Особенности системы физических упражнений Эбера

В период империализма, когда капиталистическим странам понадобилось готовить к военной службе огромные массы молодежи допризывного возраста, организаторам физической подготовки приходилось маскировать чисто военный характер гимнастики и придавать ей вид гимнастики педагогической. Типичной в этом отношении была французская гимнастика Эбера.

Жорж Эбер, один из учеников Демени, морской офицер, окончил Жуанвильскую школу, готовящую инструкторов физической подготовки для армии. Свою гимнастику он назвал «естественным методом физического воспитания».

Эбер заявил, что он своей гимнастикой хочет устранить дефекты в физическом развитии современного культурного человека, вызванные нездоровым образом жизни и недостатком движений. По существу же он создал систему физического воспитания мужчин, готовящую их к военной службе.

Основным содержанием системы были упражнения по овладению военно-прикладными навыками. Эти упражнения Эбер считал естественными и наиболее полезными для физического развития. Всего он насчитывал восемь групп таких упражнений: ходьба, бег, прыжки, лазание, поднимание тяжестей, метание, плавание, защита и нападение. Каждая из этих групп имела много разновидностей (разные способы ходьбы, бега, прыжков, лазания и т. д.). Это были гимнастические упражнения того же типа, что и «спортивные» в системе Демени, но без искусственных осложнений.

Особенностью системы Эбер было то, что он требовал от ученика достижения определенных средних технических результатов по основным прикладным видам физических упражнений. Он установил семибалльную шкалу оценки результатов по этим видам.

Эбер был решительным противником спортивной специализации и требовал равноценной подготовленности по меньшей мере в этих двенадцати упражнениях. Тем самым Эбер, как и Демени, растворял спорт в гимнастике, хотя его упражнения были значительно ближе к спортивным. Система Эбера – типичная система военно-прикладной гимнастики.

Кроме восьми групп основных упражнений, Эбер применял упражнения подготовительные и дополнительные. К первым относились обычные общеразвивающие упражнения, ко вторым – игры и ручной труд.

Схема урока, предложенная Эбером, мало чем отличалась от схемы Демени. У Эбера урок состоял из семи частей. В каждой части ставились цели и предлагались средства (упражнения). Изменения нагрузки те же, что и у Демени: с первой по четвертую часть – постепенное повышение, в пятой части небольшое снижение, шестая часть давала наивысший подъем и в седьмой части напряжение снижалось до исходного уровня. Все недостатки схемы Демени относятся и к схеме Эбера.

Система гимнастики Эбера создавалась накануне мировой войны и по своему содержанию вполне отвечала требованиям того времени. Это обеспечило ей большой успех.

Физическое воспитание женщин Эбера не интересовало. Однако обойти этот вопрос молчанием автору гимнастической системы было нельзя, и он его решил совершенно безграмотно, отрицая вообще необходимость специальной женской гимнастики, так как, по его мнению, организм мужчины и женщины в отношении физических возможностей существенных различий не имеет. При этом Эбер ссылался на тренировку беговых лошадей и охотничьих собак, в которой не было различий для животных различного пола. Этот факт показывает, как далеки, подчас, от науки люди, решающие вопросы физического воспитания в капиталистических странах. Сугубая утилитарность определяет успех авторов в большей степени, чем научная ценность их работ.

Наряду с перечисленными видами гимнастики к концу XIX и началу XX веков большое распространение получили системы индивидуальной гимнастики. Большинство из них имело исключительно гигиеническую направленность. Наибольшую известность получила «Моя система» датчанина Мюллера. Одновременно с этим появилось несколько систем индивидуальной гимнастики для развития мускулатуры, преимущественно верхнего пояса с помощью гантелей, пружин и других грузов или сопротивлений. В частности широко распространена была гантельная гимнастика Саидова. Были и такие системы индивидуальной гимнастики, где предельные мышечные напряжения производились волевым усилием (гимнастика Прошека и Анохина).

Большое распространение индивидуальной гимнастики свидетельствовало о растущем интересе к физическому воспитанию среди населения всех стран.

Источник: www.adrenalin-park.ru