ПОДРОСТКОВАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ И ЮНОЕ МАТЕРИНСТВО. ПРИЧИНЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Крысько А.А. Ланцбург М.Е.

Подростковая беременность и юное материнство. Причины, проблемы и пути решения

(Из опыта работы Института прикладных наук, Гамбург, Германия)

Аннотация

В обзорной статье проводится анализ научных исследований, проведенных в Германии по различным аспектам подростковой беременности и юного материнства. Данная статья опирается на исследовательскую работу Сабины Биль, впервые опубликованную в 2006 году Институтом Прикладных Наук (Германия, Гамбург). Рассматриваются вопросы о причинах и последствиях подростковой беременности, обсуждаются критерии, которые влияют на выбор девушки относительно рождения будущего ребенка, показаны взгляды девушек-подростков за и против материнства. Наряду с этим приводятся примеры из практики специализированных консультационных центров Германии по вопросам подростковой беременности и юного материнства, а также примеры из практики школ Гамбурга по вопросам полового просвещения молодежи. В статье делается попытка сопоставить работу по половому просвещению и профилактике отказов от детей среди юных матерей в России и Германии.

Ключевые слова: подростковая беременность, юное материнство, половое просвещение, жизненные ориентации девушек, профилактика абортов, контрацепция, консультационные центры помощи беременным несовершеннолетним, программа полового просвещения подростков

Подростковая беременность в последние годы вызывает интерес

в обществе, что отражается в публикациях, как в научных изданиях, так и в СМИ. Чаще всего по отношению к подростковой беременности используют такую характеристику: «Дети, имеющие детей». На сегодняшний день, несмотря на то, что многие ученые из различных областей углубленно исследуют феномен подростковой беременности, вопрос о предупреждении, а так же о сопровождении подростковых беременностей, все равно остается открытым[15].

Жизненные ориентации современных девушек. Социологический аспект.

В основе современных немецких исследований жизненных ориентаций девушек лежит трехфазная модель Б. Кедди (1999), предполагающая наличие трех жизненных фаз, через которые поэтапно проходит женщина[15,20]:

Профессиональное самоопределение и начало трудовой деятельности.

Создание своей семьи. Рождение и воспитание детей.

Синдром «опустевшего гнезда». Возвращение к работе (при желании и возможностях)

В основе модели Б.Кедди - ориентация девушки на семью и детей, то есть ценность семьи и детей преобладает над ценностью карьерного роста на работе.

В исследовании, которое было проведено в 2006 году [ 15,с.20] были выделены следующие ориентации современных девушек:

Направленность только на семью и детей (20%)

Направленность только на работу и карьерный рост(20%)

Одновременная направленность на семью и на работу (60%)

Сегодня превалирует одновременная направленность на семью и на работу,[15] девушки дистанцируются от традиционных моделей и хотят совмещать как работу, так материнство.

Такая тенденция двунаправленности объясняется тем, что в результате модернизации социальные тенденции изменились, теперь

от человека требуется гибкость во многих сферах жизни, изменился и взгляд на роль женщины в обществе, поэтому чаще всего происходит конкуренция между профессиональными и семейными сторонами жизни, конфликт социальных ролей [15].

В работах российских ученых, также как и в немецких исследованиях рассматривается тенденция «совмещение работы и родительства (материнства)»[11,12,15]

Статья социолога Силасте Г.Г «Профессиональная мобильность и социальная адаптация молодых матерей на московском рынке труда» [12] посвящена проблеме интеграции профессионального труда и родительства в России, анализируется «незащищенность» молодых матерей на рынке труда. В данной работе представлены возможные траектории возвращения молодых матерей на рынок труда и в профессию без ущерба для материнства, рассматривается влияние экономического кризиса на трудовую и родительскую сферы жизни женщин в России [12].

Большинство респонденток Германии, принявших участие в исследовании «Основные жизненные ориентации и установки девушек в современном мире» выбирают двойную ориентацию на семью и профессию, авторы исследования замечают тот факт, что материнство не выходит на первый план. Обнаруживается тенденция — чем моложе девушка, тем менее она направлена на создание семьи и рождение ребенка[14].

Такую тенденцию мы можем увидеть и в исследованиях российских ученых, преимущественно социологов и психологов таких как Силасте Г.Г,Микаэлян Л.Л. Фисун Е.В, Голод С.И.,Синявская О.В. Тындик А.О. Головляницина Е.Б.[3,6,12,13,14]

Подростковая беременность. Юридический аспект.

В работе Сабины Биль приводятся статистические данные, подтверждающие тенденцию к увеличению из года в год числа подростковых беременностей и абортов в Германии (ежегодно отмечается прирост в 1,2–3,4%)[15,22,23].

