Материнство и повивальное искуство (иконы и молитвы, помогающие при беременности и родах)

На протяжении веков и тысячелетий Культ почитания Великой Матери, а позже, с приходом христианства ставший почитанием Богоматери, напрямую влиял на сознание и быт народов, воплощаясь также в благоговейном уважении любой женщины как матери. Материнсое умение с раннего детства передавалось дочерям, которые воспитывались как будущие матери. Таинство рождения становилось доступным уже для девушки, и это означало что она становилась учасницей подготовления к родам, помогала беременной в подготовительном периоде при советах повивальницы. Это было в высшей мере свято и само таинство рождения проходило в точности как святая служба. К моменту детородного возраста такая девушка была уже готова стать матерью и сама беременность, роды и забота о детях не было для неё чем-то неизвестным.

Традиции, которые сопровождали беременности и роды, а также воспитание детей непрерывно передавались из поколения в поколения, от матери к дочери.

Беременная должна была вести благочестивый образ жизни. Внутри нее Господь творит душу и тело человека, и как ни в какой другой период жизни беременной необходимо заботиться о своей душе, быть любящей, милостивой, доброй, кроткой, правдивой, улучшать свои душевные качества, недопускать пороков и совершения грехов. Носящей во чреве следует удерживаться от раздражения, гнева, зависти, гордости, пустословия, злобы, испуга, страха и уныния во всех их проявлениях. Ибо все чувства, мысли, поступки, которые наполняют мать в период ожидания ребенка, непременно в той или иной степени передадутся малышу.

Беременная женщина должна была быть внимательной, плавно двигаться, следить за тем, что под ногами, чтобы не споткнуться, ходить осторожно. В народе говорили, что если беременная будет жевать на ходу, то ребенок будет крикливым. Строго настрого беременным запрещалось работать в праздничные дни. Предписывалось неукоснительно соблюдать празники и знать меру и ритм. В ином случае как гласило поверье могут быть преждевременные или запоздалые роды. Полностью запрещалось вязать или что-либо плести во время беременности. Это могло привести к провоцированию того, что ребенок мог в родах запутается пуповиной. Вместе с тем, женщины выполняли посильную работу и по дому, и в поле. Следовало удерживаться от лености и сонливости, быть бодрой, проворной на всякую работу, чтобы и дитя было трудолюбивым.

Носить дитя под сердцем старались с молитвою. Беременность и предстоящие роды - события, которые показывают божественное величие жизни.

В православном христианстве перед родами было принято брать благословение у священника и служить молебен с акафистами в честь икон Божьей Матери: «Взыграние младенца» и «В родах Помощница». Благодаря молитвам к этим иконам Богородицы случались чудеса в родах: не могущие разрешиться от бремени разрешались, сильные родовые боли проходили, и даже открывающиеся кровотечения в родах останавливались.

После родов служили молебн иконам Богородицы: «Млекопитательница» и «Воспитание». Это помогало наладить грудное вскармливание и правильно воспитывать ребёнка.

Мы приводим изображения этих священных икон с молитвой к каждой.

Икона Божией Матери «Взыграние младенца»

Молитва жене перед родами ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь.

Икона Божией Матери «В родах Помощница»

Молитва Божией Матери в честь Ея иконы «Помогательница женам чада рождати» и «В родах Помощница»

О Пресвятая Богородице, Мати наша милосердная! Яви на нас, в печали сущих и во гресех всегда пребывающих рабех Твоих (имена), милость Свою и не презри нас, многогрешных рабов Своих.

К Тебе прибегаем, Пресвятая Богородице, многое множество сознавая прегрешений наших и молимтися: посети немощствующыя наши души и испроси у возлюбленнаго Сына Твоего и Бога нашего дати нам, рабам Твоим (имена), прощение. Едина Пречистая и Благословенная, все упование наше на Тя возлагаем: Премилосердная Мати Божия, сохрани нас под покровом Своим.

Икона Божией Матери «Млекопитательница»

Молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Млекопитательница».

Молитва первая.

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыхании рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша к престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков.

Аминь.

Молитва вторая.

О Пресвятая Госпоже Владычице наша Богородице, Небесная наша Царице, млеком Христа Бога нашего питавшая, и нас недостойных и многогрешных Твоею богатою милостию питаеши. Спаси и избави нас грешных рабов Твоих от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй нас в дневных часех, во утренних и вечерних и во всякое время сохрани нас: стоящих, сидящих соблюди и на всяких путех ходящих и в ночных часех спящих покрый и заступи. Защити нас, Владычице Богородице, от всех наших враг видимых и невидимых и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди нам, Мати Преблагая, необоримая стена и крепкое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Аминь.

Икона Божией Матери «Воспитание»

Как правило, повивальницами были опытные, не раз рожавшие женщины, которые оказывали помощь в родах и знали в этом толк. Помимо умения принимать роды (повивального искуства), повивальница должна была обладать безупречной репутацией, быть доброй, кроткой, молчаливой, ловкой и трудолюбивой. Повивальница приходила в дом, крестясь, переступала порог и читала молитву, а потом принималась за дело. Перед иконами теплилась лампада, зажигались Сретенские, Пасхальные свечи, кто-то из членов семьи, например муж, читал молитвы, особые главы Евангелия, призывая на помощь Господа. В родах испрашивали помощи у святых великомучениц Варвары и Екатерины.

Повивальница направляла действия женщины в родах, заваривала напитки из трав, делала растирания, поддерживала промежность, окропляла роженицу святой водой, читала тайные святые молитвы. Повивальница должна была подхватить новорожденного, чтоб не упал, не ударился. В родах женщине полагалось ходить, переступать через пороги. Роженице распускали волосы, развязывали все узлы на одежде. В доме открывали все сундуки, двери, символично помогая процессу раскрытия шейки матки. Если роды затягивались, затруднялись, повивальница просила пойти в церковь и попросить священника помолиться о роженице и открыть Царские врата.

Повивальница ожидала рождения плаценты, которую называли «место» и помогала завязать и перерезать пуповину. Завязывалась пуповина льняной или конопляной нитью, «чтоб в семье дальше рождались дети». Пуповину отрезали и перевязывали с молитвой и пожеланиями долгих лет, здоровья, счастья. Если рядом был отец, то пуповину доверяли перерезать ему. После того как пуповина отсохнет, ее клали между иконами в сундук, сохраняя как талисман. Он применялся для лечения ребёнка в случае такой нужды.

Плаценту - «место» или «послед», «гнездо» закапывали во дворе под молодое плодовое дерево.

Непосредственно после родов (в течении первых минут) повивальница произносила тайную молитву. Это очень важная молитва. Её выполняла именно повивальница и ТОЛЬКО женщина. Затем наступал черёд трём молитвам первого дня по рождении (после рождения плаценты и спустя несколько часов), читаемых священником. На восьмой день производилось наречение имени. Затем на 40-й день совершалось воцерковление (женщина приходила в церковь с новорожденным, где совершался обряд очищения и введения в храм).

Заказ треб на Святой Земле