Самые страшные маски

Маска во все времена была средством, с помощью которого человек пытался укрыть свое лицо от окружающих или темных сил. Она служила средством защиты от постороннего любопытства, завис.

Маска во все времена была средством, с помощью которого человек пытался укрыть свое лицо от окружающих или темных сил. Она служила средством защиты от постороннего любопытства, зависти или болезней.

Страшные маски должны были не только отпугнуть, но и деморализовать того, кто их видел, внушить ужас или почтение к тому, кто скрывался за ней. Традиция создания страшных масок прослеживается от древности до наших дней.

В культурах Древнего Мира самые страшные маски создавали индейцы, жившие на территории современного Перу. Во время обряда жертвоприношения, привычного для культовой жизни майя, жуткие маски украшали головы четырех помощников верховного жреца, убивавшего жертву.

В обязанности этих жрецов, называвшихся чака, по имени бога дождя, входило держать конечности жертвы во время ритуального убийства. Маски, которыми полностью скрывались головы чака, представляли собой шлемы из глины и дерева. Шлемы ярко раскрашивались, украшались кожаными вставками, перьями и мехом.

Так как, бог дождя имел несколько воплощений, маски у всех четверых были разными. Одинаковой оставалась оскаленная пасть с вываленным языком и безобразный крючковатый нос. Маски добавляли церемонии таинственности и сопричастности божественному промыслу. Создавалась иллюзия присутствия божества на кровавой церемонии.

Не менее впечатляют и маски демонов, традиционно используемые в Индии. Дико вытаращенные глаза и зубастые пасти призваны внушить почтение к отродьям зла и пытаться уберечься от тех, кого уже узнал в лицо. Самой популярной стала маска Раваны, многоголового царя демонов, одной из центральных фигур эпоса Рамаяна, который ежегодно разыгрывается в виде театрального действа на Шри-Ланке.

Демон считался непобедимым, но пал от рук героя, которому помогал бог-обезьяна. Не смотря на всю омерзительность личины, Равана в повседневном обиходе индусов никого не убивал. В европейской культуре самые страшные маски часто имели вполне невинный вид.

Во время эпидемий чумы, по несколько раз за столетие косившей население больших европейских городов, в Венеции жуть на обывателей нагоняла маска врача. Выполняя роль защиты для самого доктора, маска закрывала лицо и имела длинный клюв, служивший футляром для чеснока или других средств, призванных убивать чумные бациллы.

Появление человека, укутанного черным плащом, на лице которого красовался этот длинный нос, не предвещала ничего хорошего, символизировала скорее скорую гибель, чем медицинскую помощь.

Подобные эмоции будил в обывателях и красный колпак палача, снабженный прорезями для глаз. Не смотря на то, что в цеховом разделении палачи были уважаемыми мастерами, инстинктивный страх при виде рабочего костюма такого мастера преодолеть было трудновато, особенно во времена Великой Инквизиции.

Дорогие россияне тоже, превратили в маску смерти обыкновенный мешок, в котором вырезались дырки для обзора. Подобная маска во времена Анны Иоановны, надетая на голову любого подследственного, превращала его в "языка". Подобный субъект становился смертельно опасным для любого прохожего, на которого мог указать, произнеся только одну фразу, "слово и дело". Этого было достаточно, чтобы попасть в пыточный подвал на дыбу.

В современном мире страшные маски широко используются в киноиндустрии, щекоча нервы зрителям и расшатывая неустойчивую психику подростков и душевнобольных.

Многочисленные морды чужих и инопланетян постепенно уступили место маскам психопатических субъектов, пачками режущих всевозможными подручными средствами ни в чем не повинных граждан. Арсенал масок злодеев велик. Тут и милые физиономии Святых Николаев, которые используют грабители, стреляющие в посетителей банков из обычных беретт, и кожа с человеческих лиц, приспособленная для домашней эстетической медицины обладателями техасских бензопил.

Особняком стоят мордашки клоунов, за которыми подчас скрываются дяди, обделенные в детстве материнской любовью, а во взрослой жизни малейшим состраданием к людям.

Широкое распространение фильмов с использованием подобного рода спецэффектов, мало способствует оздоровлению психики общества. Увеличивает тревожность и неуверенность в жителях мегаполисов, которые и без того из-за неуверенности в завтрашнем дне и утрате четких жизненных ценностей снизили деторождение до критических цифр, ставя европейскую и американскую цивилизацию на грань выживания, пытаясь конкурировать с вымершими индейскими племенами.

всегда были неотъемлемой частью человеческой жизни. Это обусловлено тем, что страх - одна из наиболее сильных эмоций, способных управлять практически любым человеком.