Органами здравоохранения России и Германии признается присутствие и неофициальных данных по подростковой беременности. Эта неточность связана с тем, что в статистике фиксируется только рождение и смерть ребенка, а самопроизвольное прерывание беременности и нелегальные аборты никак не регистрируются. Это вызывает расхождение между официальными и реальными данными о числе подростковых беременностей.

В связи с этим в Германии в 1996 году вышел закон «о регистрации каждого аборта». В данном законе прописано то, что на аборт несовершеннолетней девушки (не достигшей 18 лет) нужно иметь разрешение родителей, а так же предоставлять персональные данные для занесения в базу данных, что ликвидирует всякую анонимность[15,с.38].

В Российском законодательстве об охране здоровья граждан есть статья «Искусственное прерывание беременности» (Ст.36),в которой содержатся положения о порядке производства аборта. В России решение об аборте требует согласия со стороны родителей для девушек в возрасте до 16 лет, с достижением шестнадцатилетия девушка сама « вправе» решать вопрос о сохранении или прерывании беременности. В России обсуждается проблематика границ возраста о принятии самостоятельного решения о прерывании беременности. Статистические данные показывают, что показатели подростковой беременности в период от 16 лет по сравнению с периодом до 16 лет возрастают в 3- 3,5 раза, при этом возрастает и число абортов. Решение об аборте не обязательно принадлежит самой беременной девушке, и может являться следствием ее «правовой безграмотности»[10,15].

Вопрос об анонимности является очень важным. В работах как немецких, так и русских исследователей выделяются 2 основные точки зрения [1,3,7,8,9,15,18,24]:

Участие других членов семьи в принятии решения об аборте может помочь в случае, если помехой для рождения является, финансовые вопросы или девушка не хочет бросать учебу, но не знает с кем оставить ребенка, то есть семья здесь выступает как источник ресурсов для материнства.

Другая точка зрения отмечает факт того, что если решение о сохранении беременности принимают другие члены семьи, чаще матери, а юной девушке совсем не нужен ребенок, то риск нарушения детско-родительских отношений, девиантного материнства, насилия над ребенком очень высоки, следовательно, здесь выделяется важная роль работы с детско-родительскими отношениями (оптимизация диадических отношений).

Сегодня тема анонимности при решении об аборте остается дискуссионной.

Причины и последствия ранней беременности.

В Германии в 2001 году по приказу Федерального центра просвещения по вопросам здравоохранения молодежи при поддержке института Бильфельда (BZgA) были проведены исследования и опубликованы данные об уровне грамотности в области половой и родительских сфер [15].

Эти данные позволяют выделить несколько тенденций[15]:

Чем старше девушка, тем меньше вероятность того, что она спросит свою маму о сексуальных отношениях и первом половом контакте.

Большинство учеников школ Восточной и Западной Германии хотели бы, чтобы школа была первым источником полового просвещения. Школа является важным источником просвещения особенно для тех подростков, для которых тема секса в семье «табу», например в религиозных семьях.

Большинство девушек — подростков не знают, какие услуги им могут предоставить женские консультации.

У большинства респондентов низкий уровень знаний о методах контрацепции, последствиях аборта, половых инфекциях, менструациях у девушек.

Для подростков основным важным моментом первого полового контакта является его «незапланированность и страстность», в связи с этим положением выявляется следующая тенденция: чем моложе респондент, тем выше процент незащищенного полового контакта.

Эти данные позволяют сделать предположение о том, что в связи с отсутствием информации о половых отношениях и с тем, что подростковому возрасту присущи «необдуманные, эмоциональные, рисковые» поступки, количество незащищенных половых связей в подростковом возрасте велико[15,с.41].

В России в исследованиях проведенных Кон И.С, Коломейцевем М.Г. были выявлены аналогичные тенденции [4,5,6].

Подростковое материнство. За и против.

Немецкие исследования эмоциональных реакций подростков на свою беременность позволили выявить преобладание реакции шока. Многие исследователи отмечают, что о беременности девушка узнает на поздних сроках, полагая, что увеличение массы и объема тела это гормональный сбой [2,11,15,16,18].

Аналогичные результаты были получены отечественными исследователями. В статье Брутмана В.И.,Радионовой М.С. «Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности» [1] анализируются субъективные переживания женщин, вынашивающих неожиданную, нежеланную беременность. В этой статье авторы выявили у участниц исследования «игнорирование» симптомов беременности, слабую эмоциональную реакцию и искажение представления о сроках беременности. В статье рассматривается и более «выраженные случаи», где отрицается беременность при наличии безусловных ее признаков (шевеление плода), например, одна повторно рожавшая женщина долго принимала шевеления плода за скопление газов в кишечнике и «лечила» себя, делая ежедневные клизмы[1].

В своей работе Сабина Биль обращает внимание на позиции девушек, которые столкнулись с беременностью по отношению к сохранению\прерыванию беременности.

В исследовании [15] Сабины Биль были выделены следующие критерии принятия решения «За и против материнства»: