Классный час "Ранняя беременность"

Форма: круглый стол

Цель: способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни, благополучию и счастью в семье.

Задачи:
  • Познакомить студентов с физиологическими, психологическими и социальными проблемами ранней беременности.
  • Формировать умение самостоятельно анализировать проблемные ситуации, которые возникают в подростковом возрасте.
  • Выявить и обсудить причины ранней беременности.
  • Профилактика ранних половых связей и беременности

Оснащение: мультимедийная установка

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Студент: Доброе утро, уважаемые гости! Сегодня мы с вами поговорим о великом предназначении женщины – материнстве и о проблемах, которые связаны с этим предназначением. Каждый из нас знает, что девочка, рожденная на планете Земля, в будущем призвана стать матерью, продолжательницей рода человеческого. Так было, есть и будет. И начать наш классный час хочется словами Пьера Бомарше, обращенными к нашим милым девушкам,

«Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно».

Студентка читает стихотворение С. Острового (слайд 2)

Есть в природе знак простой и вещий,

Ярко обозначенный в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках!

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках!

(слайд 3) Преподаватель: Действительно, женщина – прекрасное творение природы, она олицетворяет собой начало жизни, любовь, счастье на Земле. А можете ли вы представить себе мать, которая хочет причинить зло своему ребенку? Наверное, нет, ведь нормой для нас матерей, стало бескорыстное самопожертвование во имя своего ребенка. Однако участились случаи, когда матерями становятся совсем еще юные женщины в 13-14 лет, которым впору играть с куклами, а не воспитывать ребенка; участились случаи прерывания беременности юными мамами, а сколько брошенных детей в детских домах, помойках, мусорных баках!

«Мама, я беременна…» – растирая сопли и глотая слёзы, дрожащим голосом говорит девочка-школьница. Она еще вчера играла в куклы, а сегодня взрослая жизнь сыграла с ней жестокую шутку. Даже в страшном сне матери не хотели бы видеть своих дочерей в такой ситуации. Но такое случается сплошь и рядом. Почему так происходит? Как уберечься от такой проблемы как ранняя беременность? Попробуем разобраться.

Как известно, хорошо все то, что происходит вовремя. (слайд 4)

Ранней беременностью (ее еще называют подростковой) принято считать состояние беременности у девочек-подростков 13-18 лет. Именно в этом возрасте у девочки идет гормональная перестройка организма, когда она «уже не девочка, но еще не женщина», Конечно, в некоторых странах Африки или Азии ранняя, по нашим меркам, беременность может восприниматься обществом вполне нормально, но кто в этих странах придает значение шокирующим показателям детской смертности, в том числе во время родов? В конце концов, в наших, европейских широтах нет острой необходимости пораньше рожать много детей-помощников в сельскохозяйственных работах, например, для возделывания плантаций риса, как это было в древнем Китае. А раннюю беременность девочки-подростка не станут считать благословением небес, как это происходит в некоторых африканских деревнях.

В развитых странах большинство подростковых беременностей являются незапланированными и, как следствие, в 70% случаев заканчиваются абортами, причем на поздних сроках, 15% – выкидышами и только 15% приходится на роды. Почему же сейчас, в наш информационный век, существует проблема ранней беременности? Основная причина – отсутствие или недостаточное половое воспитание подростков. Мало кто всерьез задумывается о последствиях беременности несозревшего организма, а их множество.

Мы провели анкетирование студентов первого курса нашего колледжа. На наши вопросы ответили 95 студентов, из них 11 юношей и 84 девушки.

(слайд 5) Студент: На вопрос: «В каком возрасте, на ваш взгляд, можно начинать интимные отношения с противоположным полом?» мы получили следующие ответы: 2 студента считают, что интимные отношения можно начинать до 14 лет; 34 решили приступить к ним с 14 до 18 лет; 42 – после 18 лет; и только 17 – после вступления в брак, причем половина из них юноши.

