Особенности методики занятий физическими упражнениями.

Особенности методики занятий физическими упражнениями. - раздел Культура, РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры 1. Охрана И Укрепление Здоровья, Всестороннее И Гармоническое Физи.

1. Охрана и укрепление здоровья, всестороннее и гармоническое физи­ческое развитие детей. Учитывая незрелость, большую податливость скелета, слабость мышц, низкий уровень сопротивляемости организма важно избегать та­ких влияний, которые выходят за пределы возможностей детей и поэтому вызыва­ют различные перенапряжения, тормозят и нарушают нормальный процесс разви­тия. Будущие дороги жизни, по которым человеку предстоит пройти в разнообраз­ных областях учебной, трудовой, воинской, научной, спортивной деятельности по­требуют, прежде всего, наличия хорошего здоровья, высокой работоспособности, запасов в сопротивляемости неблагоприятным влияниям внешней среды. Поэтому все возможности использования физической культуры должны быть направлены на закаливание, повышение жизнеспособности и сопротивляемости детского орга­низма неблагоприятным факторам внешней среды, на укрепление костной и мы­шечной систем, а также суставно-связочного аппарата, на совершенствование фун­кций сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем. В дошкольном возрасте должны быть созданы благоприятные предпосылки для формирования пра­вильной осанки. В связи с этим, центральное место занимает всестороннее и гар­моническое укрепление всех групп мышц, особенно спины, живота, стопы. Опыт детских садов и отдельных семей (например, семьи Никитиных) убеждает в том, что при систематическом и правильном использовании всех средств физической куль­туры удаётся достичь значительных успехов в укреплении здоровья детей, форми­ровании телосложения и развитии функций.

2. Своевременное развитие движений, формирование жизненно необхо­димых двигательных умений и связанных с ними элементарных знаний. За первые семь лет жизни ребёнок проходит огромный и очень важный путь в разви­тии движений: от хаотичных элементарных движений руками и ногами в первые месяцы жизни до сложных двигательных действий, какими являются ходьба, бег, прыжки, метания и др. Этому ребёнок впервые учится именно в дошкольном возра­сте. Причём развитие движений идёт параллельно с физическим развитием. Оба процесса находятся в сложном взаимодействии, дополняют и стимулируют друг друга. Постепенное накопление двигательного опыта способствует расширению возможностей для благоприятного воздействия на формы и функции детского орга­низма. С другой стороны, задержка и отклонение от нормы в физическом развитии, тормозят формирование жизненно важных умений. Хорошо организованное и сво­евременное использование, предусмотренных программой, средств физической культуры в единстве с режимом питания, сна и т.п. облегчает и стимулирует разви­тие моторики детей дошкольного возраста. Причём от качества и количества усво­енных разнообразных движений и действий существенно зависит диапазон контак­тов с реальной действительностью, а значит и психическое развитие детей.

Лекция 17 Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста

3. Направленное воздействие на развитие ловкости, быстроты, силы, об­шей выносливости.

В дошкольном возрасте не осуществляется специально акцентируемое, изоли­рованное развитие того или иного качества. По мере накопления двигательного опы­та, совершенствования морфофункциональных свойств детского организма созда­ются благоприятные предпосылки для развития всех качеств.

Хорошо организованные групповые занятия физическими упражнениями под ру­ководством квалифицированного воспитателя способствуют развитию ориентиров­ки в пространстве и во времени, согласованности и координированности движе­ний (собственных и коллективных), точности и ритмичности. Всё это, а также сам процесс овладения новыми движениями, развитие двигательного анализатора обус­лавливают возможность совершенствования такого сложного и важного качества как ловкость.

Игровые задания, связанные с необходимостью своевременно и даже быстро реагировать на разные сигналы, способствуют развитию своевременности и быст­роты двигательной реакции. Постепенно, по мере овладения разнообразными спо­собами ходьбы и бега, повышаются требования к скорости передвижения, разви­вается способность к ускорениям. Поскольку детей дошкольного возраста приуча­ют к правильной осанке, т.е. к удерживанию рациональной позы во время всех ви­дов деятельности, встает вопрос о необходимости развития мышечной силы. Время удерживания позы постепенно увеличивается, что способствует укреплению мышц животы, спины. Однако важно использовать и специальные упражнения развития силы соответствующих мышц, в том числе и мышц стопы, от которых зависит фор­мирование полноценного свода и успешность овладения жизненно важными дви­жениями. Для развития силы уместны кратковременные скоростно-силовые упраж­нения (прыжки, метания), а также некоторые упражнения в преодолении веса соб­ственного тела (лазанье и т.п.).

