ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ. В процессе физич. воспитания используются разнообразные формы занятий: урок, самостоятельные занятия, состязания, походы и др. Все Ф. з. ф. у. наряду с отличительными особенностями имеют общую принципиальную структуру, т. е. определенное соотношение и последовательность частей занятия. Она обусловлена рядом педагогических и биологических закономерностей.

I. Структура занятия физич. упражнениями. Принято выделять 4 составные части занятия: вводную, подготовительную, основную и заключительную (иногда первые 2 части рассматривают как разделы одной подготовительной части, но по существу ничего не меняется).

Задача вводной части - организованное введение в занятие, формирование необходимой психологической установки на предстоящую деятельность. Примерное содержание (при групповых занятиях): построение группы, рапорт преподавателю о готовности к занятию, уяснение задач занятия, упражнения, обеспечивающие согласование действий, организацию внимания (передвижение под музыку или по подсчету, игры на внимание и др.). Вводная часть имеет и определенное физиологическое значение. Научно доказано, что уже мысленное представление о предстоящей работе может вызвать значительные физиологические сдвиги (идеомоторные явления, по И. П. Павлову). Так, напр. перед бегом отмечено значительное учащение пульса, повышение кровяного давления, увеличение минутного объема сердца и легочной вентиляции (до 2 л и более), повышение температуры тела (до 38,5°) и др. (см. Предстартовое состояние ). Эти сдвиги специфичны перед различными видами деятельности и могут способствовать ее успешному выполнению, сокращая период врабатываемости. Продолжительность вводной части обычно невелика - ок. 3 - 5 мин.

Подготовительная часть имеет, как правило, 2 подраздела - т. наз. общую и специальную разминку. (см. Разминка ). Типичное содержание общей разминки: выполнение разнообразных, обычно хорошо известных, упражнений, позволяющих осуществить постепенно возрастающее и разностороннее воздействие на двигательный аппарат и внутренние органы. Часто применяются ходьба, бег, гимнастические упражнения без снарядов и со снарядами для различных групп мышц. Средства общей разминки могут быть самыми разнообразными. Специальная разминка должна обеспечить специфическую подготовку занимающихся к тем упражнениям, к-рые явятся содержанием основной части занятия. Если в основную часть включено несколько упражнений, то специальная разминка проводится к первому из них, а затем (в течение основной части занятия) - перед каждым последующим упражнением. Суммарная продолжительность подготовительной части 10 - 20 мин. Вводную и подготовительные части следует рассматривать как вспомогательные, обслуживающие основную часть. Поэтому затраты времени и физич. нагрузки в вводной и подготовительной частях занятия не должны наносить ущерба основным задачам занятия.

Основная часть занятия призвана служить для решения всех основных задач обучения и воспитания. Основная часть может иметь простую и сложную структуру. В первом случае осваивается или совершенствуется всего одно упражнение (напр. прыжок или к.-л. способ передвижения на лыжах). При сложной структуре основной части в ней представлены несколько разнохарактерных упражнений (напр. упражнения на силу, выносливость и т. д.). В этом случае внутри основной части занятия как бы воспроизводятся в сокращенном виде все части занятия: специальная подготовка к каждому упражнению, их разучивание или совершенствование и завершение работы с переходом к следующему заданию.

Важное значение при этом имеет вопрос о рациональной последовательности разнохарактерных упражнений. Практика и научные данные позволяют рекомендовать во многих случаях следующий порядок упражнений:

а) если намечено изучение нового материала, то соответствующие упражнения проводятся в начале основной части занятия;

б) при наличии упражнений, направленных на развитие быстроты и выносливости, вначале проводятся упражнения на быстроту;

в) упражнения, направленные на развитие силы, при большом объеме нагрузок проводятся, как правило, после упражнений на быстроту;

г) специальные упражнения для развития координации движений в большинстве случаев помещаются ближе к началу основной части, а упражнения "на гибкость" чередуются с др. упражнениями (особенно с силовыми).

В ряде случаев порядок упражнений может меняться.