(слайд 6) Преподаватель: Принято считать, что трагедия подростковой беременности в том, что весь мир (и в первую очередь родители и общество) отворачивается от юной беременной. Но на самом деле этот "мир" отворачивается от девочки гораздо раньше, и если хотите, беременность часто бывает именно следствием этого, а не причиной. Вот несколько наиболее типичных ситуаций:

"РИСКОВАННОЕ" ПОВЕДЕНИЕ. Часто беременеют девочки, которые "связываются с плохой компанией". Но попадает подросток в такие компании опять же оттого, что, став в семье и обществе одиноким и отвергнутым, начинает, во-первых, искать "понимания" где только можно, а во-вторых, бессознательно выбирать наиболее рискованный (или как еще говорится – суицидально направленный ) тип поведения. И девочке, проводящей время в таких компаниях, вроде бы уже и не до сохранения своего здоровья и своей жизни. Поэтому она особо не заботится о последствиях подобного общения…

БЕРЕМЕННОСТЬ "ЗАПЛАНИРОВАННАЯ". Как правило, девочка стремится решить таким способом собственные психологические проблемы. В частности, утвердить собственную ценность (никто меня не любит, ну так я себе ребеночка рожу, он меня будет любить) или выразить протест против безудержной сверхопеки родителей, которые свою дочь, опять же, психологически не слышат (мама, ну как еще доказать тебе, что я уже взрослая и хватит меня воспитывать?) Понятно, что диалог с использованием подобных методов неконструктивен, к тому же факт беременности такой девочки – доказательство не "взрослости", а скорее инфантильности (она еще не повзрослела настолько, чтобы думать о последствиях своих действий и ответственности за них…).

ИЗНАСИЛОВАНИЕ. Надо заметить, что большую часть таких изнасилований совершают не маньяки, а друзья и знакомые (иногда мамины). Но даже если девочка-подросток стала жертвой нападения незнакомца – то опять же, почему она оказалась, к примеру, одна на улице в поздний час? Ее выгнали из дома или она сама сбежала от своего "домашнего уюта"? Или родителям изначально безразлична судьба дочери, и они не обучили ее основам безопасного поведения? К тому же после факта насилия не были приняты необходимые профилактические меры – во многом потому, что девочка так или иначе не смогла рассказать родителям о том, что с ней произошло…

БЕРЕМЕННОСТЬ ПО НЕВЕДЕНИЮ. Нередко даже в наш просвещенный век девочки на самом деле не ведают, что творят. Часто рассчитывают на "более опытного" партнера, особенно если ей 14, а ему аж 16… А будучи предоставлена в этом вопросе сама себе, девочка окажется неспособной подобрать эффективные средства контрацепции, не свяжет с прошедшей близостью сбои в месячных, а увеличение талии сочтет признаком необходимости сесть на диету… Поэтому "упущенные" подростковые беременности – это результат отсутствия качественного, продуманного сексуального воспитания, и в том числе возможности грамотных диалогов на эту тему в семье.

(слайд 7) Этот вывод подтверждает проведенное нами анкетирование, которое показало, что основным источником информации по вопросам интимных отношений являются друзья и Интернет и другие СМИ. Лишь 20% родителей наших студентов сумели грамотно и доходчиво донести информацию до своих детей.

(слайд 8) Давайте выясним и обсудим что, на ваш взгляд. Побуждает подростков к раннему вступлению в интимные связи.

Обсуждение вопроса: «Что побуждает подростков к раннему вступлению в интимные связи?»

(слайд 9) Подводя итог нашего обсуждения, хочу познакомить вас с ответами студентов на данный вопрос: первой причиной является желание удержать любовь – 57 студентов;

20 респондентов считают, что ранние интимные связи являются нормой; часть подростков, таким образом, стремятся утвердить свое «Я»; для некоторых подростков раннее вступление в интимные отношения является средством избавления от одиночества.

(слайд 10) Вступив в интимные отношения, далеко не все задумываются о последствиях этих отношений. И вот это произошло, ранняя беременность, а с ней и проблемы.

(слайд 11) Это проблемы со здоровьем, психологические и социальные проблемы. Давайте остановимся на каждой из них.

(слайд 12) Студент: Проблемы здоровья при ранней беременности.

Основная проблема заключается в том, что тело молодой женщины не готово физически вынашивать ребенка в таком юном возрасте.

Подросток находится в смятении, не знает, прекратить ли беременность или продолжать. Если девочка решается на аборт, она должна понимать, что в последствии, могут возникнуть гинекологические проблемы, вплоть до бесплодия. Если она решает рожать, то подвергнет себя серьезному испытанию, ведь в неокрепшем организме молодой женщины начнут происходить многочисленные сложные изменения, которые способствуют внутриутробному развитию плода, готовят организм к родам и грудному вскармливанию.

