Содержание и структура занятий физическими упражнениями

История свидетельствует, что одним из первых разработчиков структуры занятий физическими упражнениями был шведский педагог Ялмар Линг. Им разработана система урока, систематизированы средства, сформулирован ряд методических положений, следование которым необходимо при организации занятий. Я. Линг сконструировал для занятий гимнастикой специальные снаряды: гимнастическую скамейку, гимнастическое бревно, специальную стенку, получившую впоследствии название шведской. В соответствии с разработанной им схемой, урок школьной гимнастики представлял собой довольно сложное построение, состоящее из 12-18 частей, следовавших в строгом порядке одна за другой.

К концу Х1Х века в школьный урок были введены подвижные игры, расширен выбор используемых упражнений, упрощена общая схема урока. Заметный вклад в её разработку внёс французский физиолог Жорж Демени. Его схема урока состояла уже всего из семи частей, которые наполнялись размашистыми движениями, без рывков и статических напряжений, которыми изобиловали уроки шведской гимнастики.

Неоценимый вклад в разработку научных основ физкультурного образования внес замечательный русский учёный Петр Францевич Лесгафт. Он первым заговорил о необходимости “физического образования”, имеющего цели, прежде всего, педагогические о образовательные, в противоположность “гимнастике” преследующей, прежде всего, “развитие силы и поддержание здоровья”. В своем главном труде: “Руководство по физическому образованию детей школьного возраста” П. Ф. Лесгафт подчёркивал, что физические упражнения должны проводиться ежедневно, по возможности между остальными уроками и “при одинаковых с ними задачах”. т. е. уроки физической культуры должны решать те же задачи, что и остальные школьные предметы - обеспечение определённого образовательного уровня.

В настоящее время в отечественной системе физического воспитания урок физической культуры принято делить на три части: п о д г о т о в и т е л ь н у ю, о с н о в н у ю и з а к л ю ч и т е л ь н у ю. Впервые такая структура урока была рекомендована программой по физическому воспитанию издания 1932 года.

• Структура урока - это взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятия. Такое понятие структуры справедливо для всех форм организации занятий физическими упражнениями, а не только для урока физической культуры. Все указанные части урока являются строго обязательными и располагаются всегда в указанной последовательности. Выделение этих частей не является произвольным, а обусловлено очень важными и объективно существующими физиологическими, психологическими и педагогическими закономерностями. Основными из них являются биологические закономерности функционирования организма, определяющие его работоспособность, и психолого-педагогические закономерности, определяющие логику развёртывания учебно-воспитательного процесса. В результате реализации такой структуры обеспечивается:

• строго постепенное и последовательное включение занимающихся в активную познавательную и двигательную деятельность;

• достижение и поддержание должного уровня работоспособности в процессе основной деятельности;

• последовательное решение намеченных в данном занятии образовательных, развивающих и воспитательных задач;

• оптимальное выравнивание функционального состояния организма после нагрузок, обеспечение хорошего послерабочего состояния организма, настройку на успешную последующую деятельность учащихся.

Время, отводимое на отдельные части занятия и их конкретное содержание могут быть весьма изменчивыми, так как зависят от множества факторов: возрастных и половых особенностей занимающихся, конкретных задач занятия, специфики используемых упражнений, уровня подготовленности и особенностей состояния занимающихся, внешних условий работы и др.

Необходимо помнить, что решая свои частные задачи, каждая из частей должна служить наиболее эффективному достижению конечного результата занятия в целом, хотя каждая из них отличается своими относительно постоянными и сугубо специфическими чертами.

Подготовительная часть. Эта часть занятия имеет своей целью, главным образом, создание предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. При этом типичными задачами подготовительной части являются:

• начальная организация, ознакомление с намеченным содержанием занятия, создание необходимой психологической установки;

• постепенная функциональная подготовка организма к предстоящим нагрузкам в основной части занятия;

• создание благоприятного эмоционального состояния и настроя.

В основном эта часть занятия играет вспомогательное значение. Вместе с тем следует помнить, что в этой части школьного урока могут решаться и относительно самостоятельные задачи, например, закрепление навыков строя, формирование навыков правильной осанки, содействие гармоническому укреплению мышечно-связочного аппарата и др. Однако решение этих задач должно осуществляться не в ущерб основной специфической функции - постепенному введению занимающихся в основную работу.