Основная часть занятий характеризуется наибольшей (по сравнению с др. частями) физиологической нагрузкой. Она должна достигать уровня, необходимого для решения задач развития физич. качеств, и рационально чередоваться с активным и пассивным отдыхом. Длительность основной части в зависимости от формы и содержания занятия - от нескольких минут до 2 час.

Заключительная часть занятия обеспечивает постепенное снижение нагрузки, создает определенные предпосылки для последующей деятельности (в частности, у занимающихся закрепляются или формируются положительные эмоции как итог хорошо проведенного занятия), подводит итог занятий и определяет задания на следующее занятие. Ее примерное содержание: выполнение несложных, хорошо знакомых упражнений с постепенно снижающейся интенсивностью, игры с небольшой подвижностью, строевые и порядковые упражнения, указание преподавателя на положительные или отрицательные стороны занятия, объяснение или напоминание домашнего задания (в урочных формах), гигиенические процедуры.

Содержание заключительной части в известной мере зависит от характера последующей деятельности, поскольку она должна создать предпосылки для переключения на эту деятельность.

Продолжительность заключительной части 3 - 5 мин.

Результаты занятия во многом зависят от плотности - меры рационального расходования времени занятия. Время расходуется на непосредственное выполнение упражнений, на восприятие и осмысливание показа и объяснений преподавателя (в урочных формах) или своих действий и наблюдений (в самостоятельных занятиях), на необходимый отдых и вспомогательные действия (установка снарядов, подготовка мест занятий и т. д.). Эти затраты времени являются рациональными. Но в занятиях могут быть и неоправданные затраты времени (напр. простои из-за недостатка спортивного инвентаря). Отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности занятия наз. общей плотностью занятия. Необходимо стремиться к максимальной плотности, т. е. не допускать неоправданных затрат времени в занятиях. Различают также моторную (двигательную) плотность занятий - отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение физич. упражнений, к общей продолжительности занятия. Показатели моторной плотности могут колебаться от нескольких процентов (напр. 5 - 10 при выполнении упражнений на гимнастических снарядах) до нескольких десятков процентов (напр. в уроках по лыжной подготовке).

Изложенная типовая структура в различных формах занятий имеет свои особенности.

II. Урок - основная форма учебных занятий в физич. воспитании. Характерные признаки урока:

а) непосредственное руководство преподавателем (инструктор, учитель, тренер). Организация и методика проведения урока - обязанность преподавателя;

б) однородность состава группы, класса (подбор занимающихся по возрасту, полу, подготовленности, состоянию здоровья), определенное место, время и оборудование занятий;

в) широкие возможности для применения разнообразных методов организации учебной работы.

Различают 3 основных метода организации работы занимающихся на уроках: фронтальный (все работают над одним и тем же материалом под непосредственным руководством преподавателя - так обычно проводятся вводная, подготовительная и заключительная части урока); групповой (занимающиеся разделены на группы, подгруппы, отделения, каждое из к-рых работает над своим особым материалом под общим руководством преподавателя и непосредственным - его помощника - так обычно проводится основная часть урока); метод индивидуальных заданий (каждому занимающемуся дается индивидуальное задание, к-рое он выполняет самостоятельно, консультируясь у преподавателя).

Для регулирования общей нагрузки на уроке упражнения выполняются либо с паузами, либо без пауз - "потоком" - одновременно всеми, поочередно или попеременно (группы, выполняя разные задания, затем меняются местами);

г) взаимосвязь с др. уроками. Каждый урок связан с предыдущим и последующим (закрепляет результаты предыдущего и создает предпосылки для последующего). Место уроков в режиме учебного дня и недели определяется специальным расписанием занятий. Урочная форма создает наиболее благоприятные возможности для решения образовательных задач физич. воспитания. Значение урочной формы особенно велико на начальном этапе воспитания, когда закладываются основы физкультурных знаний, двигательных умений и навыков и раскрываются пути для самостоятельной деятельности.