Организм беременной женщины начинает накапливать строительный материал для растущего организма: азот (для синтеза белка), жиры (для формирования тканей плода), железо (для образования крови), калий (для работы сердечной мышцы), магний, кобальт, медь. А это все – дополнительная нагрузка на организм будущей матери. Также при беременности значительно усиливается работа сердечно-сосудистой системы, что, в свою очередь, заставляет работать в усиленном режиме печень и почки.

Неподготовленный организм просто может не справиться со столь сложной задачей, как вынашивание и роды здорового ребенка. Вес ниже нормы у младенцев или младенцы с врожденными дефектами – общий печальный результат беременности подростка.

Риск для беременного подростка:
  • анемия (снижение концентрации гемоглобина в крови);
  • гипертония (повышенное артериальное давление);
  • токсикоз;
  • преэклампсия (поздний токсикоз),
  • недостаточное прибавление веса во время беременности (из-за плохого питания, нездорового образа жизни );
  • предлежание плаценты (из-за недостаточного уровня гормонов );
  • выкидыш ;
  • преждевременные роды;
  • осложнения в течение родов – непроходимость плода, разрешение кесаревым сечением (из-за клинически узкого таза ).
  • недоношенность (чем раньше рождается ребенок, тем выше риск развития проблем со зрением, пищеварением, дыхательной системой, общим развитием организма);
  • маловесность новорожденного (2,5-1,5 кг);
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • родовые травмы ;
  • большая вероятность искусственного вскармливания (из-за недостаточной мотивации мам -подростков);
  • предрасположенность к отставанию в умственном и физическом развитии.

(слайд 13) Студент: Психологическая проблема ранней беременности

Не менее важной является и психологическая проблема ранней беременности. Узнав о своем положении, молодые девушки испытывают шок и пребывают в панике. Психологи говорят, что обычной реакцией является чувство вины, гнев и нежелание признать случившееся. Это приводит к опасным последствиям, ведь девочка может остаться без необходимой и своевременной медицинской помощи.

Зачастую, беременным девочкам не с кем поделиться своими переживаниями, они замыкаются в себе, часто бывают подавлены, ощущают вину и страх.

Это неудивительно, ведь происходит резкий переход из детства во взрослую жизнь, девочка сталкивается с первым серьезным решением в своей жизни. Причем принять важное решение нужно ей самой, молодые отцы, обычно, сразу перестают быть «крутыми парнями» и предпочитают уйти в сторону.

(слайд 14) Студент: Социальная проблема ранней беременности

Даже в самом прогрессивном обществе беременные подростки часто сталкиваются, как минимум, с осуждением. Девочка часто остается один на один со своей проблемой, боится признаться даже родителям. К тому же, чаще ранняя беременность происходит у детей из неблагополучных семей, когда между родителями и детьми нет нормальных отношений, не говоря уже о каком-то воспитании. Кроме того, забеременев, девочка вынуждена бросить школу или совмещать материнство с обучением, что в большинстве случаев нереально. Нехватка образования «ставит крест» на дальнейшей самореализации девочки, у нее практически нет шансов получить хорошую работу, сделать карьеру. Нет хорошей работы – значит, нет достаточного количества денег, что, в свою очередь, толкает молодую мать на преступления. Беззащитность часто приводит к насилию в семье, безысходность подталкивает к алкоголизму и употреблению наркотиков. Такие женщины, зачастую, повторно беременеют, не достигнув и 20 лет. А их дети, в свою очередь, оказываются никому не нужными и пополняют дома малютки.

(слайд 15) Если это случилось. Что делать?

Студентка: Таким образом ситуация ранней беременности вполне может быть названа экстремальной (особенно если девочка вынуждена принимать решение в одиночку). И тут, как в случае любой опасности, можно дать четкие рекомендации: что и как следует делать.

1. При подозрении на беременность надеяться, что все рассосется, как известно, бессмысленно. Лучше обратиться к врачу.

2. Если девочка столкнется с тем, что специалисты к ней в принципе относятся несерьезно, читают мораль, стыдят, унижают и т.п. она вполне может обратиться в один из кризисных центров, где работают по этой проблеме.

3. Если беременность подтверждена, то судьбу ее следует решать комплексно. Очень полезно выяснить мнения не только гинеколога, но и других специалистов. Но даже самые объективные консультанты все равно наверняка не сойдутся во мнениях! Каждый будет приводить свои аргументы. И задача девочки – все выслушать, а потом взвесить все "за" и "против" и хорошенько подумать самой.

