Скачать:

Предварительный просмотр:

Проведение физкультурных занятий на свежем воздухе

Опыт работы

О положительном влиянии физической культуры на формирование детей в дошкольном возрасте писали многие авторы. В частности А.В. Кенеман и Д.В. Хухлаева ссылаясь на исследователей П.Ф. Лесгафта [1952], Е.А.Аркина [1948], которые определяют физическую культуру как мощное и незаменимое средство воспитания ребенка.

Для  решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста (оздоровительных, образовательных и воспитательных) важно использовать гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др.

Выполнение физических упражнений на свежем воздухе усиливает их эффективность. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляет здоровье детей, повышает их работоспособность. Поэтому очень важно рационально организовать деятельность детей на прогулке.

В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается роли движений для физического и психического развития ребенка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей.

Действительно, невозможно представить здорового ребенка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно все чаще и чаще встретить среди воспитанников детских садов, не говоря о школьниках. Не случайно в последние годы одной из главных тем большинства популярных книг и статей медико-биологического характера стало обсуждение отрицательного влияния на состояние здоровья резко снизившейся в двадцатом столетии физической нагрузки. В век всеобщей компьюторизации, длительное пребывание за столом и у телевизора увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц, способствуя возникновению искривлению позвоночника, неблагоприятных изменений в сердечно-сосудистой системе, снижение газообмена, значительного ухудшения самочувствия, нарушении сна и др.

Физическое развитие человека проявляется в таких основных свойствах, как сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость. Каждое из этих свойств, способствует и укреплению здоровья, но не в одинаковой степени. Можно быть очень сильным, быстрым, ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения, однако при этом не сформируется достаточная устойчивость, невосприимчивость к болезнетворным воздействиям. В разделе «Физическое воспитание» всех  комплексных программ  и парциальных программах  по физическому воспитанию на первое место выносится организация физкультурно-оздоровительной работы.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей используются различные формы двигательной активности, в том числе проведение физкультурных занятий на свежем воздухе, которые способствует развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей.

Одна из особенностей занятий на прогулке заключается в том, что общеразвивающие упражнения проводятся не подряд, а в различных частях занятия: в водно-подготовительной во время ходьбы дети выполняют различные движения рук, медленный бег чередуется с прыжками на одной и двух ногах, в основной части – даются упражнения для развития ног и туловища. Такое выполнение общеразвивающих упражнений экономит время, делает занятие более динамичным, что особенно важно в холодный период года.

Другой особенностью занятий на прогулке является обучение детей спортивным играм и упражнениям: прыжкам, скольжению, метанию и др. Кроме того, во время занятий на свежем воздухе дети закрепляют основные движения, которые они разучивали на предыдущих физкультурных занятиях в зале.

Физкультурные занятия на воздухе состоят из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.

Вводно-подготовительная часть  призвана способствовать организации детей, созданию у них настроенности к предстоящей деятельности, постепенной подготовке к физической нагрузке в основной части занятия.

Основная часть  занятия решает задачи повышения функциональных возможностей организма детей, развитие силы, быстроты, общей выносливости. Кроме того, осуществляется закрепление основных движений и вырабатывается умение использования их в игровой деятельности.

Заключительная часть физкультурного занятия направлена на обеспечение постепенного перехода от повышенной двигательной активности к её снижению, на снятие общей возбужденности и приведению частоты сокращений сердечной мышцы ребенка к норме, при этом должно сохраняться бодрое и жизнерадостное настроение.

Начинать занятия на воздухе лучше в теплый период года: организм детей постепенно привыкнет к понижению температуры воздуха, и это позволит подготовиться к проведению занятий в холодный период.

Дети, впервые приступившие к физкультурным занятиям на воздухе, постепенно привыкают к нагрузкам, поэтому в начале  у большинства наблюдается обильная потливость. В течение одного- двух месяцев дети приспосабливаются к новым условиям и с предлагаемой нагрузкой справляются значительно легче.

Когда же  ребенок теряет интерес к игре и упражнениям, появляется нарушение координаций движения, потливость, он начинает жаловаться на усталость – это признаки чрезмерного переутомления. Чаще всего переутомление наступает по двум причинам: физическая нагрузка на данном этапе для ребенка велика или он излишне тепло одет.

Проведение физкультурных занятий на улице повышает двигательную активность детей, способствует дальнейшему закреплению навыков, улучшению здоровья.

С целью развития и поддержания интереса детей к разным занятиям по физической культуре на воздухе важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования и пособий. Рациональный подбор физкультурного инвентаря, его обновление путем смены и чередования его деталей, внесение новых пособий – все это помогает реализовать содержание разных типов занятий.

Большая роль в воспитании здоровой смены принадлежит  физической культуре. В уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Таким образом, использование физкультурных занятий на воздухе способствует всестороннему, гармоничному и умственному развитию детей, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Физические упражнения на воздухе закаливают организм, укрепляют иммунитет.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг на свежем воздухе

«Зимние забавы» для детей средней группы.

Физкультурный досуг на свежем воздухе"Муха-цокотуха".

Физкультультурный досуг построен на сюжете известного стихотворения К.И.Чуковского и преднозначен для детей среднего дошкольного возраста.

конспект физкультурного досуга.

1. Значение ДА детей на свежем воздухе.2. Особенности развития ОВД у дошкольников.3. Особенности развития моторики и становления ДА детей 6-7 лет.4. Рекомендации родителям игр и упражнений, способству.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымский район»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды») Физкультурный досуг на свежем воздухе«На прогулку за.

Пособие содержит методические рекомендации по проведению физкультурного досуга на свежем воздухе.

Учебно-методическое пособие содержит рекомендации и сценарий физкультурного досуга на свежем воздухе "Праздник Нептуна".

Предлагаю опыт работы проведения физкультурных занятий на воздухе в зимний период в ДОУ. Данный материал будет полезен воспитателям.

Источник: nsportal.ru