Уроки физич. упражнений могут быть различного типа. Различают: учебный урок (преобладает обучение новым физич. упражнениям); тренировочный урок (преобладают упражнения, направленные на совершенствование усвоенных двигательных навыков и развитие физич. качеств); учебно-тренировочный и контрольный (проверка усвоенных знаний, умений, навыков, уровня развития физич. качеств).

III. Внеурочные Ф. з. ф. у. Из разнообразных внеурочных Ф. з. ф. у. в практике физич. воспитания наиболее широко используются самостоятельные занятия, состязания, экскурсии и походы, массовые подвижные игры.

Самостоятельные занятия имеют ряд разновидностей: гигиеническая зарядка, самостоятельная тренировка, выполнение домашнего задания по физич. культуре и др. Положительный эффект самостоятельных занятий возможен только при квалифицированной помощи преподавателя или др. специалистов физич. воспитания (консультации, беседы, лекции, методические пособия).

Самостоятельные Ф. з. ф. у. все шире внедряются в быт советских людей. Гигиенической гимнастикой (в частности, утренней зарядкой, передаваемой по радио) занимаются сотни тысяч граждан. Все увеличивается число спортсменов, использующих самостоятельные тренировки как вспомогательную форму спортивного совершенствования. Популярными становятся домашние задания по физич. культуре (особенно в практике работы школ и вузов). Все эти Ф. з. ф. у. призваны сыграть важную роль в развитии массовости физкультурного движения.

Состязания - Ф. з. ф. у. характерная для спорта, но используется также при занятиях гимнастикой, играми и туризмом. Состязание должно строиться в соответствии с общей типовой структурой. Частями занятия здесь будут: организация участников состязания (в том числе инструктаж тренера), разминка, собственно состязание и заключение (подведение итогов, гигиенические процедуры и т. п.). Состязание - суровое испытание физич. и волевых качеств человека, поэтому соревновательная Ф. з. ф. у. может быть эффективно использована для решения ряда задач физич. и нравственного воспитания (развитие физич. и волевых качеств, формирование сознательного поведения и др.). Вместе с тем особенности состязания, в частности максимальные физич. нагрузки, позволяют применять эту Ф. з. ф. у. в практике работы со здоровыми, хорошо физически подготовленными людьми. Значение состязаний многогранно, его нельзя свести только к Ф. з. ф. у. (см. "Спорт", "Соревнования спортивные" ).

Экскурсия и поход - Ф. з. ф. у. специфичные для туризма (см. Туризм ). Основное содержание деятельности участников похода или экскурсии - передвижение, отсюда построение занятия, в частности физич. нагрузка, зависит от задач и условий преодоления маршрута. Разминка здесь имеет вид постепенного "втягивания" в основной темп передвижения. Руководство в большинстве случаев возлагается на одного из участников, что предполагает высокую сознательную дисциплину всех участников, их взаимную ответственность, товарищескую спайку и взаимное уважение. Экскурсии и походы позволяют формировать прикладные навыки, закаливать организм, укреплять здоровье, развивать выносливость, ловкость, инициативность, самостоятельность и др. необходимые в жизни качества. Не меньшее значение они имеют и в деле умственного образования и воспитания патриотизма.

Ф. з. ф. у. могут считаться также массовые самодеятельные игры. Они характеризуются широкой самостоятельностью и яркой эмоциональностью действий занимающихся. В связи с этим типовая структура занятия в игре выражена слабо, и нет возможности строго регулировать нагрузку.

Многообразие Ф. з. ф. у. позволяет гибко решать различные образовательные и воспитательные задачи, применяя те или иные формы с учетом особенностей контингента, средств и др. условий занятий.

Литература: Теория физического воспитания, под общ. ред. Новикова А. Д. Матвеева Л. П. М. 1959. Ефремов Н. Н. Классификация и структура занятий физическими упражнениями. Очерки по теории физического воспитания. М. 1959. Лапандина Н. А. Якубовская В. Г. Методика урока физической культуры в 1 - IV кл. V - X кл. М. 1958.

Источники:

  1. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 3. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М. 'Физкультура и спорт', 1963. 423 с.

Источник: sport-history.ru