Кожаное лицо (Leatherface) – безумный техасец с бензопилой и под маской

Июнь 20, 2012 MidnightMan

Кожаное лицо (Leatherface) 1974

Данный антигерой немалого количества фильмов ужасов первоначально был придуман на основе реально существующего американского маньяка Эда Гейна (Ed Gein), получившего обширную известность в США. Тем самым, маска из человеческой кожи на лице у сумасшедшего перебазировалась на экраны впервые в 1974-ом году в художественном фильме «Техасская резня бензопилой» («The Texas Chain Saw Massacre») режиссёра Тоуба Хупера (Tobe Hooper). Персонаж был создан сценаристом Кимом Хенкелем (Kim Henkel) и соответственно упомянутым выше режиссёром.

По словам Тоуба Хупера этот человек изображал своего рода большого ребёнка, который безоговорочно подчиняется приказам родным, совершая все убийства от страха ощущать в своём доме посторонних. В данной версии играл маньяка актёр Гуннар Хансен (Gunnar Hansen), подтверждающий в интервью, сказанные режиссёрские слова по отношению к своему персонажу.

Кожаное лицо (Leatherface) 1986

Цикл экранных произведений, где появляется Кожаное лицо необходимо делить на два этапа: серия, берущая своё начало с 1974-го года, и с перезапуска 2003-го. Однако всегда дородный злодей с жужжащей бензопилой являлся каннибалом, как и его бессменно сопутствующие родичи, а так же никогда не умирал, во всяком случае, явственно. И всё время сюжеты состояли из приблизительно единой фабулы: группа молодёжи проезжает по пустынной местности Техаса, где волей случая набредает на особняк с маньяками. Ну а далее: давящие мрачные стены жуткой обители, клаустрофобия, болезненный зелёно-коричневый выцветший фон декораций, безысходность, садизм, жужжащая цепь пилы.

В культовом оригинале «Техасская резня бензопилой» («The Texas Chain Saw Massacre») персонаж проживал в доме, усыпанном костями людских жертв. Здесь у него был старший брат Дрэйтон Сойер (Drayton Sawyer), владеющий заправкой, знаемый, как Повар (Cook) или Старик (Old Man), Так же киношная семья состояла из Ниббинса Сойера (Nubbins Sawyer) – хичкакера (Hitchhiker), и дедули (Grandpa). Кожаное лицо выглядел массивным забитым полоумным в фартуке, покорно терпящим подгоняющие пинки и издёвки окружающих, требующих убивать приезжих гостей.

В сиквеле всё того же режиссёра Тоуба Хупера «Техасская резня бензопилой 2» («The Texas Chainsaw Massacre 2») 1986-го года, фильм получил оттенок чёрного юмора, высмеивающий ряд знаковых моментов из оригинала, как например, распространяющийся по штату скрытый каннибализм в коммерческих целях Дрэйтоном Сойером. В историю было так же внесено некоторое количество сородичей Кожаного лица. Помимо этого, семейки антигероев противопоставили положительного персонажа – шерифа Лефти, чтобы в концовке подарить на суд зрителям поединок на бензопилах. Вообще кино подвергалась ряду переделок, отличительных от первоначального режиссёрского виденья, поэтому, местами в нём присутствует дисбаланс меж юмором и ужасом, однако без явных конфликтов двух направлений.

В третий раз миру явилось продолжение под заглавием «Техасская резня бензопилой 3: Кожаное лицо» («Leatherface: The Texas Chainsaw Massacre III») 1990-го года выхода. Режиссёр Джефф Барр (Jeff Burr) предпочёл выставить Кожаное лицо более зловещим, молчаливым, сильным, независимым, нежели ранее. На место уничтоженной семейки (кроме мумифицированных останков дедули) из былой части, убийце дали приют не менее сумасшедшие маньяки, одинаково промышляющие грабежом проезжающих и каннибализмом. В подарок была преподнесена новая усовершенствованная бензопила с гордой философичной надписью «Пила – это семья». К тому же на этот раз Кожаное лицо водил джип в охоте на невольных гостей. Роль Текса (Tex) — одного из каннибалов играл Вигго Мортенсен (Viggo Mortensen), что становится любопытным фактом в фильмографии ныне известного Голливудского актёра.

Ким Хенкел (Kim Henkel)

Когда настало время для очередного продолжения, за дело взялся один из родоначальников всего сериала — Ким Хенкел, поставивший «Техасская резня бензопилой 4: Новое поколение» («Texas Chainsaw Massacre: The Next Generation») 1994-го года. Фильм вышел провальным, недосказанным, сумбурным, и путающим множество логических цепочек. Но на то был целый ряд причин, которые может почерпнуть каждый, зайдя на официальный англоязычный сайт, посвящённый данному проекту с множеством весомых интервью всей съёмочной группы. И об этом мне хочется рассказать более подробно.