4. При учете всех мнений нужно постараться исключить из "списка экспертов" тех, кто, не являясь профессионалом в данной области, может откровенно "надавить" и заставить принять не самое адекватное решение. Это могут быть подруги, родственники и т.п.

Обсуждение вопроса: «Если это случилось. Что делать?»

(слайд 16) Преподаватель: Итак, можно подвести итог нашему обсуждению: при благополучном исходе, когда молодые люди готовы к созданию семьи и родители их поддерживают – это заканчивается браком; при менее удачном исходе, когда молодой человек не готов к дальнейшей совместной жизни, а родители поддерживают дочь в желании стать матерью или настаивают на сохранении беременности, то в итоге – мать-одиночка; при ситуации, когда родители и молодой человек против, девушка хочет сохранить беременность, она станет матерью – одиночкой, но уже без поддержки близких; и самым печальным вариантом ответа на этот вопрос является – аборт.

(слайд 17) Стихотворение (читает студентка)

Александр Танский

О неродившемся ребёнке

Я извлечён врачом был острой ложкой

В кровавой жиже.

В тиши больницы.

Уж приговор врачи мне подписали –

Мне не родиться.

Лежу в лотке я — крохотный комочек,

Всего пять граммов.

Немой вопрос, застывший между строчек:

ЗА ЧТО ЖЕ,МАМА.

(слайд 18) Преподаватель: Девушка, узнав о своём состоянии, подчас в страхе перед родителями любыми способами пытается избавиться от беременности, исключить столь нежелательные последствия. А это может привести и к смертельному исходу. А иногда, случается и так, что, выносив ребёнка, нерадивые мамы пытаются избавиться от него всеми путями. Так чаще всего «ненужных» детей оставляют в роддоме или подбрасывают в детдом. Горе раскаявшихся матерей можно видеть в художественной литературе и документальных фильмах.

Медицинский аборт никогда не гарантирует полной безопасности, что в последствии приводит к большим проблемам в семье, ставив под угрозу личное счастья девушки. Угрызения совести, нравственное падение, эмоциональная безысходность и, в конце концов, одинокая старость – всё это становится последствием нежелательной беременности в раннем возрасте.

9 из опрошенных, к сожалению, прервут беременность, если такое произойдет, 31 студентка еще не знает, как бы поступила, 55 наших студентов готовы сохранить беременность при любых обстоятельствах.

(слайд 19) Как же вообще стоит относиться к факту ранней беременности? Мы спросили наших студентов и об этом.

Студент: 44 из 95 относятся отрицательно, 11 боятся этого, 10 респондентов никогда не задумывались об этом, а 27 считают, что им это не грозит, хотя среди опрошенных всего 11 юношей, и только трое считают, что ранняя беременность вполне допустима. Остается надеяться на благоразумие наших девушек и юношей.

(слайд 20) Преподаватель: К кому наши девушки придут с новостью о своей беременности, если это вдруг произойдет? 55 надеются на помощь самого близкого человека–мамы, 10 обратятся к родственникам, вероятно опасаясь гнева мамы, 9 пойдут к друзьям, а вот 14 считают, что справятся сами. Каким образом подросток может решить эту проблему сам или с помощью друзей ясно всем – это скорее всего прерывание беременности, а значит причинение вреда здоровью как физически так и морально.

(слайд 21) Так кто же, все таки бывает виноват в ранней беременности? Иногда утверждают, что такая ситуация возникает лишь в "неблагополучных семьях", имея в виду прежде всего неблагополучие, к примеру, социально-финансовое. Однако подобное может случиться и в самой вроде бы с виду благополучной и образцовой семье. Давайте обсудим этот вопрос.

Обсуждение вопроса: «Кто виноват в ранней беременности?»

(слайд 22) Преподаватель: Во время дискуссии прозвучало большое количество версий о виноватых. Давайте сравним мнение присутствующих с результатами анкетирования. Более половины считают, что в случившемся виноваты оба: девушка и юноша, 24 респондента считают, что виновата девушка, 11 возложили вину на юношей. К сожалению, наше исследование выявило, что 7 респондентов обвинили в происшедшем родителей, которые недооценили сексуальную активность своих детей. Трое студентов считают главным виновником ранней беременности учебное заведение, которое не провело соответствующей профилактической работы, которой мы сейчас и занимаемся.

