Физкультура для всех:

Физические упражнения и массаж у детей грудного возраста

Физические упражнения и массаж в детском возрасте

Физическое развитие детей в раннем возрасте определяет их функциональные возможности и уровень здоровья во взрослом состоянии. Двигательная активность у детей грудного возраста формируется на основе безусловных (врожденных) рефлексов, большая часть которых по мере образования условных двигательных рефлексов постепенно угасает и в это время начинают закладываться предпосылки для формирования циклических движений, которые в дошкольном и препубертатном (младшем школьном) возрасте можно автоматизировать на всю жизнь.

Физические упражнения и массаж у детей грудного возраста

Грудным возрастом считается возраст от 1 мес до года. Пульс у новорожденного около 120-140, а к концу года — около 110-120 ударов в 1 мин. Физическое воспитание в этом возрасте выполняет задачи укрепления организма ребенка, выработки у него общей устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды (в том числе и к инфекциям), развития и закрепления двигательных умений в пределах его физиологических возможностей.

Физические упражнения подразделяют на 3 группы: 1-я группа — рефлекторные упражнения, основанные на безусловных рефлексах; 2-я группа — пассивные упражнения; 3-я группа — активные упражнения. Для проведения занятий физическими упражнениями детей грудного возраста в зависимости от особенностей состояния аппарата движения и других систем организма подразделяют на 4 возрастные группы: I — дети в возрасте от 1,5 до 4 мес, II — от 4 до 6 мес, III — от 6 до 9 мес и IV — от 9 до 12 мес.

Занятия гимнастикой всегда сочетают с массажем и проводят в помещении при температуре 20-22° С на пеленальном столе размером 90 — 80 см, а в домашних условиях — на обычном столе. На стол кладут вчетверо сложенное байковое одеяло, сверху клеенку и чистую индивидуальную пеленку. Ребенка на время занятий полностью обнажают. Занятия гимнастикой с массажем следует проводить ежедневно, а у больных детей по показаниям 2-3 раза в день, с интервалом 30-40 мин после или до кормления. Каждое упражнение повторяют по 4-8 раз, общая продолжительность занятий от 6-8 до 10-15 мин. Руки у проводящего занятия и массаж (медицинской сестры, матери и др.) должны быть чистыми, теплыми и сухими, ногти коротко острижены. Пользоваться вазелином и тальком при массаже не следует. Во время занятий и массажа надо вести ласковый разговор с малышом.

Массаж у детей грудного возраста должен проводиться легко и нежно, движением в лучезапястном суставе, так, чтобы на тело ребенка падала только тяжесть кисти. Нельзя массировать суставы. Особенно осторожно массируют области почек и печени. Массаж следует начинать со спины, затем переходить на заднюю поверхность шеи, рук, ног. Далее ребенка кладут на спину и массируют грудь, руки, ноги, живот массируют в последнюю очередь. Продолжительность общего массажа зависит от возраста ребенка, его физического и эмоционального состояния и продолжается вместе с упражнениями от 6 до 10 — 15 мин.

Упражнения и массаж ребенок должен воспринимать как забавную игру.

У детей I возрастной группы (1,5 до 4 мес) при занятиях гимнастикой используют массаж и некоторые рефлекторные упражнения. Рефлекс ползания — если ребенка положить на живот, то он начинает совершать ползающие движения, которые усиливаются, если к подошвам приставить ладонь, ребенок отталкивается от нее ногами. Этот рефлекс угасает к концу 4-го месяца. Робинсона хватательный рефлекс — физиологический рефлекс, проявляющийся в непроизвольном схватывании предметов, появляется у ребенка при надавливании на его ладони, в ответ на это раздражение он так сильно схватывает пальцы проводящего занятия, что его можно поднять вверх. Рефлекс сохраняется до 3-4 мес. Рефлекс разгибания туловища — при проведении с легким нажатием пальцем по околопозвоночной линии от таза к шее у ребенка, лежащего на боку, происходит разгибание туловища. Рефлекс сохраняется до 3-4 мес.

При массаже у детей в возрасте до 4 мес используют только поглаживание, проводимое дифференцированно. Массаж сгибателей проводят с целью снижения их тонуса, поэтому поглаживание должно быть поверхностным и медленным, а при массаже разгибателей с целью повышения их тонуса поглаживание должно быть несколько более глубоким и энергичным. В этом возрасте до полного исчезновения гипертонуса мышц используют только рефлекторные и активные физические упражнения, а из последних доступны лишь выкладывание на живот и с 3 мес — активные движения руками с попытками захвата ярких игрушек.

Примерный комплекс упражнений и массажа для детей в возрасте от 1,5 до 4 мес

1. Выкладывание на живот. 2. Массаж спины. 3. Массаж ног в положении ребенка на животе. 4. Рефлекторное ползание. 5. Массаж рук в положении на спине. 6. Рефлекторное разгибание туловища на правом боку. 7. Массаж ног в положении на спине. 8. Рефлекторное разгибание туловища на левом боку. 9. Рефлекторное упражнение для стоп. 10. Массаж живота.

Общая продолжительность занятий 6-8 мин. У детей II возрастной группы от 4 до 6 мес с весьма ограниченными двигательными умениями после исчезновения гипертонуса сгибателей нижних конечностей основными средствами гимнастики становятся пассивные упражнения в сочетании с массажем и некоторые активные движения (попытки ползания, поворотов на живот и с живота на спину, хватание руками ярких игрушек). В возрасте 5 мес ребенок может сидеть, держась за что-либо руками, но из-за слабости мышц позвоночник резко сгибается, образуя кифоз; поддерживаемый подмышки ребенок стоит прямо, не подгибая ног, делает попытки освободиться от накинутой на лицо пеленки, удерживает в каждой руке по одной игрушке в течение 20-30 с.