Во-первых, первоначально Ким Хенкел (в качестве сценариста, продюсера и режиссёра) желал ставить не очередное продолжение истории, а предполагал выдать ремейк-переосмысление темы от самых низов. Эта картина обещала стать тем, что не позволил в своё время Тоуб Хупер в совместной работе 70-х. Все введенные в фильм прописанные персонажи, на самом деле, обыгрывают былые личности оригинала в новой интерпретации, к примеру, хромоногий Вилмер (Vilmer) это прообраз непоседливого хичкакера.

Во-вторых, на передний план, безусловно, выпирает для многих вопиющий факт, что маньяк Кожаное лицо постепенно проходит ряд психических и визуальных метаморфоз, впоследствии превращаясь в трансвестита в женском платье. Здесь же, есть вполне адекватный ответ, который не каждому удалось подметить. Дело в том, что в самой первой версии у Кожаного лица существовало три набора масок. По задумке создателей они носили названия: «Убийственная маска» («Killing Mask»), «Бабушкина маска» («Grandmother Mask»), и «Маска красотки» («Pretty Woman Mask»). Гуннар Хансен делиться рассказом, что для маньяка с бензопилой маска становилась ментальным переключателем, заставляющим полностью менять структуру своего поведения, вживаясь в избранную личину. Вот и в переосмыслении идей, Хенкел более наглядно указал на тройственность больного рассудка Кожаного лица, явив разные маски – кардинально разные личности в одном теле. Это особенно заметно, когда Кожаное лицо предстаёт в «Бабушкиной маске» — забитый, испуганный, визжащий, унижающийся. Когда же он налепляет «Маску красотки», то это уже совершенно иной человек, воплощённый вплоть до платья. Тем самым, «женский» образ не выбивается из общей истории, это только лишь чётко обозначенная огранка тотально сумасшедшего персонажа. В этом полностью солидарен и исполнитель данной роли маньяка с бензопилой Роберт Джекс (Robert Jacks).

Кожаное лицо (Leatherface) 2006

А в-третьих, из-за разногласий со студией, прокатчиками, не воспринявшими особый авторский взгляд, оригинальное «чистое» детище Кима Хенкеля лишь один раз было показано в кинотеатре, а далее подверглось заметной модификации-подгонки под диктат, посему пролежало на полке, пока не вышло на видеокассетах тем, что есть возможность увидеть на телеэкранах, представленной четвёртым продолжением, кое местами очень схоже с оригиналом в силу «захлебнувшегося» ремейка.

В этом фильме есть три занимательных момента: наличие на двух центровых ролях, тогда ещё неизвестных Рене Зеллвегер (Renée Zellweger) и Мэттью МакКонахи (Matthew McConaughey), отказ Джима Сьедоу – актёра из первой истории, перевоплотиться в эпизодическом амплуа дедули, но зато в эпилоге существует мимолётное явление пары участников версии 70-х: санитара и женщины, бывших Франклином (инвалидом в коляске) и Салли (главной героиней).

Собственно на такой вот неудачной недовведенной до ума ноте первый сериал оканчивается, уступая дорогу новому поколению режиссёров и сценаристов, снявших уже несколько иные картины по ритму и содержанию, но так же повествующих о техасской семье каннибалов. Здесь Кожаное лицо прописан наглядно сильным и мрачным с большим уклоном в повествование об его личности.

В 2003-ем году началом перезапуска стал фильм «Техасская резня бензопилой» («The Texas Chainsaw Massacre») режиссёра Маркуса Ниспела (Marcus Nispel). Здесь зритель узнаёт настоящее имя Кожаного лица — Томас Браун Хьюитт (Thomas Brown Hewitt), а так же день рождения 7 августа 1939-го года. Его приёмной матерью является Луда Мэй Хьюитт (Luda May Hewitt), решившая воспитать ребёнка с физическим дефектом лица. Собственно из-за этого его детство полнилось издевательствами сверстников, что стало ещё одной каплей в чан с глубоким психическим расстройством.

Спустя пару лет в 2006-ом вышла предыстория «Техасская резня бензопилой: Начало» («The Texas Chainsaw Massacre and The Texas Chainsaw Massacre: The Beginning») снятая Джонатаном Либесманом (Jonathan Liebesman). На этот раз режиссёр показал точку отчёта, становления техасской семьи на путь убийств и каннибализма, связанный с социальным и экономическим подтекстом. А так же рассказ содержит показательные кадры метаморфоз Томаса Хьюитта, когда он впервые надел на себя маску из человеческой кожи, став Кожаным лицом.

Помимо этих экранных произведений, на свет выходят множественные комиксы о персонаже Кожаное лицо, его облик давно используется для пародий с человеком, водрузившим над головой работающую жужжащую бензопилу, в безумном экстазе, и интерес не утихает по сей день, когда ожидается ещё одна версия истории о техасце с маской на лице, должно быть олицетворяющим в кино-хорроре начало необузданного сумасшедшего хаоса, без грации и элегантного такта, который использует эффект ужаса в стези откровенной жути физической прямолинейной расправы, подстерегающей героев где-то за очередным пыльным поворотом пустой деревенской дороги. Так же его с лихвой можно отнести к тем экранным фобиям, которые связаны с так называемой «неприветливой глубинкой», населённой полудикими грязными жителями, всячески только и мечтающих поиздеваться над приезжими горожанами.