Постепенное развитие силовых способностей у детей дошкольного возраста обеспечивается использованием относительно невысоких нагрузок, создаваемых, главным образом, за счёт преодоления таких сопротивлений, как вес собственного тела и мелкого инвентаря (палочки, мячи, обручи и т.п.).

В дошкольном возрасте развивают только общую выносливость. Постепенное увеличение длительности выполняемых двигательных действий при сохранении до­статочной интенсивности, чередуемое с паузами отдыха, способствует совершен­ствованию вегетативных функций, от которых зависит повышение работоспособ­ности. Фактически все выполняемые двигательные действия вносят определённый вклад в развитие общей выносливости.

В процессе занятий физическими упражнениями создаются благоприятные воз­можности для комплексного воздействия с целью всестороннего формирования лич­ности дошкольников. Однако, возможности могут быть реализованы при условии своевременного решения задач умственного, нравственного, эстетического, тру­дового воспитания. Групповая двигательная деятельность, особенно игровая, сти­мулирует проявление тех или иных отношений к окружающему. В связи с этим важ­но формировать культуру поведения в двигательной деятельности, привычку и даже потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, умение сдер­живать свои желания, эмоции, подчиняться требованиям воспитателя, коллектива, воспитывать скромность, честность, вежливость, доброжелательность и предуп­редительность к товарищам, стремление помогать друг другу и многое другое.

Методика занятий физическими упражнениями зависит от направленности, за­дач и конкретного содержания занятий, условий их проведения, возрастных осо-

217 Теория и методика физической культуры

Лекция 17 Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста

бенностей и двигательных возможностей детей.

Одной из первостепенных и важных целей использования физической культуры в дошкольном возрасте является развитие у детей движений. От этого в значитель­ной степени зависит взаимодействие с окружающим миром и физическое разви­тие детей. В свою очередь, эффективность развития движений зависит от окружа­ющих условий, главным образом, от соответствующего обучения и воспитания. К благоприятным условиям можно отнести: наличие простора для движений и свер­стников для игр, наличие пособий, предметов, игрушек, а главное - квалифициро­ванного руководства со стороны взрослых.

Физическое воспитание детей первого года жизни не выделяется в самостоя­тельный раздел, а сливается со всем процессом воспитания. За первый год ребё­нок должен пройти большой путь в развитии от первых попыток поднимать голову (первый месяц) до умения самостоятельно ходить (к 12-му месяцу). Особенностью методики, от которой зависит развитие движений, является своевременное созда­ние благоприятных условий; кратковременное удерживание ребенка в вертикаль­ном положении на руках, укладывание на живот, распеленание для свободного вы­полнения движений, развешивание и раскладывание игрушек, расстановка посо­бий для стимулирования самостоятельных движений.

Для развития движений детей второго и третьего годов жизни программой пре­дусмотрены: ходьба, равновесие, лазанье, ползание, метание, общеразвивающие упражнения и подвижные игры.

Если в работе с детьми первого года жизни основное место в развитии движе­ний занимали методы упражнения, то методика двигательной подготовки детей вто­рого и третьего годов жизни опирается, кроме того, на методы словесных заданий и демонстрации упражнений. Это объясняется интенсивным развитием речи и спо­собности подражать. Речь детей становится средством общения с окружающими и приобретает решающее значение для их развития. Развитие способности подра­жать имеет особое значение не только для совершенствования поведения и овла­дения речью, но и для развёртывания на более высоком уровне двигательной дея­тельности.

Игровая деятельность детей третьего года жизни становится сложнее и разно­образней. Большое место в их двигательной подготовке занимают сюжетные и ро­левые игры. Поскольку уже на втором году жизни отмечаются значительные разли­чия в темпе и характере развития отдельных детей, учёт индивидуальных особенно­стей каждого ребёнка приобретает большое значение.

Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста направлена на допол­нительное обучение отстающих, активизацию малоподвижных и улучшение физи­ческой подготовленности ослабленных детей, своевременное выявление и исправ­ление отклонений в телосложении. Индивидуальная работа осуществляется в тече­ние всего дня в часы игр и прогулок, с одним ребёнком или небольшой группой де­тей.

Большое место в обучении детей движениям занимают так называемые игровые приёмы (имитация движений, их образность, сюжетность заданий и др.). Особенно это касается детей младшего дошкольного возраста, работа с которыми насыщена подвижными играми и "игровыми упражнениями". Чем моложе возраст, тем мень­ше грани между "поиграть" и "поучиться".

Однако было бы ошибкой понимать обучение детей движениям как обучение толь­ко в игровой форме, только через игры. Особенно это относится к старшему дош­кольному возрасту, к которому можно предъявить большие требования.

Подвижные игры с правилами имеют свои особенности в педагогическом про-

цессе. Большая эмоциональность, повышенная возбудимость, своеобразие взаи­моотношений детей во время игры отвлекают их от указаний и объяснений воспи­тателя, направленных на улучшение качества движений. Особенно это заметно в играх с элементами соревнования и с преодолением препятствий. Процесс игры затрудняет исправление ошибок детей. Обращение воспитателя с целью коррек­ции действий играющих детей может нарушить ход и даже смысл игры (быстро уйти отопасности, своевременно преодолеть препятствие, проявить ловкость, смелость и многое другое).

В ряде случаев начальное обучение, особенно сложным движениям, осуществ­ляется при помощи методов упражнения. Тем более, что упражнения в беге, прыж­ках, метании, лазаньи настолько эмоциональны сами по себе, вызывают такой ин­терес у детей, что игровое оформление становится излишним. Воспитание у детей положительного отношения к процессу упражнения с целью усвоения правильных способов выполнения движений является важным и совершенно необходимым не только для повышения эффективности обучения, но и для подготовки к более слож­ному учению в школе.

Детей дошкольного возраста, ещё неустойчивых в своих настроениях, легко воз­будимых, нельзя перегружать эмоциями. Насыщенность занятия громкой музыкой, яркими предметами, игрушками, смехом вызывает слишком большое возбуждение, отвлекает их внимание от указаний, требований воспитателя, затрудняет процесс активного торможения. Надо оберегать нервную систему ребёнка от сверхсильных раздражений. Вместе с тем, необходимо развивать активное торможение: выслу­шивать до конца указания воспитателя, тормозить свои действия по сигналу и т.п. Что касается количественных достижений, то они нецелесообразны без приобре­тения детьми простейших двигательных умений. По мере овладения основами тех­ники будут создаваться благоприятные предпосылки для повышения количествен­ных показателей детей.

Серьёзное обучение технике движений важно начинать с четырёхлетнего возра­ста, поскольку этот период характерен большой пластичностью коры головного мозга. Благодаря этому сравнительно легко образуются нервные связи, но они не­устойчивы и требуют основательного закрепления. Чтобы дети научились правиль­но выполнять движения, требуется большая и довольно длительная работа в этом направлении. При этом немаловажным является использование показа вместе с пояснениями. При сочетании слова и показа дети получают возможность видеть движение, расширять представления о нем, приучаться осознавать, осмысливать свои действия.

При обучении детей дошкольного возраста движениям широко используются кон­кретные двигательные задания. Они, как правило, построены на действиях с пред­метами: мячами, обручами, гимнастическими палками и др. Ребенку предлагают пролезть в обруч, не задевая подвешенную погремушку, пройти по доске, удержи­вая на голове мешочек с песком, резиновое кольцо и т.п. Такой способ помогает детям осознать поставленную задачу и действовать более целенаправленно.

Итак, начиная с четвёртого года жизни и до седьмого включительно, содержание физического воспитания существенно расширяется и усложняется. Последователь­но включаются более сложные формы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья, рав­новесия и т.п. Всё большее место занимают общеобразовательные упражнения. Хотя показ и подражание продолжают играть значительную роль, постепенно расширя­ется сфера применения словесных заданий, указаний, кратких объяснений, срав­нений и оценок.

Содержание всей воспитательной работы с детьми седьмого года жизни обус­ловлено задачами подготовки их к школе.

219 Теория и методика физической культуры

Источник: allrefs.net