(слайды23, 24) Студент: Основная причина ранней беременности заключается в недостаточной информированности подростков о различных аспектах половой жизни и контрацепции. В этом возрасте многие имеют достаточно смутные представления о беременности, среди подростков распространены многочисленные мифы о том, что после первого раза нельзя забеременеть и т.п. которые и имеют результатом раннюю беременность. Кроме того, для подростков характерно достаточно легкомысленное отношение к этому вопросу. Теоретически, они знают, что могут забеременеть и нужно предохраняться, практически же это им кажется далеким, нереальным и не стоящим внимания вопросом. Радует, что наши студенты знают средства контрацепции и возможные заболевания, передаваемые половым путем.

(слайд 25) Преподаватель: О том, как предотвратить раннюю беременность своих детей, обязательно должны подумать и родители, вовремя обеспечив их подробной информацией по вопросам беременности и контрацепции, объяснив всю серьезность возможных последствий. Проблему лучше предотвратить, чем после бороться с её последствиями. Не зря говорили отважные разведчики: «Предупрежден – значит вооружен». Подросткам и их родителям нужно стремиться сохранять доверительные отношения. Разговаривайте со своим ребенком на равных, не обходите «запретные» темы стороной. Причем это касается родителей и девочек, и мальчиков. Мальчики нуждаются в общении со стороны отца, поэтому если семья неполная, позаботьтесь о том, чтобы ребенок общался с мужчинами на подобные темы. Это может быть дедушка, дядя, старший брат или другой родственник. Можно дать почитать своему ребенку необходимую литературу. Этот вариант хорош для родителей, которые чувствуют, что не готовы к такому разговору с сыном или дочерью. Неплохой вариант – подбрасывание детям «родительских таблеток от головной боли» — презервативов. Только комбинировать эти действия нужно с половым воспитанием и рассказами о методах предохранения от нежелательной беременности. Конечно, речь тут идет не об изнасиловании, от которого никто не застрахован, к сожалению. И об этой опасности дети должны тоже знать. Большое значение имеет половое воспитание в школе, лекции медицинских работников, демонстрация фильмов об интимной стороне человеческой жизни и о физиологии человека. Девочка, которая уже начала половую жизнь, должна быть проинформирована о последствиях. Кроме того, она должна решить для себя: готова ли она к ранней беременности. Если нет, позаботиться о методе контрацепции. Помните, что половое воспитание подростка – это не нудные и назидательные беседы, от которых сын или дочь норовит побыстрее улизнуть. Дети не должны воспринимать в «штыки» рассказы родителей о методах предохранения от беременности. Лучшее, что могут сделать родители – донести до сознания своего чада, что во взрослой жизни они должны будут принимать решения другого уровня, и за каждое совершенное действие нужно отвечать.

(слайд 26) Студентка. Исповедь «маленькой мамы»

«Моей самой большой мечтой остается семья»

ЛЕНА (Санкт-Петербург): Мама родила меня после развода и так больше и не вышла замуж, поэтому я совсем не знала, что такое настоящая семейная жизнь. А мне очень хотелось узнать, пусть даже на своем примере.

С Сережей мы познакомились на танцах. Мне было 15, я училась в девятом классе. Сережа мне сразу понравился, он был красивый, высокий и хорошо танцевал. Ему уже исполнилось 16, но выглядел он гораздо старше. Я даже не знаю, почему он обратил на меня внимание, ведь на дискотеке было много красивых девчонок, и одета я была не очень модно. Мама мне не разрешала встречаться с мальчиками на стороне, ну, я стала приглашать Сережу к нам домой. Музыку слушали, смотрели телевизор… Сережа интересовался только музыкой и машинами, хотел быть шофером.

А я хотела семью. И поэтому не сильно сопротивлялась, когда Сергей начал склонять меня к «постельным» отношениям. Я почему-то решила, что он меня любит и тоже хочет семью.

Мы оба испугались, когда я поняла, что беременна. Я очень боялась рассказывать об этом маме, потому что не хотела, чтобы нас ругали. Я думала, она запретит нам видеться. Сережа предложил никому ничего не рассказывать, а дождаться родов, и тогда уже ничего нельзя будет запретить.

А потом живот стал заметен, и мама обо всем узнала. Она меня не ругала, только плакала и все время повторяла, что я сломала себе жизнь. Они договорились с бабушкой, что я поеду к ней в Калининград и там мне вызовут преждевременные роды. Я вернусь в Питер и закончу школу, а потом попробую поступить в институт. Но я не хотела в институт, я хотела семью. Странно, что мама и бабушка не подумали, что ребенок уже живой, ведь он вовсю шевелится, а если искусственные роды, то он будет уже не живой. Но я была на все согласна, только бы меня не разлучали с Сергеем.