Основная часть. Эта часть занятия выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все основные задачи каждого занятия и физического воспитания в целом.

Специфическими задачами основной части занятий являются:

• приобретение знаний, умений и навыков, предусмотренных планом данного занятия;

• освоение знаний, умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями;

• содействие развитию основных физических качеств, которые должны обеспечить успешное освоение двигательных действий и разностороннее гармоническое физическое развитие;

• освоение разнообразных двигательных действий

• содействие всестороннему воспитанию личности занимающихся;

• содействие повышению уровня спортивных достижений занимающихся;

• закаливанию организма, формированию и закреплению правильной осанки;

• совершенствование навыков профессионально-прикладного характера и др.

Перечисленные задачи и определяют особенности построения и проведения основной части занятия, которая может иметь относительно простую структуру, а также сложную, состоящую из нескольких подчастей, число которых определяется количеством основных видов деятельности, включенных в занятие. Например, упражнения с отягощениями, прыжки в высоту, тренировочный бег и т. п.

В основной части должен быть обеспечен достаточно высокий уровень физической нагрузки, что достигается путем оптимальной интенсивности и необходимым количеством повторения упражнений. Несоблюдение этих условий делает все занятие малоэффективным.

Заключительная часть. выполняет функции физиологически оправданного завершения занятия, а также создания предпосылок для нормальной последующей деятельности. Наиболее характерными задачами этой части занятия являются:

• снижение возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем;

• расслабление напряженно работавших мышц;

• формирование и укрепление правильной осанки;

• приведение к оптимальному уровню эмоционального состояния занимающихся;

• краткий разбор, подведение итогов занятия;

• ознакомление с содержанием очередного занятия;

Заключительную часть занятия физическими упражнениями следует всегда рассматривать и как момент связи с последующими занятиями, между достигнутым уровнем знаний, умений и навыков, развития физических качеств и предстоящей дальнейшей деятельностью в этом направлении.

Каждое занятие физическими упражнениями представляет собой единство структурного и содержательного компонентов

Под с о д е р ж а н и е м физкультурного занятия часто ошибочно подразумевают только определённый набор физических упражнений. Вместе с тем, кроме них весьма важными для достижения намеченного результата являются и другие, представляющие собой единство четырёх основных элементов содержания занятий.

Состав включаемых в занятия физических упражнений.

Их правильный подбор, в соответствии с особенностями конкретных задач занятия и возможностями занимающихся, имеет очень важное значение. Однако, сами по себе упражнения, как бы правильно они подобраны не были, не могут обеспечить решение этих задач. Для этого необходимо обязательное включение в дело других элементов содержания занятия.

2 Содержание деятельности занимающихся по освоению предложенного состава физических упражнений, которая состоит из следующих видов:

• слушание педагога, наблюдение, восприятие увиденного;

• осмысление показанного и услышанного;

• проектирование собственных действий и попытки их выполнения;

• организация самоконтроля и самооценки;

• обсуждение возникающих вопросов, саморегуляция эмоционального состояния.

3 Содержание деятельности педагога, которая складывается из следующих действий:

• постановка, разъяснение учебных задач и организация их выполнения;

• непрерывное наблюдение за деятельностью занимающихся;

• анализ действий занимающихся, оценка и корректировка качества их выполнения;

• налаживание взаимоотношений между занимающимися, обеспечение делового настроя, необходимого уровня активности, эмоционального состояния учащихся и т. п.

Именно от этих элементов деятельности учащихся и педагога в решающей степени и зависит эффективность включённых в занятие физических упражнений. Следовательно, эти элементы деятельности и являются главными элементами содержания физкультурных занятий.

4 Физиолого-психологические процессы и изменения в состоянии занимающихся, которые непрерывно происходят в их организме под воздействием предыдущих элементов содержания.

Эти процессы и изменения по своей сути и представляют ту основу, благодаря которой достигается решение задач физкультурных занятий. Определённые сдвиги в функционировании различных систем в конечном итоге выражаются в формировании умений и навыков, развитии физических качеств, отражаются на поведении занимающихся и т. п. Все эти процессы и изменения представляют собой внутреннюю, скрытую сторону содержания занятий. Однако именно в них находит отражение эффективность использованных физических упражнений и плодотворность деятельности педагога и занимающихся. Именно эти изменения служат важным ориентиром для планирования и организации дальнейшей деятельности.

Источник: www.lifeinhockey.ru