В возрасте 6 мес самостоятельно поворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках, хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой. Пассивные упражнения не ускоряют созревание, но являются важным средством укрепления мышц, а также способствуют овладению активными движениями. Важно в этом возрастном периоде укрепить мышцы туловища и особенно спины, так как к 6 мес дети начинают сидеть. Для этого их следует чаще выкладывать на живот, поощрять ползанье на четвереньках, поворотам на спину и со спины на живот.

Примерный комплекс упражнений и массаж для детей в возрасте от 4 до 6 мес

1. Выкладывание на живот. 2. Массаж спины. 3. «Парение» на животе 3-5 с. 4. Поворот с живота на спину. 5. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди, 4-8 раз. 6. Массаж ног. 7. Поворот на живот. 8. Упражнение в ползании. 9. Поворот с живота на спину. 10. Массаж рук. 11. Сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, 3-5 раз. 12. Отведение и приведение согнутых ног, 3-5 раз. 13. Массаж живота.

С 4 мес при проведении массажа используют поглаживание, разминание, растирание и похлопывание. Пассивные упражнения также должны проводиться медленно, легко и нежно, чтобы не вызвать болевых ощущений у ребенка. Для развития двигательной активности в этом возрасте во время бодрствования ребенка следует помещать в манеж, где на доступном для него расстоянии подвешивают и раскладывают яркие игрушки.

У детей III возрастной группы (от 6 до 8 мес) заметно увеличиваются двигательные возможности. В 7 мес он может подниматься на четвереньки и ползать, самостоятельно сидеть, поддерживаемый подмышки, он переступает, повторяет многократно отдельные слоги, встает на колени, цепляясь за сетку кровати. В возрасте 8 мес самостоятельно садится и из положения сидя сам ложится, встает, цепляясь за барьер, стоит, поддерживаемый за одну руку, поддерживаемый за две руки делает попытки ходить, пытается хлопать в ладоши. В возрасте 9 мес делает попытки стоять без опоры и ходить за стулом, ходит, поддерживаемый за две руки, садится из вертикального положения, встает на колени, собирает мелкие предметы, достает кубики из ящика, следит за падением бросаемых предметов, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослых, начинает понимать обращенную к нему речь, поэтому часть упражнений он может выполнять по словесному указанию: «возьми», «подними», «сядь» и т. п.

В занятиях физическими упражнениями должны сочетаться активные и пассивные упражнения. Целесообразно в паузах отдыха делать массаж (поглаживание) спины и живота. Во время бодрствования следует создавать условия для ползания на четвереньках и не поощрять сидение и стояние. Желательно для ползания на полу выделить отдельное место в комнате.

Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 6 до 9 мес

1. Пассивное одновременно поднимание рук вперед, вверх за голову со словесным указанием. Повторить 4-6 раз. 2. Пассивное со словесным указанием сгибание и разгибание обеих ног одновременно. Повторить 5-7 раз. 3. Активный поворот на живот через правый бок по словесному указанию и побуждению игрушкой.

4. «Парение» на животе, 5-7 с. 5. Массаж спины. 6. Ползание на животе, побуждаемое игрушкой. 7. Активный поворот на спину, побуждаемый игрушкой и словесным указанием. 8. Пассивное отведение рук в стороны и скрещивание их на груди со словесным указанием. Повторить 6-8 раз. 9. Массаж живота. 10. Пассивные круговые движения в тазобедренных суставах. Повторить 4-6 раз. 11. Активный поворот на живот через левый бок. 12. Активный поворот на спину через правый бок. 13. Пассивное присаживание со словесным указанием.

У детей IV возрастной группы от 9 до 12 мес отмечается дальнейшее расширение двигательных умений: 11 — 12-месячный ребенок пытается сам снять чулок, ботинок и т. п. хорошо ходит, поддерживаемый за руку, делает первые шаги без поддержки, наклоняется без приседания. Знает название многих предметов, указывает части тела, охотно выполняет требования взрослых, произносит отдельные слова. В 12 мес продолжительность сна снижается до 14-16 ч в сутки. На занятиях гимнастикой в основном применяют упражнения активные и с помощью, большинство которых выполняется в ИП лежа с использованием игрушек, колечек диаметром 7-10 см, палочек длиной 40 см и диаметром 2 см и др. Основной задачей в этом периоде является закрепление и при необходимости направление двигательных навыков. Форсировать занятия гимнастикой не следует.

При закаливании детей в первом полугодии жизни используют только воздушные ванны при температуре воздуха 24-25° С продолжительностью от 3 до 4 мин и длительное пребывание на свежем воздухе, летом — весь день, а зимой при безветреной погоде тепло одетые дети могут находиться на воздухе при температуре не ниже 10° С 2-3 ч, при более низкой — 15-30 мин 2-3 раза в день. С 7-8-месячного возраста, помимо воздушных ванн, длительность которых увеличивается до 30 мин, можно применять и влажные обтирания, начиная с температуры воды 32-33° и постепенно ее снижая до комнатной температуры. Для ребенка грудного возраста с первых недель жизни применяют гигиенические ванны с температурой воды обычно не выше 37° С (36-35° С).

Источник: www.fizkultura-vsem.ru