Нам назначили обследование и день госпитализации. А я писала Сереже письма, и бабушка видела, как я скучаю. Она позвонила маме и сказала: «Они должны быть вместе, да и дите живое убивать негоже!» Мама вздохнула и пошла к Сережиным родителям.

Родители сначала Сережу отругали, потом обе мамы поплакали, успокоились и решили, что мне нужно рожать и нам с Сережей пожениться. Сергей сидел насупившись и никакой особой радости не выразил. Впрочем, и не возражал. Так я вернулась рожать домой.

Что заставило меня полюбить будущего ребенка? Наверное, сбывающаяся мечта о семье – нас будет трое. Я верила, что Сережа будет добрым, заботливым, будет нас любить и беречь. Ведь он не отказывался жениться. Но Сергей стал поступать в техникум и под этим предлогом приходил все реже и реже.

В конце августа я родила девочку, а 1 сентября пошла в 10 класс. Сережа меня не навещал, но встречать из роддома пришел. Был спокоен, удивительно сдержан, на вопрос об имени дочери ответил: «Как сама решишь».

В школе смотрели на меня кто с осуждением, кто с удивлением. Классная сказала, что я сделала большую глупость, начав так рано жить половой жизнью, но что правильно не стала портить здоровье абортом. И всегда отпускала меня с уроков покормить дочку или посидеть дома, если она хворала.

Сергей учился в техникуме и приходил все реже и реже. На вопросы о свадьбе отговаривался тем, что нужно скопить денег. А потом очередной мамин возлюбленный как-то поссорился с Сережей, заявив, что он мне не пара. Видимо, Сергей только этого и ждал. Или чего-то подобного. Он тоже вспылил, сказал, что никогда меня не любил и не хочет связывать со мной жизнь. Мол, ему еще рано быть отцом и мужем, он хочет встать на ноги, а семья будет ему только мешать. Родители Сережи бегали к нам, уговаривали сына, но он так и не изменил своего решения.

Так и не исполнилась моя мечта. До сих пор я одна, хотя дочери уже шесть лет. Мама тоже рассталась со своим последним мужчиной. И живем мы втроем – три женщины без мужей и отцов. Я очень люблю свою дочь и даже с ужасом думаю, что ее могло бы не быть. И сделала бы это я сама. Однако, по-прежнему, моей самой большой мечтой остается семья, в которой меня и дочь защищал бы и берег мужчина. Но семьи все нет и нет. А дочка любого приходящего в дом мужчину называет папой.

(слайд 27) Преподаватель: Безусловно, нельзя сказать, что ранняя беременность имеет только негативные последствия. Есть, конечно, и счастливые исключения, как, например целеустремленная и не сломленная жизненными трудностями юная Катя Тихомирова из любимого многими кинофильма «Москва слезам не верит» в исполнении Веры Алентовой. Но много ли таких Кать? Все-таки, исключительными лучше быть в чем-то другом.

Дорогие девушки, это огромное счастье и огромная ответственность – быть матерью! Здоровье ваших детей в ваших руках. Я знаю, что не все из вас любят прислушиваться к советам врачей, педагогов, родителей. Конечно, жить “своим умом”, а по сути, без всякого рассуждения перелетать с цветка на цветок подобно бабочке, спешащей навстречу своим желаниям, гораздо приятнее. Но мне кажется, что легкомыслие здесь неуместно и даже преступно. Ведь с некоторых пор вы начинаете распоряжаться не только своей судьбой и своим здоровьем, но и судьбой и здоровьем другого человека… Того, который пока еще не родился. Того, который через несколько лет станет хозяином страны…

Хотелось бы закончить наш классный час словами Авроры Дюпен «Мы не можем вырвать из нашей жизни ни одной страницы, но можем бросить в огонь всю книгу.»

1. Байер К. Шейнберг Л., Здоровый образ жизни: Пер с англ. – М: Мир.1997

2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М. Рос. педагенство,1996.

3. Ижевский П.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.10-11 классы, М. Просвещение, 2001

4. Собкин В.С. Кузнецова Н.И. Российские подростки 90-х: движение в зону риска: Аналитический доклад – М. 2000.

5. Бубнов В.Г. Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний 9-11 класс М. издательство АТС 1999

6. ШептенкоП.А. Роль родителей в подготовке молодежи к семейной жизни .– Барнаул.1988