабевает функциональная деятельность печени, под влиянием интенсивной физической нагрузки, появляются боли в правом подреберье. Соблюдая принципы последовательности, постепенности в повышении физической нагрузки в процессе бега, бега на лыжах и других циклических упражнений, происходит восстановление работоспособности печени.

Любая мышечная работа, как считают ученые – физиологи – очень сложный физиологический процесс, в котором участвуют буквально все системы человеческого организма.

Для выполнения работы мышцы нуждаются в кислороде. Основная роль в обеспечении работающих мышц кислородом принадлежит сердечно – сосудистой системе, в ней происходят наиболее заметные изменения.

Интеллектуальная деятельность тесно связана с работой органов чувств, со зрением и слухом в первую очередь.

Изучение электрических явлений в головном мозге (биотоков ) показало существенные изменения в характере этих токов, зависящие от способностей умственной работы. Работающий мозг также нуждается прежде всего в кислороде. Исследования ученых показали, что потребление кислорода тканью головного мозга повышает потребление кислорода мышцами.

Установлено, что выполнение физических упражнений требует строгой координации между всеми органами, прямо или косвенно участвующими в трудовом процессе. Известно, что высший центр координации в организме – кора головного мозга. Согласно закону обратной связи органы не только получают команды из коры головного мозга, но и посылают сигналы в мозг. Головной мозг, как аккумулятор «заряжается этими сигналами и стимулируется ими к активной деятельности. Отсюда вывод, человек, не привыкший к занятиям физическими упражнениями (труду), заведомо обрекает себя на снижение активности своего мозга. Учеными давно было замечено, что не работающий орган, в данном случае мозг, не только не развивается, а постоянно атрофируется, угасает (ухудшается творческое мышление, восприятие, мыслительная деятельность).

При всем разнообразии занятий трудом (физическими упражнениями) все они подчиняются одному физиологическому закону. На каком-то этапе работа (занятия физическими упражнениями) начинает замедляться, внимание рассеивается, производительность падает: развивается утомление.

Существующее у некоторых людей мнение о том, что физиологическое утомление приносит организму вред, ошибочно. Наоборот, исследования ученых физиологов показали, что только путем преодоления утомления можно добиться состояния тренированности и совершенствования функций организма.

Научно доказано, что только в постоянном труде, упражняя свой мозг, многие добиваются улучшения наблюдательности, развития памяти, внимания, всех творческих способностей, а также занимаясь постоянно физическими упражнениями, человек улучшает свое здоровье.

Утомление возникает вовсе не там, где оно ощущается. Нам порой кажется, что устали руки и ноги, а на самом деле утомление развилось в головном мозге. Но можно ли побороть утомление или хотя бы отодвинуть время его наступления?

Универсальное средство преодолевать утомление – утомляться!

Меньше всех устает тот, кто чаще утомляется, он более тренирован, более вынослив. Без утомления невозможно совершенствование и развитие организма. Сниженная при утомлении работоспособность во время отдыха не только восстанавливается, но и приобретает свойство еще некоторое время повышаться.

Физиологическая сущность утомления и роль в нем нервной системы установлена трудами И.М.Сеченова, В.Н.Введенского, А.А. Ухтомского, И.П.Павлова. Они доказали, что интимные процессы, обуславливающие развитие утомления, разыгрываются в коре головного мозга.

Систематическое недовосстановление работоспособности организма приводит к переутомлению, что пагубно влияет на здоровье человека.

Если после нормального сна утомление прошло бесследно, и утром работоспособность восстанавливается полностью, значит человек накануне поработал до нормальной физиологической усталости.

Первыми признаками наступающего утомления является снижение работоспособности, появление чувства усталости, вялость, апатия, сонливость, нежелание продолжать заниматься физическими упражнениями, трудом, притупление внимания.

Физиолог И.М.Сеченов указал, что при утомлении можно восстановить работоспособность, сменив вид деятельности. Полноценно человек отдыхает, если после утомительного дня работы не ляжет на диван, а сделает гимнастику, покатается на лыжах, совершит пешеходную прогулку. Активный отдых дает возможность переключения с одного вида деятельности на другой, что быстро, как доказал И.М.Сеченов, снимает утомление. Во время активного отдыха, говорил ученый, происходит заряжение нервных центров.

Физиологами доказано, что мышечные движения, легкая физическая работа значительно стимулируют умственную деятельность, повышают ее качество.

Восстановление умственной работоспособности организма учеников при выполнении домашних заданий по устным предметам должно сочетаться с занятиями физической культурой, физическими упражнениями, спортом.

Библиография.

1. Кузнецов В.С. Колодницкий Г.А. Экзаменационные вопросы и ответы. Физическая культура 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. – М. АСТ – ПРЕСС ШКОЛА 2003. 240 стр.

2. Епифанов В.А. Мошков В.Н. Антуфьев Р.И и др. Лечебная физическая культура: Справочник – М. Медицина, 1987. – 528 стр. ил.

3. Хайрова Ю.А. Физкультура – труд – здоровье. М. «Знание», 1979 г. 96 стр. (Народный университет здоровья, 7. Издается ежемесячно с 1964 г.)

4. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с англ. — 2-е изд. допол. перераб. — М. Физкультура и спорт, 1989 г. —224 с. (Наука здоровью).

5. Мильнер Е.Г. Выбирай бег! — М. «Физкультура и спорт» - 1985.

6. Гиббс Р. Если вам за 50: перевод с английского/ Предисловие. А.П. Лаптева. — М. Физкультура и спорт, 1985 —32 с. (Физкультура и здоровье)

7.Журналы «Физическая культура в школе»

1) № 7 2003 г. Статья «В Западном административном округе Москвы», авторы Назарова Н.Н. Казакова Т.Н. стр. 16 -22.

2) № 2 2000 г.Статья «Физические упражнения в жизни человека» стр. 18 – 21 авторы Масленников С.М. Кузнецова Г.А.

Почетный работник общего образования РФ,

учитель первой квалификационной категории

Источник: xn--80aaivzqd6c.xn--p1ai